РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности для учащихся 7-9 классов (в том числе с ОВЗ(ЗПР))
«Путешествие в XIX век»
Содержание
Пояснительная записка 3
Планируемые результаты 4
Содержание 5
Тематическое планирование 5
Список использованной литературы 6
Приложение 1 7
Приложение 2 10
Приложение 3 11
Пояснительная записка
Чтение классической литературы для современных подростков аналогично чтению текстов на иностранном языке. Они не понимают значения огромного количества слов, которые встречают в произведениях литературы XIX века. Одной из причин является незнание значения историзмов. Без знания исторических фактов и реалий трудно познать литературное произведение. Невозможно до конца понять содержание «Капитанской дочки» А.С. Пушкина и «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя, не имея представления о времени их действия. Понимание любого текста невозможно без превращения слова в нашем сознании в образ. Учащиеся попадают в психологически сложную ситуацию. Не понимая смысла текста, они прекращают читать дальше или читают до конца, мало что, понимая, и на уроках страдают от того, что «читал и не понял». Особенно сложно детям с ОВЗ (ЗПР) из-за ограниченного кругозора и бедного лексикона. У них возникает стойкая неприязнь к предмету, которую сложно перебороть. Данный курс рассчитан на расширение представлений об обществе XIX века, быт которого отражен в литературных произведениях того времени. Таким образом, освоив программу курса, учащиеся лучше станут понимать содержание художественных произведений, написанных в XIX веке и историю этого времени, изучаемую в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие в XIX век» предназначена для учащихся 7-9 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Тосно» (в том числе и детей с ОВЗ(ЗПР)) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания. Программа предполагает интеграцию сведений из литературы и истории, межпредметные связи другими школьными предметами (русский язык, информатика и ИКТ, ИЗО) с учётом образовательной программы 7-9- классов. Программа позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы. Она рассчитана на 34 часа и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности с учетом использования информационно-коммуникационных технологий, технологий развивающего обучения, технологии обучения в сотрудничестве.
Цель программы – расширить представления учащихся об особенностях эпохи XIX века.
Задачи программы:
- вызвать интерес к жизни людей XIX века;
- пробудить в учащихся потребность к самостоятельному чтению художественной классической литературы XIX века;
- совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;
- развить индивидуальные способности каждого ученика;
- совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения, картинами, экранизациями;
- развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в Интернете;
- приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
Рабочей программой предусмотрены следующие формы организации занятий: беседа, работа со словарями, анализ произведений живописи и эпизодов экранизаций, работа с Интернет-ресурсами, составление таблиц. Задания выполняются в группах, в каждую из которых может быть включен учащийся с ОВЗ(ЗПР). Он получает отдельное задание. Предполагаемый результат – оформленная (либо в электронном, либо в печатном виде) мини-энциклопедия быта XIX века, включающая в себя статьи с разъяснением отдельных историзмов, примеры из литературных произведений, иллюстрации (подобранные или созданные самостоятельно), таблицы, интересные факты.
Для достижения наиболее эффективного результата реализации программы рекомендуется проводить занятия в кабинете информатики, оборудованным компьютерами с выходом в Сеть Интернет, так как задания предусматривают использование разрешенных Интернет-ресурсов.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование мотивации изучения и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Литература» и «История»
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование общекультурной идентичности как составляющих гражданской идентичности личности.
Метапредметные:
- формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать языковой материал;
- развитие умения работать в группе, готовность к сотрудничеству;
- формирование умений работы с таблицами;
- развитие научного мышления школьников;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
- развитие способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Предметные:
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
- сопоставление словесного искусства и его воплощения в других искусствах;
- умение работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки и презентации.
Содержание
Раздел 1 Дворяне и крестьяне
Содержание раздела: дворяне и их титулы, крепостные крестьяне, дворовые люди, охота как хобби высшего сословия.
Раздел 2. Армия и гвардия
Содержание раздела: служба в армии, военные чины, офицер и солдат, разновидности войск.
Раздел 3. Чины и звания
Содержание раздела: государственные служащие, чиновники, «табель о рангах», придворные чины и звания.
Раздел 4. Земли и власти
Содержание раздела: губернии и уезды, городская полиция, жандармерия, суд.
Раздел 5. Обращение к людям
Содержание раздела: близкие люди, официальные обращения, духовное родство, слово («ер-с»).
Раздел 6. Меры измерения.
Содержание раздела: длина, площадь, вес, температура.
Раздел 7. Деньги.
Содержание раздела: деньги, ценные бумаги, сопоставление с современными деньгами.
Раздел 8.Транспорт
Содержание раздела: средства передвижения, виды экипажей, железные дороги.
Раздел 9. Быт и досуг
Содержание раздела: интерьер и мебель, еда и напитки, болезни и лечение, игры и развлечения.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
-
|
Дворяне и крестьяне |
4 |
-
|
Армия и гвардия |
4 |
-
|
Чины и звания |
4 |
-
|
Земли и власти |
3 |
-
|
Обращение к людям |
4 |
-
|
Меры измерения |
3 |
-
|
Деньги и ценные бумаги |
3 |
-
|
Средства передвижения |
4 |
-
|
Быт и досуг |
4 |
-
|
Итоговое занятие |
1 |
|
Всего |
34 |
Список использованной литературы
1)Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». Москва «Дрофа» 2003 г.
2) Лотман Ю.М. "Беседы о русской культуре". – Санкт-Петербург, «Искусство», 1994.
3) Федосюк Ю.А. «Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта 19 века». – М.,»Наука», 2017.
4) Шолпо И. «Как научить подростка читать?». – М., «ЛомоносовЪ», 2009.
Полная информация во вложении.
|