Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

СКАЧАТЬ (21.5 Kb) 28.09.2020, 22:38
Федотова Наталья Петровна
учитель начальных классов, МКОУ "СОШ №2" им.генерала армии В.И.Исакова. г.Кирова Калужской области
Пояснительная записка Главной задачей обучения детей в школе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка Обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно ориентированным. Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая должна начинаться с начальной школы. Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан курс «Развитие творческих способностей» Курс «Развитие творческого мышления» базируется на подходах и стратегиях развития творческого мышления по Дж. Гилфорду и Дж. Рензулли с введением элементов учебной деятельности таких как:

- планирование
- моделирование
- оценка
- рефлексия
и сочетанием индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Цель курса: системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей

Задачи:
- противопоставление конвергентного и дивергентного мышления;
- помощь ребятам в выражении себя через создание различных творческих работ;
- способствование развитию мышления;
- воплощение детьми своих творческих идей в индивидуальной, парной и групповой работе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Курс развития творческих способностей включает в себя специально подобранные и расположенные в определенной последовательности упражнения и задания. Все задания могут выполняться как с помощью письма, так и рисования, поэтому они доступны даже для тех детей, которые еще не полностью овладели навыками письма. Так же на занятиях дети выполняют творческие работы, разыгрывают сценки. Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс состоит из 4 независимых выпусков. Наиболее эффективна работа со всеми четырьмя выпусками Курса последовательно. Каждый выпуск Курса содержит в 1 классе 33 урока — по одному уроку в неделю на весь учебный год, во 2,3,4классах 34 урока. При этом количество занятий может быть увеличено за счет дополнительных заданий, предлагаемых в описании каждого урока.
Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс развития творческих способностей специально разрабатывался для обучения одаренных детей, но в силу своих конструктивных особенностей оказался пригодным для обычных детей и даже детей, несколько отстающих в развитии. Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит специальными систематическими занятиями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

Планируемые результаты:
В результате проведения указанного курса у детей формируются следующие умения, навыки, способности:
- аккуратность
- скорость выполнения задания
- степень точности и подробности ответа
- степень соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях)
- оригинальность суждений
- необычность
- детальность разработки
- способности к самооценке

В процессе выполнения заданий курса у детей развиваются такие качества как:
беглость – способность быстро генерировать поток идей, решений и т.д;
гибкость – навык применения разнообразных подходов и стратегий при решении задач;
оригинальность – способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;
способность к детальной проработке – это способность развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать идеи, сюжеты и рисунки.
Следует отметить, что качества, навыки и умения, приобретенные в ходе занятий по этой программе, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ Тема занятия Количество часов
1 Введение 4
2 Метод мозговой атаки. 14
3 Метод обратной мозговой атаки. 14
4 Синектика. 18
5 Метод контрольных вопросов. 16
6 Ассоциации и творческое мышление. 14
7 Морфологический анализ. 14
8 Метод фокальных объектов. 14
9 Алгоритм решения творческих задач. 4
10 Итоговое занятие. 4
11 Тестирование 16
Итого: 132

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся , 1 класс

Тема
Деятельность учащихся
Раздумье о словах Создать в классе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением.
От точки к точке Развитие гибкости, беглости. Развитие способности классифицировать поведенческую информацию различными способами.
Истории и сказки Развитие вербальной беглости. Развитие способности придумывать тексты, соответствующие новым идеям
Настроение Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма
Праздник Развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями
Рассказ по картинкам Равитие способности создавать символические связи
Что ты видишь? Развитие вербальной беглости и гибкости
Нарисуй лица Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию
Одежда Развитие гибкости мышления
О чем ты думаешь? Развитие гибкости и оригинальности
Забавы с геометрическими фигурами Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементо
Новая жизнь старых вещей Развитие умения находить нестандартное решение
Сочинение стихов Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости
Активные буквы Развитие гибкости мышления
Только для детей Развитие способности придумывать слова, соответствующие новым идеям
Придумай животное Развитие невербальной
оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
Итоговое занятие Магическая дверь
Тестирование (Торренс)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 2 класс

Тема
Деятельность учащихся
Рассуждение о вещах Развитие беглости мышления. Развитие способности подбирать вещи в группу согласно их общим свойствам

Что произойдет, если… Развитие воображения и творческого мышления. Формирование представления об относительности размеров

Головные уборы Развитие творческого воображения. Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей.
Письмо рисунками Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма
«Загогулина для рисунка» Развитие способности к интегрированию частей в целое
Что случилось? Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке
Что ты видишь? Развитие вербальной беглости и гибкости
Буквы и слова Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию
Тайные шифры Развитие гибкости мышления
Придумай значок Развитие гибкости и оригинальности
Волшебный бинокль Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие фантазии и творческого мышления
Фирменные знаки Развитие умения находить нестандартное решение
Диафильмы Развитие способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости
Причина для объединения Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности классифицировать информацию разными способами
Необычная сказка Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям
Рекламный щит Развитие невербальной
оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
давайте представим, что… Развитиев оображения, фолрмирование навыка творческого сочинения
Итоговое занятие

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 3 класс

Тема
Деятельность учащихся
Невероятные ситуации Развитие беглости и оригинальности. Развитие воображения и мышления

Придумай слово Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма
Найди подходящие слова Развитие гибкости и оригинальности. Развитие способности подбирать более подходящие слова для выражения своих мыслей
Если нельзя, но очень надо Развитие гибкости и оригинальности. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма
Завершение фигуры Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки
Изменения и улучшения Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке
Эпитеты и сравнения Развитие вербальной беглости и оригинальности. Развитие придумывать красочные эпитеты
Смешение свойств Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию
Спрячь слово Развитие гибкости мышления
Как поднять другому настроение Развитие беглости. Развитие способонсти придумывать способы улучшения настроения у окружающих
Эмоции и настроения Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие способности классифицировать поведенческую информацию разными способами
Кроссворды Развитие умения находить нестандартное решение. Развитие фантазии и творческого мышления
Газетный репортаж Развитие способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации
Придумай предложение Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности организовывать отдельные слова в сложные идеи
Гости с других планет Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям. Создание оригинальных сочинений
Спрятавшиеся рисунки Развитие невербальной
оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
Незавершенные истории Развитиев воображения, фолрмирование навыка творческого сочинения
Итоговое занятие
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 4 класс

Тема
Деятельность учащихся
Что любит Пончик Развитие беглости, гибкости
Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами
Баллада о кроте Развитие вербальной беглости
Развитие навыков работы методом мозгового штурма
Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации
Треугольный робот Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией
Как из «мухи» сделать «слона» Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости
Слова-настроения или звуки Нового года Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства и настроения
«Слово- ухо» Развитие способности создавать символические связи между значениями слов и способом их написания
Армия групп
ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона) Развитие вербальной беглости и гибкости
Зимой и летом одним цветом Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы
Игра в прятки Развитие невербальной
оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
Придумай ребус Развитие гибкости мышления
«Электропуговица» или как придумывать новые слова Развитие придумывать новые слова соответствующие новым идеям. Развитие вербального воображения
Образы-символы Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями
Придумай заголовок Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу
Подписи к карикатурам Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале
Поговорка дракона Развитие гибкости и оригинальности
Боевик «Красная шапочка» Развитие оригинальности и разработанносит.
Развитие воображения, формирование навыка творческого сочинения
Итоговое занятие
Тестирование (Торренс)


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для осуществления образовательного процесса по программе «Развитие творческого о мышления» необходимы следующие принадлежности:
• компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
• каждый обучающийся для занятий должен иметь: рабочую тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей (в 2-х частях), цветные карандаши (фломастеры), линейку, ластик.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Учебно-методический комплект: (см. список литературы)
2. Карточки с логическими задачами и заданиями для игры рассуждения (1-4 год обучения)
3. Карточки для выполнения заданий на внимательность (методическое пособие 1, 2, 3, 4 года обучения)

ЛИТЕРАТУРА
Литература для преподавателя
1. Н.К. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –М.: Аст-Пресс, 1999.
2. Гурская Н.В. Развитие логического стиля мышления и творческого образования. Материалы VI Международной конференции
3. «Там, за тридевять земель…». Материалы Х Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 1999.
4. Применение способностей младших школьников в центре дополнительных новых технологий в образовании», 1995.
5. Гин А.А Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.


Категория: Блоги | Добавил: Fedotova00
Просмотров: 765 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог