Пояснительная записка Главной задачей обучения детей в школе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка Обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно ориентированным. Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая должна начинаться с начальной школы. Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан курс «Развитие творческих способностей» Курс «Развитие творческого мышления» базируется на подходах и стратегиях развития творческого мышления по Дж. Гилфорду и Дж. Рензулли с введением элементов учебной деятельности таких как:
- планирование
- моделирование
- оценка
- рефлексия
и сочетанием индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Цель курса: системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей
Задачи:
- противопоставление конвергентного и дивергентного мышления;
- помощь ребятам в выражении себя через создание различных творческих работ;
- способствование развитию мышления;
- воплощение детьми своих творческих идей в индивидуальной, парной и групповой работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс развития творческих способностей включает в себя специально подобранные и расположенные в определенной последовательности упражнения и задания. Все задания могут выполняться как с помощью письма, так и рисования, поэтому они доступны даже для тех детей, которые еще не полностью овладели навыками письма. Так же на занятиях дети выполняют творческие работы, разыгрывают сценки. Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс состоит из 4 независимых выпусков. Наиболее эффективна работа со всеми четырьмя выпусками Курса последовательно. Каждый выпуск Курса содержит в 1 классе 33 урока — по одному уроку в неделю на весь учебный год, во 2,3,4классах 34 урока. При этом количество занятий может быть увеличено за счет дополнительных заданий, предлагаемых в описании каждого урока.
Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс развития творческих способностей специально разрабатывался для обучения одаренных детей, но в силу своих конструктивных особенностей оказался пригодным для обычных детей и даже детей, несколько отстающих в развитии. Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит специальными систематическими занятиями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
Планируемые результаты:
В результате проведения указанного курса у детей формируются следующие умения, навыки, способности:
- аккуратность
- скорость выполнения задания
- степень точности и подробности ответа
- степень соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях)
- оригинальность суждений
- необычность
- детальность разработки
- способности к самооценке
В процессе выполнения заданий курса у детей развиваются такие качества как:
беглость – способность быстро генерировать поток идей, решений и т.д;
гибкость – навык применения разнообразных подходов и стратегий при решении задач;
оригинальность – способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;
способность к детальной проработке – это способность развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать идеи, сюжеты и рисунки.
Следует отметить, что качества, навыки и умения, приобретенные в ходе занятий по этой программе, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ Тема занятия Количество часов
1 Введение 4
2 Метод мозговой атаки. 14
3 Метод обратной мозговой атаки. 14
4 Синектика. 18
5 Метод контрольных вопросов. 16
6 Ассоциации и творческое мышление. 14
7 Морфологический анализ. 14
8 Метод фокальных объектов. 14
9 Алгоритм решения творческих задач. 4
10 Итоговое занятие. 4
11 Тестирование 16
Итого: 132
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся , 1 класс
Тема
Деятельность учащихся
Раздумье о словах Создать в классе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением.
От точки к точке Развитие гибкости, беглости. Развитие способности классифицировать поведенческую информацию различными способами.
Истории и сказки Развитие вербальной беглости. Развитие способности придумывать тексты, соответствующие новым идеям
Настроение Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма
Праздник Развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями
Рассказ по картинкам Равитие способности создавать символические связи
Что ты видишь? Развитие вербальной беглости и гибкости
Нарисуй лица Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию
Одежда Развитие гибкости мышления
О чем ты думаешь? Развитие гибкости и оригинальности
Забавы с геометрическими фигурами Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементо
Новая жизнь старых вещей Развитие умения находить нестандартное решение
Сочинение стихов Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости
Активные буквы Развитие гибкости мышления
Только для детей Развитие способности придумывать слова, соответствующие новым идеям
Придумай животное Развитие невербальной
оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
Итоговое занятие Магическая дверь
Тестирование (Торренс)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 2 класс
Тема
Деятельность учащихся
Рассуждение о вещах Развитие беглости мышления. Развитие способности подбирать вещи в группу согласно их общим свойствам
Что произойдет, если… Развитие воображения и творческого мышления. Формирование представления об относительности размеров
Головные уборы Развитие творческого воображения. Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей.
Письмо рисунками Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма
«Загогулина для рисунка» Развитие способности к интегрированию частей в целое
Что случилось? Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке
Что ты видишь? Развитие вербальной беглости и гибкости
Буквы и слова Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию
Тайные шифры Развитие гибкости мышления
Придумай значок Развитие гибкости и оригинальности
Волшебный бинокль Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие фантазии и творческого мышления
Фирменные знаки Развитие умения находить нестандартное решение
Диафильмы Развитие способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости
Причина для объединения Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности классифицировать информацию разными способами
Необычная сказка Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям
Рекламный щит Развитие невербальной
оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
давайте представим, что… Развитиев оображения, фолрмирование навыка творческого сочинения
Итоговое занятие
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 3 класс
Тема
Деятельность учащихся
Невероятные ситуации Развитие беглости и оригинальности. Развитие воображения и мышления
Придумай слово Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма
Найди подходящие слова Развитие гибкости и оригинальности. Развитие способности подбирать более подходящие слова для выражения своих мыслей
Если нельзя, но очень надо Развитие гибкости и оригинальности. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма
Завершение фигуры Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки
Изменения и улучшения Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке
Эпитеты и сравнения Развитие вербальной беглости и оригинальности. Развитие придумывать красочные эпитеты
Смешение свойств Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию
Спрячь слово Развитие гибкости мышления
Как поднять другому настроение Развитие беглости. Развитие способонсти придумывать способы улучшения настроения у окружающих
Эмоции и настроения Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие способности классифицировать поведенческую информацию разными способами
Кроссворды Развитие умения находить нестандартное решение. Развитие фантазии и творческого мышления
Газетный репортаж Развитие способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации
Придумай предложение Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности организовывать отдельные слова в сложные идеи
Гости с других планет Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям. Создание оригинальных сочинений
Спрятавшиеся рисунки Развитие невербальной
оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
Незавершенные истории Развитиев воображения, фолрмирование навыка творческого сочинения
Итоговое занятие
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 4 класс
Тема
Деятельность учащихся
Что любит Пончик Развитие беглости, гибкости
Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами
Баллада о кроте Развитие вербальной беглости
Развитие навыков работы методом мозгового штурма
Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации
Треугольный робот Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией
Как из «мухи» сделать «слона» Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости
Слова-настроения или звуки Нового года Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства и настроения
«Слово- ухо» Развитие способности создавать символические связи между значениями слов и способом их написания
Армия групп
ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона) Развитие вербальной беглости и гибкости
Зимой и летом одним цветом Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы
Игра в прятки Развитие невербальной
оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
Придумай ребус Развитие гибкости мышления
«Электропуговица» или как придумывать новые слова Развитие придумывать новые слова соответствующие новым идеям. Развитие вербального воображения
Образы-символы Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями
Придумай заголовок Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу
Подписи к карикатурам Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале
Поговорка дракона Развитие гибкости и оригинальности
Боевик «Красная шапочка» Развитие оригинальности и разработанносит.
Развитие воображения, формирование навыка творческого сочинения
Итоговое занятие
Тестирование (Торренс)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для осуществления образовательного процесса по программе «Развитие творческого о мышления» необходимы следующие принадлежности:
• компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
• каждый обучающийся для занятий должен иметь: рабочую тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей (в 2-х частях), цветные карандаши (фломастеры), линейку, ластик.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Учебно-методический комплект: (см. список литературы)
2. Карточки с логическими задачами и заданиями для игры рассуждения (1-4 год обучения)
3. Карточки для выполнения заданий на внимательность (методическое пособие 1, 2, 3, 4 года обучения)
ЛИТЕРАТУРА
Литература для преподавателя
1. Н.К. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –М.: Аст-Пресс, 1999.
2. Гурская Н.В. Развитие логического стиля мышления и творческого образования. Материалы VI Международной конференции
3. «Там, за тридевять земель…». Материалы Х Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 1999.
4. Применение способностей младших школьников в центре дополнительных новых технологий в образовании», 1995.
5. Гин А.А Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.
|