Основы религиозных культур и светской этики
Основы православной культуры
4 класс
Рабочая тетрадь
Ложкина Наталья Борисовна
учитель начальной школы
МОУ «СОШ № 64 им.Б.Ручьева»
г.Магнитогорска
Урок 1. Тема:_________________________________________
Наша страна называется____________________________, столица нашей Родины ______________________.
Рассмотрите флаги государств, найдите флаг России.
Духовный культура - это ___________________________________________
Традиция - это ___________________________________________________
Что можно передавать? ____________________________________________
Подчеркни духовные ценности: красота, игрушки, деньги, семья, аквариум, автомобиль, доброта, квартира, любовь, дом, мир, книги, чуткость, честность, телевизор, милосердие.
Традиции моей семьи: _______________________________________________
Урок 2. Тема:_______________________________________________________
Культура - это ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Культура помогает стать человеку ____________________________________
Внутри человека есть нравственный закон. Этот закон сохраняется и передается религией.
Религия - это _______________________________________________________
Религиозные традиции - это___________________________________________
Православие - это ___________________________________________________
Прочитай стихотворение М.Л.Матусовского «С чего начинается Родина»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А, может, она начинается
Со стука вагонных колёс,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
С чего начинается Родина...
Урок 3. Тема:___________________________________________
Под словом Бог в православии понимается __________________
Заполните лепестки цветка
Как вы понимаете выражения и пословицы?
Убогий человек - _______________________________________________
У Бога всего много - _____________________________________________
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт - _________________________________
Тот не унывает, кто на Бога уповает - _______________________________
Урок 4. Тема: __________________________________________________
Православие - _________________________________________________
Обращение к Богу называется ____________________________________
Молитва
«Аллилуйя!»
«Подай, Господи!»
Самая высокая молитва – славословие, хваление
Отче наш Отец наш
иже
еси
На небесех
Да святится имя Твое
Да приидет Царствие Твое
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим
И не введи нас во искушение
Но избави нас от лукавого
Урок 5. Тема:_____________________________________
Христианин - ____________________________________
Книга, рассказывающая об Иисусе Христе называется
________________________________________________
Пророки - _________________________________________________________
Апостолы - ________________________________________________________
ЕВАНГЕЛИЕ (благая весть) – это часть Библии, которую написали апостолы о жизни и учении Иисуса Христа.
Авторы «Евангелие» - ____________________________________________
Символы евангелистов
________________ ______________ _______________ _______________
Составь пять вопросов по тексту статьи учебника (с.21-26)
____________________________________________________________________
Урок 6. Тема:_______________________________
Проповедь - это ______________________________
Выбери утверждения, с которыми согласен (закрась )
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит.
Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.
Доброе слово лечит, злое - калечит.
Кто богат, тот мне и брат.
Выбери сокровища, которые никогда не исчезнут (закрась нужные карточки)
Почему проповедь Иисуса Христа называют Нагорной?
_________________________________________________________________
Заполни таблицу:
Урок 7. Тема: ______________________________________________________
Как поступают, когда любят? _________________________________________
__________________________________________________________________
Чтобы быть ближе к ребёнку, мама ____________________________________
Чтобы быть ближе к человеку, Бог______________________________________
Голгофа - __________________________________________________________
Распятие - _________________________________________________________
Выберите высказывания под нужной буквой. Обведите правильный ответ. Прочитайте буквы сверху вниз, у тебя получится слово.
1.Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире?
Р) Злом отвечать на зло
З) С добрыми быть добрым, со злыми быть злым
К) Любить врагов
2.Что составляет истинное богатство христианина?
О) То, что христианин лучше остальных
Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела
А)Земные богатства
3. Кого учил любить Иисус Христос?
Е) Любить всех людей, даже врагов
М) Любить тех, кого нам хочется любить
И) Любить тех, кто нас любит
4.Какое сокровище нельзя украсть?
У) Которое никому не нужно
С) Которое человек собирает на Небе
Г) Которое хорошо спрятано
5.Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной проповеди, означает:
Т) Быть настоящим христианином
П) Быть сомневающимся человеком
Д) Быть далеким от Бога
Какое слово у тебя получилось? __________________ - это символ православных христиан, знак любви Бога к людям.
Нарисуй православный крест.
Урок 8. Тема: __________________________________________________
Прочитайте статью учебника на с.39-44 и заполни таблицу:
Вопрос Ответ
1.С кем связано знакомое тебе слово «воскресенье»?
2.Что означает древний славянский корень «крес»?
3.Что означает слово «воскресение»?
4.Каким стало тело Христа после воскресения по рассказам учеников?
5.Чего желают христиане после смерти?
6.Что означает имя ИИСУС?
7.Почему Христос именуется Спасителем (Спасом)?
8.Ради чего Иисус пошёл на крест?
9.Что берёт на себя Христос?
10.Что произошло с Иисусом Христом после сметри?
Приведи примеры возобновления жизни в природе: ________________________
Главный пасхальный гимн: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
На Пасху принято печь _______________________, красить ___________ и дарить их всем.
В этот день все приветствуют друг друга словами _______________________________ ! и отвечают _________________________________!
К Пасхе христиане готовятся ____ дней, они соблюдают пост.
В чём состоит христианский пост? ____________________________________________
Урок 9. Тема: _________________________________________________
У человека есть
ДУША ТЕЛО
ходит
думает
питается
мечтает
любит
болеет
растёт
(покажи стрелочками свойства души и тела)
Внутренний мир человека - это _________________________________________
Чем человек отличается от животного?
беспокоится
думает
чувствует боль
помогает ближним
кушает
сострадает
сорадуется
боится
подвластен совести
философствует
творит
создает новое
говорит
ищет истину
сомневается
Чем вылечить болезни души?
ненависть преданность
зависть правда
ложь любовь
жадность доброжелательность
жестокость радость
предательство щедрость
раздражительность милосердие
(найди пару и соедини стрелочками)
Напиши мини-сочинение на выбор: «Душа обязана трудиться», «О душе подумай», «На душе легко и радостно»
_______________________________________________________________________
Урок 10. Тема: _______________________________________
Добро - _______________________________________________
Зло - _________________________________________________
Преступление направлено против ________________________
Грех направлен против __________________________________
Различать добро и зло человеку помогает
Выполняет два дела:
1. Перед выбором подсказывает ____________________________
2. После ошибки призывает ________________________________
Кто и кого должен благодарить и каким образом?
_________________________________________________________
Нарисуй рисунок на тему «Добро и зло»
Урок 11. Тема: _______________________________
Заповеди - это _______________________________
Кто получил заповеди? _______________________
Когда? _____________________________________
Где? _______________________________________
Зачем Бог дал людям нравственный закон? ____________________________________________
Какие заповеди нарушены?
___________________________ _________________________
Прочитай в учебнике с.58-50 и заполни таблицу:
Заповедь От чего предостерегает заповедь Как советует поступать любящее сердце?
«Почитай отца твоего и матерь твою»
«Не убивай»
«Не кради»
«Не лги»
«Не завидуй»
Урок 12. Тема _____________________________
Иисус Христос заповедовал любить ближнего как _________________________
Ближний - это тот, ___________________________
Любите ___________________________
(слова Иисуса Христа)
«Бумажный петушок» К. В. Лукашевич
Из бумаги петушка
Люба смастерила,
Разукрасила бока,
Гребень приклеила,
И, любуясь петушком,
Любочка присела
И приветным голоском
Песенку запела:
«Знаешь ли, мой петушок,
Есть такие дети,
У которых близких нет
Никого на свете.
Мама ласковой рукой
Их не приголубит,
И игрушки никакой
Им никто не купит.
Ты лети, мой петушок,
Сядь к ним на окошко:
Пусть с тобою веселей
Будет им немножко…»
Какие образы, картины себе представил? Нарисуй.
|