В условиях перехода на новые образовательные стандарты второго поколения учитель пытается переосмыслить свой педагогический опыт. Содержание современного образования обогащается новыми процессуальными универсальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. ФГОС меняет формат деятельности педагога: учитель переходит от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельностному. Главной составляющей на уроке теперь является не только деятельность учителя, но и осмысленная деятельность обучающихся, которым предоставляется возможность самостоятельно, в определённой последовательности открывать для себя новые знания.
В традиционном понимании культура речи – это степень овладения литературным языком, его нормами и ресурсами, в целях наиболее эффективного общения в разных коммуникативных условиях. Развитие речевой культуры обучающихся является важнейшим направлением в моей педагогической деятельности. На уроках литературы я использую различные приёмы, формы работы для активизации познавательной деятельности обучающихся. Одной из таких продуктивных форм работы является использование рабочих листов, которые я могу предложить обучающимся на разных этапах изучения литературного материала. Этот формат работы позволяет обеспечить глубокое и полное усвоение учебного материала.
Рабочий лист на уроках литературы – это система заданий по определенной теме или разделу, разработанная с целью обучения работе с информацией и овладения способами отбора уместных и оправданных языковых средств, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативной цели. Учебный материал дробится на несколько логически завершенных частей, причем каждая следующая часть связана с предыдущей. Такой способ подачи информации позволяет обучающемуся сфокусировать внимание на ключевых моментах темы или раздела. Целесообразность использования рабочего листа на уроках литературы в старшей школе обоснована большим объемом информации, которую каждому обучающемуся необходимо освоить. Рабочий лист может применяться как для урочной, так и для домашней работы. Такая форма работы позволяет не только выстроить логику усвоения новых знаний (восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия), но и из года в год усложнять содержательную и коммуникативную составляющую заданий. Обучать заполнению рабочего листа лучше всего начинать с 5-6 класса. Наполнение рабочего листа зависит от типа урока, поэтому количество заданий и их сложность всегда варьируется. Для достижения оптимальных результатов я готовлю несколько вариантов рабочих листов. Так, например, в 9 классе при изучении лирики А. С. Пушкина мною были разработаны РЛ по каждому тематическому направлению. Вариант 1.
Вариант 2.
Немного иной формат рабочих листов и комплекс заданий использую при изучении драматических и прозаических произведений. Например, РЛ по изучению творчества А.Н. Островского и его драмы «Гроза».
Рабочие листы на уроке литературы побуждают обучающихся изучать большее количество информации, совершенствовать навыки письменной речи, развивать свою речевую культуру, искать нестандартные пути решения учебных задач. Учителю же РЛ позволяют оценить комплексно уровень успешности учеников в совершенствовании речевой культуры.
Литература.
1. Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. «Окей-книга», 2009
2. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. – Москва, 1962.
3. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
4. Колокольцев, Н.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – Москва, 1980.
5. Коровина, В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: Диссертация... д-ра педагогических наук. – Москва,1994.
6. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.,1975
7. Леонов, С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы. – Москва, 1999.
8. Мальцева, К.В. Развитие устной речи учащихся. – Киев, 1987.
9. Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы Издательство: М.: Просвещение ,1992.-192 с.
10. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. – Москва, 1985.
|