Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки. Научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до трёх лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребёнком установление гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно, помочь ребёнку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Дети трёх лет осознают необходимость выполнения культурно-гигиенических навыков к предстоящей деятельности. «Надо мыть руки, потому что будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причёсываться, чтобы быть красивым». Выразить в речи составляющую навык последовательности операций, условие их выполнения. Младшие дошкольники ещё затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения процесса; например, для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по - прежнему привлекает сам бытовой процесс.
Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.
Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми, вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Дети до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно.
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают ребенка на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия ребенка.
Например:
• при умывании: Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вот и сухо!
• при расчёсывании: Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки, расчешу.
• при кормлении: Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка, за ложкой,
Ели понемножку.
• при засыпании: Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи это пятки - мягки, да сладки?
Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!
• при одевании: Даша варежку надела. "Ой куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:
− приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
− уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
− учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
− познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая).
Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Далее умение будет оттачиваться.
Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом.
Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).
При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки:
- Учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
Перед гигиеническими процедурами нужно:
- Завернуть рукава одежды ребенка
- Проверить температуру воды
- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга
- Смывает мыло под струёй воды
- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.
Все действия сопровождаются разговором. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно, снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, выполнением всех действий. В связи с этим с родителями проводятся консультации, индивидуальные беседы, может быть запланирован и проведен день открытых дверей, с показом навыков умывания, одевания после сна.
Литература:
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 2011.
2. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2017.
3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 2018.
|