Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

СКАЧАТЬ (4.37 Mb) 25.06.2024, 07:02
Омельченко Надежда Андреевна
учитель английского языка, МБОУ Чистоозерная СОШ №3
Идея опыта:  обобщить, систематизировать материал, накопленный в ходе работы над методической темой «Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».

АННОТАЦИЯ
Я, Омельченко Надежда Андреевна, бакалавр педагогического образования по направлению (профилю) иностранный (английский) язык. Имею педагогический стаж работы 13 лет. В МБОУ СОШ № 3 преподаю английский язык с 2010 года.
В данном опыте представлена организация работы с одаренными детьми, как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности и ее роль в повышении мотивации к изучению иностранного (английского) языка через соблюдение принципов и применение различных методов и форм работы.
Одной из основных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация работы с ними. Интерес к одарённости как явлению очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформированными во ФГОС. Поэтому выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Широкомасштабная деятельность по работе с одарёнными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одарённые дети».
Обобщение передового педагогического опыта по теме «Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности» может быть полезно всем участникам образовательных отношений: учителям, учащимся и родителям.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение        …………………………………………………………………..5
                                                                                                 
Раздел  I. Особенности развития  личности одаренных детей    
    1. Понятия «Одаренность» и «одаренный ребенок». Виды
одаренности. …………………………………………………………………..8
    1. Способы и методы выявления одаренных детей на
школьном этапе обучения. …………………………………………………..10  
                        
Раздел II. Основные виды работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
2.1.    Перспектива работы с одаренными детьми. ………………………....13
2.2. Методы и формы работы с одаренными детьми
по предмету «Иностранный (английский) язык»……………………….…..16
2.2.1.    Урок – основа для работы с одаренными детьми…………….16
2.2.2.    Внеурочная деятельность………………………………………22
2.2.3.    Система дополнительного образования……………………….30

Заключение …………………………………………………………………….39      
                                                                              
Литература …………………………………………………………………..40                                                                                         

ВВЕДЕНИЕ
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
                                                                                   В.А.Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в творческих, активных людях, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
«Иностранный язык» является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Знания  иностранного языка в современном мире становятся необходимыми  как в личной,  так  и в профессиональной жизни человека. Это вызывает потребность получить реальные шансы занять в обществе более престижное место.
Изучение иностранного языка в школе - это благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей. Однако, на мой взгляд, выявление способных и мотивированных к изучению языков детей нужно начинать не с 5 класса, а еще в начальной школе. Общепризнано, что лучший период для овладения иностранными языками приходится на дошкольный возраст. В школе изучать языки дети начинают со 2 класса, значит, и выявлять одаренных к предмету детей нужно на самых ранних ступенях обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Как мне как учителю организовать учебный процесс так, чтобы одаренные учащиеся (мотивированные), не только не потеряли интерес, но и имели результаты? Как добиться того, что бы мои уроки и внеурочная деятельность были максимально эффективными, что бы детям было интересно учить английский язык, и учебный материал был усвоен на высоком уровне? Чтобы ответить на эти вопросы на занятиях по английскому языку и во внеурочное время необходимо создавать ситуации, помогающие учащимся добиваться успеха.
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей.
 «Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время» - моя методическая тема, над которой я работала на протяжении нескольких лет и продолжаю работать.
Работа была направлена на достижение следующей цели: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.
Достижению цели способствовала реализация задач:
1.Использовать на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
2.Повышать уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности одаренных учащихся и их подготовки к олимпиадам.
3.Создавать благоприятные условия для развития талантливых учащихся.
4.Отбирать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
5.Организовывать разнообразную внеурочную деятельность и консультационные занятия по предмету.
a) применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
b) ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов и жанров, языком современной прессы и литературы, с материалами сети Интернет;
c) формирование умений языковой догадки;
d) приемы активной поддержки, управление беседой;
e) формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;
f) навыки употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;
g) развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия.
6. Развивать у одарённых детей качественно высокий уровень знаний по английскому языку.
Методы, используемые при реализации задач описываемого опыта работы: метод анализа психолого-дидактической и методической литературы;  метод систематизации, классификации, обработки и обобщения фактического материала исследования;  экспериментальное преподавание; наблюдение;  диагностика успешности.
Предметом работы являются одаренные дети и наиболее эффективные методы работы с ними в рамках школьного обучения.

Опыт представлен системой работы над созданием условий для выявления и поддержки одаренности у обучающихся на уроках английского языка в единой системе «урок          внеклассная  работа».
Теоретическая и практическая значимость заключаются в возможности применения его результатов в качестве методических  рекомендаций в преподавании английского языка в школе, при изучении ИЯ на уроках и во время внеурочных занятий. Методические разработки могут послужить основой для разработки собственных мероприятий учителям ИЯ.
Данный опыт работы может быть полезен как начинающим педагогам, так и более опытным, также родителям и учащимся при самостоятельном изучении  ИЯ.

Раздел I. Особенности развития личности одаренных детей

1.1.Понятия «Одаренность» и «одаренный ребенок». Виды одаренности.
Дети – величайшее наше благосостояние, а тем более – детская одаренность, как ключ к великим будущим свершениям. Вот почему сегодня весьма популярна тема выявления и работы с одаренными детьми, и, наиболее важно уделять этому колоссальное внимание, именно в стенах школьных учреждений, поскольку педагогам, как мало кому другому, дана возможность раскрыть, разглядеть в подрастающем человеке нечто весьма ценное и порой даже уникальное, причем с самых разнообразных ракурсов.
В своем Послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин уделяет особое внимание системе образования, в том числе поддержке одаренных детей. «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип - каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов - это наша задача. В этом успех России», - особо отмечает президент.
Многочисленные исследования показали, что зарождение и развитие одаренности проявляется наиболее часто в раннем возрасте, которому соответствует дошкольный и, особенно, школьный период, дающий человеку возможность попробовать и проявить себя в разнообразных областях. Порой маленькому гению просто не уделяется должного внимания, и талант остается не замеченным. Согласно исследованиям, в 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 способны раскрыться в полной мере.
Постараемся дать полную картину по термину «одаренность». Современная наука определяет понятие «одаренности» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
На сегодняшний день существует большое количество определений ведущих ученых, занимающихся данным вопросом. Американский психолог Джозеф Рензулли считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации. Его теория является одной из наиболее популярных среди педагогов, занимающихся вопросами работы с одаренными детьми. Вундтовская экспериментальная школа начала XX века считает показателем одаренности высокий уровень развития интеллектуальных качеств.
В настоящее время, с точки зрения психологии и педагогики, пожалуй, наиболее подходящим можно считать следующее определение: Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В ходе многочисленных исследований были выделены различные виды одаренности по нескольким критериям, которые приведены ниже в таблице:

 
Виды различий Виды одаренности
По широте проявлений общая одаренность
(интеллектуальная, творческая);
специальная одаренность
По типу предпочитаемой деятельности - творческая;
- академическая;
-психомоторная;
-коммуникативная
По интенсивности проявлений -способные (повышенная способность к обучению);  
-одаренные;
-высокоодаренные (талантливые)
По темпу психического развития - с нормальным темпом психического развития;
-со значительным опережением возрастного темпа развития
По возрастным особенностям проявления - стабильная;
- приходящая (возрастная)

В зависимости от типа предпочитаемой деятельности можно выделить следующие виды одаренности:
 
Академическая одаренность Мотивационно-личностные характеристики;
способности к обучению
Творческая одаренность Художественная одаренность;
вокальная одаренность;
артистическая одаренность;
литературная одаренность;
конструкторская.
Психомоторная одаренность Спортивная одаренность;
хореографическая.
Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность;
лидерская одаренность.

Зачастую одаренность и те сферы, в которых она проявляется, впервые выявляются именно в школе, не только во время уроков, но и, в том числе, во время предметных олимпиад и конкурсов, что практически исключено в домашних условиях.
Итак, каков же он, одаренный ребенок, и чем он отличается от большинства своих сверстников? Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как правило, одаренные дети обладают отличной памятью, ранним развитием речи, высокой способностью к абстрактному мышлению. Они способны классифицировать информацию, накапливать и использовать полученные знания. Часто таким детям характерен большой словарный запас, они способны оперировать сложными синтаксическими конструкциями. Одаренные дети практически всегда проявляют огромный интерес к чтению, обладают ярким воображением, предпочитают интеллектуальные игры. Талантливые дети не боятся сложных и интересных долгосрочных заданий, требующих умственных усилий, всегда имеют свое мнение и решение, любят спорить, отстаивая свое мнение.
Помимо вышеперечисленного, одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
  • любят побеждать, часто стремятся быть первыми;
  • хорошее чувство юмора, способность не только адекватно воспринимать чужие шутки, но и блистать собственным остроумием;
  • в раннем возрасте не всегда могут четко отделить фантазию от реальности;
  • проявление себя в творчестве, нередко сразу в нескольких областях: рисовании, поэзии, придумывании историй, создании поделок и т.д.;
  • имеют «правильные идеалы», ценности, особенно нематериальные;
  • любовь к природе и всему живому, способность ценить красоту;
  • наблюдательность, внимание к деталям;
  • раннее проявление острого чувства справедливости, критика поступков других людей, а также самокритика, установка высоких требований к себе и к окружающим;
  • остро переживают негативный опыт общения со взрослыми и сверстниками;
  • преувеличенные страхи, связанные зачастую с четким пониманием причинно-следственных связей, способность предвидеть опасные последствия;
  • высокая восприимчивость к невербальным проявлениям чувств других людей, их настроению.

1.2. Способы и методы выявления одаренных детей на школьном этапе обучения.    
Уникальность одаренного ребенка зачастую состоит в том, что все, чтобы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой (в том числе, не менее одаренный человек). В данном случае речь идет о таком признаке, как выраженность индивидуальных стилей деятельности и, в первую очередь, познавательных стилей, таких как: стили кодирования информации, стили переработки информации, постановки и решения проблем, стили познавательного отношения к миру.
Повышенного внимания требует особый тип организации знаний одаренного ребенка. Знания из разных областей имеют совершенно разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя только по отношению к области его основных, наибольших интересов, и именно в данной области результаты диагностики могут быть наиболее точными. Наиболее часто применяемые психометрические тесты на уровень интеллекта и креативности, ориентированные на оценку результата деятельности учащегося, зачастую являются непригодными для выявления признаков одаренности, характеризующие именно способы деятельности одаренного ребенка.
При выявлении одаренных детей можно идти по следующему пути:
 1. Комплексность и масштабность характера оценивания поведения и деятельности детей для высокой информативности о его способностях;
2. Длительность и разнообразная ситуативность наблюдения за поведением учащихся;
3. Анализ поведения детей в сферах деятельности, представляющих для них наибольший интерес;
4. Оценка непосредственно самих результатов деятельности детей (поделок, рисунков, сочинений, стихотворений, решений физических, математических и др. задач и т.д.) специалистами соответствующей предметной области (филологов, математиков, физиков и т. д.);
5. Исследование признаков одаренности в условиях обогащенной предметной и образовательной среды;
6. Многоэтапность и многократность обследования с помощью разнообразных психодиагностических процедур, соответствующих предполагаемому виду одаренности;
7. Максимальная естественность эксперимента, приближение к реальным жизненным ситуациям, (например, профессиональные мастерские, проектный метод и т. д.);
8. Создание предметных ситуаций, моделирующих исследовательскую деятельность и позволяющих ребенку действовать самостоятельно;
 9. Анализ участия в различных конкурсах, предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях и других показательных мероприятиях.
Очень важно уменьшить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как в положительную, так и в отрицательную сторону, при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, и, напротив, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Это имеет огромную важность для грамотной интерпретации результатов тестирования. Например, наличие высоких результатов психометрических тестов интеллекта может быть следствием высокой степени обученности учащегося. В то время как низкие показатели тестирования на креативность могут отражать лишь специфику познавательной позиции ребенка, и не быть показателем отсутствия у него творческих способностей.
Таким образом, при выявлении одаренных детей обязательно должна учитываться не только специфика детской одаренности, но и своеобразие признаков одаренности ребенка. Немало специалистов занимались исследованиями в данной области. Весьма эффективными и информативными показали себя принципы отбора одаренных детей в системе Дж. Рензулли, отраженные в его «методе креативного поля», «метод психодиагностического тренинга» Богоявленской (1983г), (Бабаева, 1998), учет роли творческой внешкольной активности учащихся (Милгрэм, Гонг, 1997) рекомендации по учету ситуативных факторов при использовании традиционных тестов (Дружинин, 1995), и др.
На этапе школьного обучения можно выделить следующие методы выявления одаренных детей:
1.Различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
2.Психодиагностическое тестирование;
3.Экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
4.Проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
5.Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
6.Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.
Важно соблюдать принципы выявления одаренных детей, дающих возможность наиболее точной и объективной оценки. Выявление одаренных детей лишь первая ступень на пути к дальнейшим, наиболее значимым действиям - обучению и воспитанию, помощи и поддержки.

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: Nadezhda2024
Просмотров: 30 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог