Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Работа с одаренными детьми в начальной школе

СКАЧАТЬ (55.5 Kb) 14.10.2021, 15:17
Валиева Гулия Ильсуровна
учитель начальных классов, МБОУ "Высокогорская средняя общеобразовательная школа №4 им.Г.Баруди
Г.И.Валиева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «ВСОШ №4 им.Г.Баруди»
Высокогорского муниципального района РТ
 
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Одаренный   ребенок – это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с боль­шинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие  возможности и проявления; обладают доми­нирующей  активной  познавательной  потребностью; испытывают  радость от  добывания  знаний,  умственного  труда.

Процесс лубоких перемен, происходящих в по современном  образовании,  выдвигает в качестве приоритетной проблему формирования творческого  потенциала  личности.  Успешное во развитие и модернизация образования  как никогда зависят от творчески работающих педагогов. Критериями п повышения  профессиональной компетентности учителей  является:  понимание  психолого- педагогических проблем творчества,  овладение и методами и приемами развития  креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и   уровень  развития собственного такой творческого потенциала.

Учитель должен быть и увлечен своим делом;  способным к Это экспериментальной, Это научной и и творческой деятельности;  профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором м учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни. 

Основные формы работы с одаренными учащимися - факультативы; занятия исследовательской и проектной деятельностью; научно-практические конференции; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах; конкурсы; предметные недели (декады); кружки по интересам.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неиз­вестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого прояв­ления его возможностей.

Через решение творческих задач (кроссворды, книжки раскладушки, составление задач по рисункам, мини проекты) разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, памяти и внимания, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. Обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности ребёнок, тем он в большей степени – зрелая личность. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Использую дидактический материал, содержащий развивающие упражнения по курсу математики, русского языка, окружающего мира, который является дополнением к урокам и помогает овладеть предметными знаниями, умениями и навыками. Выполнение разноуровневых упражнений помогает ребенку развить такие важные качества как внимание, память и мышление, навыки устной и письменной речи.

На различных уроках  использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание условными обозначениями  разного цвета, формы.

Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Вместе с учащимися занимаемся исследовательской деятельностью, ребята готовят сообщения, проекты и презентации.

На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися готовим различные мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, игры, соревнования. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. Проектные работы отправляются на конкурсы. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение твор­ческих проектов развивают аналитические способности, форми­руют способность принимать решения, повышают конкурентоспо­собность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!


Деятельность по организации учебных исследований строю на определенных принципах:
  • подходить к проблеме творчески;
  • не сдерживать инициативы детей;
  • поощрять их самостоятельность;
  • не делать за ребенка то, что он может сделать сам;
  • оценивая, помнить о том, как важна ситуация успеха.
Темы наиболее удачных проектов мы заносим в классный банк проектов: «Я хочу предостеречь, нужно всем глаза беречь», «Образ Бабы Яги в РНС», «Семь чудес света», «Масленица», «Как сделать школьную газету» и т.д. Дети постоянно участвуют в окружной НПК, где занимали призовые места.

Отдельно хочется остановиться  на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся.  В классе создано детское объединение «Дети 21 века», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. Все ученики класса разделены на группы и имеют различные поручения: знайки, юнкоры, затейники, санитары, библиотекари. Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах.

С одаренными учениками проводятся индивидуально-групповые занятия, направленные развитие логического мышления, подготовку ребят к олимпиадам. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Многие ребята нашего класса участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами: в республиканском конкурсе «Эверест», во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», «Старт», в Международном математическом конкурсе «Кенгуру».

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.

Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.


Список использованных источников:
1. Омарова В.К.Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
2.  Сатынская А.К.О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55. 
4. Марченко Е.В.Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
5. Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.


Категория: Блоги | Добавил: guliyav
Просмотров: 356 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог