Сегодня: 06.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Работа с синонимами как средство обогащения словарного запаса младших школьников

СКАЧАТЬ (240.1 Kb) 05.10.2020, 11:33
Шакирова Нина Сергеевна
учитель начальных классов, МБОУ "Икшурминская средняя школа"
Статья «Работа с синонимами как средство обогащения словарного запаса младших школьников»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит требования к результатам учащихся. К данным требованиям относятся предметные, метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты изучения основной образовательной программы начального общего образования подразумевают овладение учащимися основными понятиями, содержащимися в курсе русского языка[7].

Выполнение требований ФГОС начального общего образования обеспечивает лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Изучение лексики помогает раскрыть сущность такой единицы языка как слово, развивает знания в употреблении слов и способствует обогащению словарного запаса учащихся.

Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся, а так же в развитии устной и письменной речи.Поэтому перед учителями начальных классов встает вопрос о том, какие нужно выбирать упражнения и задания по лексической синонимии для обогащения словарного запаса учащихся начальной школы.

Синонимы – это слова различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: родина – отечество, отчизна; храбрый – смелый[5, с. 192].

Теоретическая информация о синонимах в полной мере не дается в начальной школе. Дети в основном выполняют практическую работу, такую как:

1) Найти в текстах синонимы, определить их смысл, какие у них различия, особенности;
2) Подобрать синоним к данному слову;
3) Исправить речевые ошибки (при неудачном употребление слова);
4) Заменить в тексте синоним словом более подходящим и д.р.[3, с. 215].

Синонимы дают возможность подобрать самое точное слово для высказывания мысли и передать его отличительный оттенок смысла. Синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд). В частности все слова группы принадлежат к одной части речи. В каждом ряду выделяется главное слово (доминанта) – это некое основное, опорное слово, которое в смысловом значении наиболее вместительное и с точки зрения стилистики – нейтральное. Следующие слова ряда раскрывают и уточняют смысловую структуру доминанты [6, с. 192].

Например:
1) имена прилагательные - грустный – печальный, невеселый, унылый, горестный;
2) имена существительные - беда – несчастье, бедствие, горе, катастрофа;
3) глаголы – бежать – мчаться, нестись, лететь.

В работе по пополнению словарного запаса можно использовать лексико-семантические упражнения, направленные на выяснение семантики лексических единиц в тексте, на раскрытие их сущности и отличительных признаков.Но перед тем как проводить их с детьми необходима предварительная работа с текстами произведений (чтение, пересказ прочитанного и т.п.).

При работе с синонимами необходимо регулярно проводить закрепление и повторение материала. С учащимися можно проводить следующего вида лексико-семантические упражнения:

1. Подбери из группы синонимов наиболее точный по смыслу признак к каждому предмету:
Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный;

Клюв у журавля – длинный, удлиненный, продолговатый, вытянутый.
2. Замените словосочетания одним словом: возвратиться домой – (вернуться) …
3. Кто больше назовет синонимов к словам радость, печаль …
4. Замените предложение другим, похожим по смыслу: Сегодня солнечный день - стоит ясный день.
5. Замените в стихотворении выделенные слова синонимами: Матросская шапка, веревка в руке, тяну я кораблик по быстрой реке – Матросская шапка, веревка в руке, тащу я кораблик по стремительной реке [4].

Изучив опыт работы преподавателей начальных классов Т.А. Богаевской и Н.В. Дудниковой, работающих по обогащению словарного запаса младших школьников посредством изучения синонимов, я последовательно описала их педагогическую деятельность.

Богаевская Татьяна Алексеевна учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 1576 ФМО г. Москва считает одним из главных направлений в развитии речи младших школьников обогащение словарного запаса и работу свою направляет на его оптимизацию.

По мнению Т.А. Богаевской работа над синонимами должна начинаться с первого класса, включая в себя следующие этапы:

1. Подбор близких по смыслу слов;
2. Выделение в тексте синонимов;
3. Выяснение оттенков и значений этих слов;
4. Введение слова в другой контекст – составление предложений;
5. Использование в связной речислов – синонимов.

Богаевская Т.А. считает, что на начальном этапе работы с синонимами (1 класс), детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, а разумнее заменять на слова – братья или слова – друзья. А вот с понятием синонимы и синонимический ряд целесообразней знакомить детей во втором классе.

Богаевская Т.А. любит проводить с детьми игру « Раскрой цветок».На лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на обратной стороне – второго столбика. Ученик должен угадать слово – синоним, записанное на обратной стороне, перевернуть листок и прочитать слово.

Школьник ученик
Спешить торопиться
Изба дом
Дождь ливень
Храбрый смелый

Особое место в работе Богаевская Т.А. отводит синонимам – прилагательным, т. к. по своим выразительным качествам они не могут сравниться ни с одной частью речи.Проводя работу над отрывком из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», предлагает ученикам следующие задания:

- Найти в данном отрывке имена прилагательные:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

- Пользуясь словарем, подобрать к именам прилагательным слова – синонимы, объяснить их значения.Подумать, почему автор использовал именно эти прилагательные.

В системе работы с синонимамиБогаевская Т.А. использует упражнения с текстом, составление рассказов, используя предложенные слова-синонимы.На уроках русского языка знакомит учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества – пословицами и поговорками.Они обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность, способствуют расширению словарного запаса.Можно использовать такие задания:
- Выбрать из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы:
За (плохим, худым, недобрым, нехорошим) пойдешь, (плохое, отвратительное, худое, скверное, дурное) найдешь.

На уроках использует игры – соревнования. Например: « Кто больше?»
Каждому ряду дается задание:
- подобрать как можно больше синонимов к словам:
Идет, смешной, метель
Выигрывает тот, кто подберет больше синонимов [1].

В работе Дудниковой Натальи Васильевны, учителя начальных классов МБОУ «СШ №7» г. Урюпинск Волгоградской области, среди многочисленных упражнений по расширению словарного запаса детей не последняя роль отводится работе с синонимами. По мнению Дудниковой Н.В. каждый учитель должен самостоятельно разрабатывать и проводить комплекс программ по работе с синонимами. Особенно учитывая, что в учебных пособиях приводится недостаточное для активного усвоения учащимися синонимического разнообразия русского языка количество упражнений.

Н.В. Дудникова считает, что ранние этапы изучения синонимов необходимо проводить, основываясь на принципе выбора понятийных слов, часто употребляемых в речи. Программа третьего класса позволяет учащимся в процессе изучения частей речи узнать о разнообразии вариантов одного и того же понятия, отличающихся оттенками значения, эмоциональной окраской, созвучием с другими словами.

Благодаря систематичному и планомерному проведению Дудниковой Н.В. работы над синонимичными прилагательными путем разнообразных упражнений, тема «Имя прилагательное» становится очень интересной и плодотворно влияющей на развитие речи учащихся.

Большую долю в проводимых занятиях занимают задания, направленные на лексическую сочетаемость прилагательного с существительным. Такие упражнения полезны для поиска слов с наиболее подходящим значением, что впоследствии позволяет учащимся без особых затруднений подбирать синонимы при изложении.

Изучение глагола также значительно продвигает речевое развитие учащихся. Понятие о глаголах-синонимах закрепляется системой упражнений, основной принцип которых заключается в расширении пассивного словарного запаса детей за счёт новых слов.

После проведённых упражнений проводится практическая работа по использованию синонимов в речи. Особенно важна работа по предупреждению ошибок использования несочетаемых слов. Этому способствуют задания, показывающие лексическую сочетаемость в словосочетаниях и предложениях слов-синонимов с тем или иным словом.

Хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и выстраиванию связных высказываний становятся упражнения, в ходе которых ученики редактируют предложения, заменяя повторяющиеся слова. На данных занятиях рассматривается ещё одно применение синонимов - исключение повторений одного и того же слова в предложении и тексте.

На следующем этапе рассматривается синонимия многозначных слов. Данная тема позволяет узнать, что разные значения одного слова имеют свой ряд синонимов. Это особенно важно для понимания того, что синонимы также необходимы для более точного выражения мысли.

В четвертом классе внимание акцентируется на использовании детьми синонимов в собственной речи, а также проводится работа по исправлению ошибок [2].

Таким образом, изучив педагогическую и методическую литературу, а так же описав опыт работы преподавателей по поставленной проблеме можно отметить, что на сегодняшний день синонимы играют важную роль в обогащении словарного запаса. Изучение синонимов, наблюдение над их использованием в речи, чрезвычайно важно для понимания богатых возможностей современного русского языка, для развития языкового чутья, речевых способностей каждого, кто хочет овладеть тайнами родного языка, кто испытывает особый интерес к нему.

Список использованной литературы:

1. Богаевская Т.А. Работа с синонимами на уроках русского языка как средство развития устной и письменной речи младших школьников. – 2014. // URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/01/21/rabota-s-sinonimami-na-urokakh-russkogo-yazyka-kak (дата обращения: 03.05.2018 г.).

2.Дудникова Н.В. Обобщение опыта по теме «Обогащение словарного запаса младших школьников как средство формирования речевой компетентности». – 2017. // URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/612444/ (дата обращения: 02.05.2018 г.).

3. Калинин, А.В. Лексика русского языка / А.В. Калинин. – Москва.: Флинта, 2013. – 320 с.
4. Квасникова Л.М. Лексико-семантические упражнения с синонимами. – 2018. // URL: http://mbdou7-nv86.edusite.ru/p44aa1.html (дата обращения: 02.05.2018 г.).

5. Рахманова, Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: учебное пособие /Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: Издательство МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997. – 480 с

6.Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка: учеб.пособие / Л.Г. Самотик. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, – 2012. – 510 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. – 2009. URL: http://минобрнауки.рф/документы/992( дата обращения: 01.02.2015)


Категория: Блоги | Добавил: nina2402
Просмотров: 31 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 06.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог