Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Работа с текстом на уроках чтения со старшими школьниками с аутистическими расстройствами

СКАЧАТЬ (28.4 Kb) 02.11.2023, 14:28
Сизова Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа-интернат №115
Навык чтения необходим каждому ученику на всех уроках, но у многих детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) и разной степенью нарушений интеллекта процесс обучения чтению затруднён. Нарушения в коммуникативном и эмоциональном развитии препятствуют использованию всех традиционных методов и приемов обучения осознанному чтению. Это приводит к необходимости искать и совершенствовать имеющиеся или новые подходы в работе, которые бы отвечали специфическим особенностям развития таких обучающихся, обогащая их знания и умения.

Необходимость адаптации учебных материалов при обучении чтению детей с РАС
Каждый ребенок в школе постепенно осваивает навык чтения. Затем учитель подбирает для учеников художественные произведения. На этом этапе важно осознанное восприятие текстов разных литературных жанров. Работая с обучающимися с РАС, имеющими интеллектуальные нарушения, я знаю, что усвоение и понимание содержания прочитанного происходит намного медленнее, чем у другой нозоологической категории. На уроках включаются не все познавательные процессы, что не приносит ожидаемых результатов. Такие же проблемы переносятся на остальные школьные предметы и ведут к значительному отставанию, искажённому восприятию содержания текста, замедляя процесс социализации ребенка.

Основной чертой ведения уроков с обучающимися с РАС является адаптация учебного материала и изготовление дополнительных рабочих листов. Большинство текстов изменяется, идёт их корректировка с учётом особых образовательных потребностей ученика с аутистическими расстройствами. Некоторые заменяются произведениями из дополнительной литературы.

Одной из моих задач при подготовке к уроку становится использование таких методов и приёмов в работе, чтобы правильное усвоение прочитанного обучающимися с РАС было максимальным.

Согласно классификации методы и приемы обучения чтению бывают: словесные, наглядные, практические.

Большинство приёмов работы с обучающимися с РАС сводится к практической деятельности, что позволяет точно оценить результат работы каждого ученика и индивидуализировать дальнейшую коррекционную работу.
В работе со старшеклассниками с РАС осуществляю многократное обращение к тексту с выполнением практических заданий по нему. Такая работа способствует  пониманию смысла читаемого произведения.

Я использую такой алгоритм. Он постоянен для обучающихся с РАС.
Структура работы с текстом для обучающихся с РАС
  1. «Я расскажу вам про картинку».
  2. «Я внимательно слушаю».
  3. «Я знакомлюсь с новыми словами».
  4. «Я читаю сам».
  5. «Я выполняю задания».
  6. «Я расскажу, о чем прочитал».
С того момента, как обучающиеся нашли нужную страницу в учебнике, начинается знакомство с новым материалом. Важным приёмом здесь будет беседа по иллюстрации.                         
С детьми определяем главных действующих лиц и второстепенных. Затем мы анализируем время года, место действия. Проводим подробный анализ эмоционального состояния героев. Самый последний – это объяснение причин поступков героев.

Например, при изучении повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» обучающиеся 7 класса отвечают на вопросы: назовите героев, изображенных на картине. Где происходит действие? Что вы скажете о здоровье Маруси? С каким чувством Вася и Валек смотрят на девочку: с радостью или с тревогой?

Затем предлагаю, закрыв книгу, вспомнить, кого и что они увидели. Стараюсь подвести детей к пониманию сюжета иллюстрации.

Далее, подводя общий итог беседы, говорю детям, что Вася проявляет заботу по отношению к больной и прилагает все усилия к тому, чтобы помочь горю Валека и Маруси.

Следующее в алгоритме осознания текста - «Я внимательно слушаю».
Предлагаю послушать текст, чтобы понять, насколько верными оказались наши предположения. Педагогу необходимо использовать интонационное чтение с немного повышенной громкостью.

В каждом тексте обязательно найдутся для детей новые слова. Я их заранее выделяю в тексте жирным шрифтом. Вместе с детьми мы их читаем, проставляем ударения, рассматриваем картинки-определения. Например, в главе «Кукла» я объясняю слова: белокурая – со светлыми волосами; Маруся ожила – девочка стала радостной, бодрой.

В своей практике для проведения словарной работы я использую прочтение ребёнком подготовленных карточек с определениями и выбор верных слов-синонимов. Определения к новым словам стараюсь делать простыми, краткими, понятными.

Какой урок без самостоятельного чтения? Этот этап можно разделить на два: во-первых, самостоятельное чтение всеми учениками одновременно, когда отрабатываются и скорость, и техника, и навык взаимодействия; во-вторых, индивидуальное чтение. Часто я использую такой приём: сначала абзац читает сильный ребёнок, а затем обучающиеся с аутистическими расстройствами. Это обусловлено ситуативностью их мышления.                                   
Обучающимся с РАС, чтение которых чаще характеризуется пониманием только на уровне слов или простого нераспространённого предложения, задаю вопросы после прочтения каждого предложения. Если адаптирую текст, то и вопросы для домашней работы пишу сразу под самим предложением, выделяя шрифтом «курсив». Эти вопросы понадобятся родителям для успешных занятий дома.

Вопросы для домашней работы
Осенью Марусе стало хуже.
Как чувствовала себя Маруся осенью?
Она смотрела равнодушно. Мы давно уже не слышали её смеха.
Опишите состояние больной девочки.
Я стал носить в подземелье свои игрушки. Они развлекали девочку на короткое время.
Для чего Вася приносил игрушки Марусе?         
                       
 

После прочтения рассказа предлагаю ряд вопросов для устной работы. Вначале провожу разбор каждого предложения строго по тексту. К концу практических заданий предлагаю вопросы, нацеленные уже на поиск информации. В  вопросах использую другие слова. Например, вместо имён детей - слово «ребята», вместо точного названия поступка: «Почему Вася не смог забрать куклу из рук больной девочки?» – синоним действия: «Почему Вася не вернул куклу сестре?»

Для этого готовлю задания из практической части на отдельных рабочих листах.
Можно перечислить много вариантов заданий. Но они от занятия к занятию должны быть знакомы обучающимся  с РАС и не вызывать новизной тревоги. Лучше, если 3-6 заданий будут повторяться определённое время.

Например, такие задания к тексту:
- вопрос, ответ на который надо подчеркнуть в тексте;
- продолжить начатое предложение;
- вопрос, ответ на который нужно выбрать из двух-трёх вариантов
   и подчеркнуть;
- выбрать слова и выражения, определяющие черты характера героя;
- подобрать предложения к иллюстрации.
Использую такие варианты дополнительных заданий:
- вставить в рассказ пропущенные слова с опорой на текст, карточки;
- разложить картинки по порядку в соответствии с сюжетом;
- решить кроссворд по тексту.

И в конце, когда текст прочитан несколько раз и дети выполнили все задания, необходимо сделать вывод. Желая обобщить результаты анализа и подвести семиклассников к осмыслению характера Васи, предлагаю два вопроса классу: каким человеком был Вася? Как характеризует Васю его поведение во время болезни Маруси? Дети отвечают, что Вася – заботливый, чуткий и мужественный друг.

Пересказ пока затруднён. Для формирования навыка пересказа использую следующие приёмы: составить предложения из заготовленных слов-карточек, выстроить их в правильном порядке; работа с деформированным текстом.

Таким образом, используемые мною на уроках чтения методы и приёмы способствуют социально-личностному развитию старшеклассников с расстройствами аутистического спектра.         
       

Литература
  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм. М.: Исцеление, 1993.
  2. Манелис Н.Г., Меликян Н.В., Ахутина Т.В.. Особенности грамматической структуры речи у детей с ранним детским аутизмом. Аутизм и нарушения развития, 2005. № 4.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.. Аутичный ребёнок. Пути помощи. Изд. 4-е, стер.. М.: Теревинф, 2007.
  4. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Береславская М.И.,   Подойникова Г.А.. Преодоление трудностей при обучении чтению: Школа здоровья, 2006. № 1.


Категория: Блоги | Добавил: sizova140976
Просмотров: 133 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог