На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира. Считаю дошкольный возраст особенно подходящим для решения данного вопроса.
Именно поэтому необходимо как можно интереснее преподнести информацию о разнообразии в мире профессий, чтобы ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Так взрослея, дошкольники могут расширить свое представление о той профессии, которая им интересна и попутно, пополнить свой кругозор о менее распространенных профессиях.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Для реализации поставленной задачи необходимо:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, создаем развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
– словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
– наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
– практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
– игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В своей работе по данной проблеме я использую:
Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. Дети стремятся в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.
(«Кухня», «Библиотека»,«Поликлиника»,«Магазин», «Пожарные», «Аптека», «Большая стирка», «Почта»).
Беседы, в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.
Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям о профессиях взрослых.
Виртуальные экскурсии: позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать. Виртуальная экскурсия по родному городу у детей вызвал интерес к истории создания таких достопримечательностей, как Мичуринский Драматический Театр, Железнодорожный вокзал, школы, детской поликлиники и т. д.
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Продуктивная деятельность (рисование)
Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением.
Уже в дошкольном детстве, наблюдая за игрой ребенка, можно выявить его интересы и способности. У кого-то лучше получается выполнять задание по образцу или схеме, придуманной взрослым, а кто-то, наоборот, сам с удовольствием придумывает новые конструкции домов или узор, играя с мозаикой. Кто-то в игре берет на себя главные роли и придумывает замысел игры, а кто-то лишь выполняет задуманное.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности имеет большое значение в социализации личности. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, образовательный процесс, направленный на формирование познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию приобщает их к миру взрослых, способствует накоплению социального опыта.
Литература:
1.Антонова М.В., Гришняева И.В. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96
|