В преддверии замечательного праздника, посвященного Дню учителя, наверняка каждый задавался вопросом: « А кто же есть учитель? Достоин ли я носить такое звание, и все ли я делаю правильно?» Хочется напомнить замечательную притчу, автора которой, я к сожалению , не знаю.
«Пришло время человеку умирать. Предстал он перед Богом. Присели они на берегу чудесного моря на песок и Господь показал человеку всю его прошедшую жизнь. Человек начал вспоминать все события по следам на песке. Тогда он присмотрелся и увидел, что рядом с его следами есть еще следы. «Чьи это следы?»- спросил человек. «Мои»- ответил Бог. Человек продолжал рассматривать свою жизнь, вспоминая событие за событием, и ему было радостно и легко, ведь он был не один...Но вот он вспомнил тяжелый период своей жизни, когда ему было очень плохо и одиноко. Присмотревшись внимательнее, он увидел, что одни следы на песке исчезли:
- Как же ты мог бросить меня в самый тяжелый момент моей жизни, я еле шел?!
- Я не бросал тебя,- в этот момент я нес тебя на руках»
Люди, выбирающие профессии «человек- человек» встают на путь служения. Часто они забывают о себе и думают о детях, к которым они придут завтра. Что они принесут им? Какой след оставят в их жизнях, помимо знаний, умений и навыков? Ведь для каждого маленького человечка приход в детский сад, а затем в школу- это , в первую очередь, тревога, волнение и ожидание чего- то нового. То, как встретит его воспитатель, а потом учитель в школе зависит, как ребенок пойдет по жизни дальше. За 15 лет педагогической деятельности нечасто, но мне говорили бабушки моих учеников : «Спасибо, что не привили моей внучке нелюбовь к школе и учению. Ее отец с начальной школы с трудом посещал ее и учился. И дело совсем не в том, что он был неуспевающим или имел проблемы с дисциплиной». Сколько раз вам попадался в классе ученик, не такой как все? Он вроде и старается, и делает все задания дома, но его не любят одноклассники, он не может ответить возле доски, а уж про контрольные работы и разговора нет. Я всегда долго присматриваюсь к таким деткам, и только желание помочь, вытащить его из этой ямы, понять, почему так происходит, и в первую очередь - помогает дойти до глубины и узнать истину. Не каждый способен рассказать о своей проблеме, не каждый может попросить о помощи вслух- задача истинного учителя найти ту струну, на которой можно сыграть во благо человечка. В каждом новом наборе попадаются такие детки и даже не один. Главное - любить детей, а таких детей надо любить еще больше, надо придумывать такие варианты для них, чтобы они раскрылись. Времени и сил это требует колоссально много, но когда вы увидите, как раскрылся этот цветочек, вы ощутите настоящее неподдельное счастье. Счастье от того, что вы раскрыли потенциал еще одного человека. И даже, если он никогда не скажет вам «Спасибо» - он понесет ваш свет дальше, он все равно будет помнить вас. Учитель — это человек, который видит не только ученика, он видит человека в ученике. Его задача показать путь, направить, чтобы каждый ученик легко пошел по жизни и стал счастливым человеком. Порой бывает очень тяжело, и каждому из нас приходит на ум - все бросить, найти другую работу, кажется, что тебя не слышат, не понимают. Но потом приходит помощь- она всегда приходит. Вдруг, напишет ученик из самого первого набора, когда вы вышли на работу в 18 лет, ему уже за 30 -ть и у него двое сыновей. Он напишет, что вырос таким успешным, потому что вы в него вложили все, что он знает, и что притчи, которые он услышал от вас на ваших уроках, он сейчас рассказывает своим сыновьям, чтобы они тоже выросли хорошими людьми.
Вас встретит на улице мама ученика и, сбиваясь в словах, будет говорить, что вам нельзя уходить из школы, что надо, чтобы как можно большее количество деток и родителей тоже прошли через общение с вами… Не всегда все бывает ровно и гладко. Иногда встречаются детки, до кого ты вроде бы достучался, но нужна была не только твоя идейная поддержка. Нужна была помощь родителей, но ее не последовало. Вот тут, наряду с ощущением опустошения присутствует чувство того, что ты пытался, и пытался не раз. Что со своей стороны ты сделал все, что мог- «ты поднял его и нес какое-то время на руках»
Учителя - это люди тонкой душевной организации, но глубокой внутренней силы, ибо без этого невозможно увидеть в своем ближнем прежде всего человека с его достоинствами и недостатками. Учитель — человек, который сумеет, даже после многих неудач, превратить недостаток ученика в его достоинство и использует его в благих целях. Учитель- это самоотверженный человек, который 24 часа на работе и все время думает- как не навредить своим подопечным, а привнести в их жизнь больше света и добра. Когда я вижу молодых выпускников — педагогов, я очень радуюсь этому. Потому что вижу людей, избравших трудный, но благородный путь. А своим ученикам, которые благодарят меня за то, что я в них вложила я всегда отвечаю одно: « Спасибо вам, что слушали и услышали, и дали возможность свету и добру быть!»
|