Урок по теме «Разносклоняемые существительные» разработан для учащихся 6 класса. Иногда учителю сложно разработать урок с элементами исследования так, чтобы, один раз научив способу исследования, использовать этот способ на уроках по разным темам.
Мой способ проведения урока-исследования довольно прост.
В течение урока мы заполняем таблицу:
На каждом этапе урока ставится задача, учащимися выбирается наиболее подходящий, известный им способ решения задачи. Когда использовала эту таблицу в первый раз, основная сложность была в скорости фиксирования пятиклассниками задачи, способа и выводов в тетради. Постепенно ребята привыкли сокращать слова, записывать самое важное, записывать при помощи схемы.
Необходимо давать возможность учащимся пробовать решить задачу разными способами. Очень важно, чтобы была возможность убедиться в неправильности выбранного способа решения. Это также требует времени на уроке.
Можно проводить как фронтальную, так и групповую работу: разные группы проверяют разные способы решения задачи.
В результате получается заполненная таблица:
Задача |
Способ |
Вывод |
Узнать, почему так называются |
Морфемный разбор. |
Два корня обозначающие «разное склонение» |
Выясним особенности разносклоняемых существительных |
Определим род и окончание. Таблица |
Не у всех смогли определить, т.к. не знаем ЛЗ |
Узнать ЛЗ слов |
Словарь |
Узнали. |
Выясним особенности разносклоняемых существительных |
Определим род и окончание. Таблица |
10 сущ. с.р. я окончанием –я
1 сущ. м.р. с нулевым окончанием |
Выясним особенности разносклоняемых существительных |
Сопоставили то, что знаем, с результатами исследования |
Мы знаем, что к 1 склонению относятся сущ. М и Ж рода с окончанием –А, -Я. Ко 2 склонению – сущ. М и С рода с окончаниями –О, -Е. и нулевым окончанием.
Значит, только сущ. ПУТЬ подходит под правило. |
Выяснить другие особенности разносклоняемых существительных |
Склонять, т.е. изменять по падежам и сравнивать с сущ. 2,3 склонения и разносклоняемые |
- Во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа, существительные на -мя имеют на конце основы –мен
- В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -и (как и существительные третьего склонения).
- В Т.п. эти существительные имеют окончанием –ем (как сущ. 2 склонения)
|
Сформулировать понятие |
Родовое слово - признаки |
Разносклоняемые существительные – это существительные, имеющие разные типы склонения. Эти слова имеют в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа окончания существительных 3-го склонения, а в творительном падеже — окончание существительных 2-го склонения |
В результате у учащихся появляется возможность сделать «открытие» нового знания, новых способов. Формируется умение делать вывод, формулировать свои мысли кратко, схематично, умение формулировать понятия и правила.
Я использую этот способ работы на уроке при изучении нового материала.
Имею опыт использования такого способа на интегрированных уроках: русский язык-литература, история-литература. Также данный способ используют учителя нашей школы на своих уроках.
Полная информация во вложении
|