Разноуровневые задания при самостоятельной работе на уроках русского языка в школе для слабослышащих
Разработка теории специального обучения слабослышащих детей велась с учётом необходимости дифференцированного подхода к решению педагогических задач по отношению к детям, имеющим разный уровень речевого развития.
Обучение русскому языку –это процесс овладения языком, процесс усвоения знаний о нём в условиях, когда речевое недоразвитие ещё полностью не устранено.
На современном этапе существует огромное количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщённый опыт учителей массовых и коррекционных школ, цель которых – помочь учителю в профессиональном росте , подготовке к урокам. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека , который готов принимать самостоятельные решения, способен самостоятельно работать, стремиться к самореализации, самопознанию, самоопределению, что очень важно для слабослышащих детей.
Выявляя индивидуальные возможности учащихся , особенности их психо-речевого развития, необходимо развивать их способность мыслить самостоятельно. Учитель может делать трудные задачи лёгкими, адаптируя их для слабослышащих учащихся, помогая тем самым в усвоении программного материала. Реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка – проблема , которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.
Дифференциация – совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учётом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований.
Учащихся можно разделить на группы: сильные, средние, слабоуспевающие – группы С,В,А.
1-я группа (С) – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, которые умеют работать самостоятельно.
2-я группа (В) – учащиеся со средним уровнем способностей. В этой группе нужно развивать способность воспринимать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3-я группа(А) – учащиеся с низкой успеваемостью в результате педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе требуется уделять особое внимание, поддерживать , помогать усваивать материал. Есть дети с пониженной обучаемостью , у которых педагогическая запущенность сочетается со слабыми умственными способностями, особенностями речевого развития. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам.
Дифференцированную работу провожу на этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений, основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Для слабослышащих детей очень важно учиться работать самостоятельно, быть уверенным в своих знаниях, силах.
Приёмы и виды дифференцированных заданий
К каждому уроку готовится пакет заданий (работа с текстом, анализ предложений, словосочетаний, разборы, тесты, карточки).
Индивидуальные карточки с самопроверкой проверяют орфографические навыки. Лист делится на 2 части, складывается пополам : 1 часть – задания (вставь пропущенную букву, раскрой скобки , слитно или раздельно) и 2 часть (ПРОВЕРЬ СЕБЯ!)- проверка. Определённое время даётся на выполнение карточки (примерно 5-7 минут), затем идёт проверка.
Также можно использовать на уроке разноуровневые задания.
Для 1-й (слабой) группы дать самое простое задание: списать , подчеркнуть слова с изучаемой орфограммой (безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением).
Для 2-й (средней) группы задание посложнее: списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть изучаемую орфограмму, выделить корни в словах.
Для 3-й (сильной) группы ещё более усложнить задание: списать, вставить буквы, подчеркнуть изучаемую орфограмму . К этому основному заданию дать какое-то творческое: составить словосочетания, предложения с данными словами ( в зависимости от речевого развития учащихся).
Использую на уроках повторения и обобщения так называемые разноуровневые упражнения. Учитель может их подобрать самостоятельно, используя дидактический материал, а можно взять и упражнения, данные в учебнике. Упражнения выполняются от самого лёгкого или среднего по трудности к самому сложному, последовательность выполнения расписывается на доске. Учащиеся начинают выполнять упражнения чаще всего с заданий средней сложности, так как такой вид работы проводится на этапе закрепления и материал изучен . Каждый работает в комфортном для себя темпе, проверяет выполненное (о видах проверки напишу в конце статьи), возвращаясь к более лёгкому материалу при допущенных ошибках или переходя к выполнению более сложного задания при их отсутствии .
Чаще всего использую три вида проверки КУ (контроль учителя), при котором учащиеся несут работу на проверку учителю, СК (самоконтроль), проводящийся по специальному листку самоконтроля с выполненными упражнениями, который лежит не первой парте или на столе учителя и ВК (взаимоконтроль), при котором учащиеся проверяют работы друг друга. Отмечу , что во время такой проверки на столе должен обязательно лежать лист с заданием, выполненным верно. Для очень слабых учащихся при выполнении заданий можно сделать следующие пометы на карточках: «Смотри правило на стр. 5», «Вспомни правописание о-е после шипящих» и т.д. Такие приёмы делают изучение русского языка в школе для слабослышащих более эффективным.
Современное образование ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества и ребёнка. Способности и возможности каждого ребёнка необходимо изучать и знать, использовать различные виды адаптированных для ребёнка с нарушениями слуха заданий. Именно такой подход позволит создать ситуацию успеха для слабослышащего ребёнка.
|