Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Разноуровневые задания при самостоятельной работе на уроках русского языка в школе для слабослышащих

СКАЧАТЬ (16.5 Kb) 01.04.2021, 08:32
Вострякова Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа-интернат №117 им.Т.С.Зыковой г.о.Самара
Разноуровневые задания при самостоятельной работе на уроках русского языка в школе для слабослышащих

Разработка теории специального обучения слабослышащих детей велась с учётом необходимости дифференцированного подхода к решению педагогических задач по отношению к детям, имеющим разный уровень речевого развития.

Обучение русскому языку –это процесс овладения языком, процесс усвоения знаний о нём в условиях, когда речевое недоразвитие ещё полностью не устранено.

На современном этапе существует огромное количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщённый опыт учителей массовых и коррекционных школ, цель которых – помочь учителю в профессиональном росте , подготовке к урокам. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека , который готов принимать самостоятельные решения, способен самостоятельно работать, стремиться к самореализации, самопознанию, самоопределению, что очень важно для слабослышащих детей.

Выявляя индивидуальные возможности учащихся , особенности их психо-речевого развития, необходимо развивать их способность мыслить самостоятельно. Учитель может делать трудные задачи лёгкими, адаптируя их для слабослышащих учащихся, помогая тем самым в усвоении программного материала. Реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка – проблема , которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.

Дифференциация – совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учётом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований.

Учащихся можно разделить на группы: сильные, средние, слабоуспевающие – группы С,В,А.
1-я группа (С) – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, которые умеют работать самостоятельно.
2-я группа (В) – учащиеся со средним уровнем способностей. В этой группе нужно развивать способность воспринимать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3-я группа(А) – учащиеся с низкой успеваемостью в результате педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе требуется уделять особое внимание, поддерживать , помогать усваивать материал. Есть дети с пониженной обучаемостью , у которых педагогическая запущенность сочетается со слабыми умственными способностями, особенностями речевого развития. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам.

Дифференцированную работу провожу на этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений, основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Для слабослышащих детей очень важно учиться работать самостоятельно, быть уверенным в своих знаниях, силах.

Приёмы и виды дифференцированных заданий
К каждому уроку готовится пакет заданий (работа с текстом, анализ предложений, словосочетаний, разборы, тесты, карточки).

Индивидуальные карточки с самопроверкой проверяют орфографические навыки. Лист делится на 2 части, складывается пополам : 1 часть – задания (вставь пропущенную букву, раскрой скобки , слитно или раздельно) и 2 часть (ПРОВЕРЬ СЕБЯ!)- проверка. Определённое время даётся на выполнение карточки (примерно 5-7 минут), затем идёт проверка.

Также можно использовать на уроке разноуровневые задания.
Для 1-й (слабой) группы дать самое простое задание: списать , подчеркнуть слова с изучаемой орфограммой (безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением).
Для 2-й (средней) группы задание посложнее: списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть изучаемую орфограмму, выделить корни в словах.
Для 3-й (сильной) группы ещё более усложнить задание: списать, вставить буквы, подчеркнуть изучаемую орфограмму . К этому основному заданию дать какое-то творческое: составить словосочетания, предложения с данными словами ( в зависимости от речевого развития учащихся).

Использую на уроках повторения и обобщения так называемые разноуровневые упражнения. Учитель может их подобрать самостоятельно, используя дидактический материал, а можно взять и упражнения, данные в учебнике. Упражнения выполняются от самого лёгкого или среднего по трудности к самому сложному, последовательность выполнения расписывается на доске. Учащиеся начинают выполнять упражнения чаще всего с заданий средней сложности, так как такой вид работы проводится на этапе закрепления и материал изучен . Каждый работает в комфортном для себя темпе, проверяет выполненное (о видах проверки напишу в конце статьи), возвращаясь к более лёгкому материалу при допущенных ошибках или переходя к выполнению более сложного задания при их отсутствии .

Чаще всего использую три вида проверки КУ (контроль учителя), при котором учащиеся несут работу на проверку учителю, СК (самоконтроль), проводящийся по специальному листку самоконтроля с выполненными упражнениями, который лежит не первой парте или на столе учителя и ВК (взаимоконтроль), при котором учащиеся проверяют работы друг друга. Отмечу , что во время такой проверки на столе должен обязательно лежать лист с заданием, выполненным верно. Для очень слабых учащихся при выполнении заданий можно сделать следующие пометы на карточках: «Смотри правило на стр. 5», «Вспомни правописание о-е после шипящих» и т.д. Такие приёмы делают изучение русского языка в школе для слабослышащих более эффективным.

Современное образование ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества и ребёнка. Способности и возможности каждого ребёнка необходимо изучать и знать, использовать различные виды адаптированных для ребёнка с нарушениями слуха заданий. Именно такой подход позволит создать ситуацию успеха для слабослышащего ребёнка.


Категория: Блоги | Добавил: vostryakova
Просмотров: 409 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог