Сегодня: 16.04.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Разноуровневые задания при самостоятельной работе на уроках русского языка в школе для слабослышащих

СКАЧАТЬ (16.5 Kb) 01.04.2021, 08:32
Вострякова Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа-интернат №117 им.Т.С.Зыковой г.о.Самара
Разноуровневые задания при самостоятельной работе на уроках русского языка в школе для слабослышащих

Разработка теории специального обучения слабослышащих детей велась с учётом необходимости дифференцированного подхода к решению педагогических задач по отношению к детям, имеющим разный уровень речевого развития.

Обучение русскому языку –это процесс овладения языком, процесс усвоения знаний о нём в условиях, когда речевое недоразвитие ещё полностью не устранено.

На современном этапе существует огромное количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщённый опыт учителей массовых и коррекционных школ, цель которых – помочь учителю в профессиональном росте , подготовке к урокам. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека , который готов принимать самостоятельные решения, способен самостоятельно работать, стремиться к самореализации, самопознанию, самоопределению, что очень важно для слабослышащих детей.

Выявляя индивидуальные возможности учащихся , особенности их психо-речевого развития, необходимо развивать их способность мыслить самостоятельно. Учитель может делать трудные задачи лёгкими, адаптируя их для слабослышащих учащихся, помогая тем самым в усвоении программного материала. Реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка – проблема , которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.

Дифференциация – совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учётом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований.

Учащихся можно разделить на группы: сильные, средние, слабоуспевающие – группы С,В,А.
1-я группа (С) – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, которые умеют работать самостоятельно.
2-я группа (В) – учащиеся со средним уровнем способностей. В этой группе нужно развивать способность воспринимать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3-я группа(А) – учащиеся с низкой успеваемостью в результате педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе требуется уделять особое внимание, поддерживать , помогать усваивать материал. Есть дети с пониженной обучаемостью , у которых педагогическая запущенность сочетается со слабыми умственными способностями, особенностями речевого развития. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам.

Дифференцированную работу провожу на этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений, основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Для слабослышащих детей очень важно учиться работать самостоятельно, быть уверенным в своих знаниях, силах.

Приёмы и виды дифференцированных заданий
К каждому уроку готовится пакет заданий (работа с текстом, анализ предложений, словосочетаний, разборы, тесты, карточки).

Индивидуальные карточки с самопроверкой проверяют орфографические навыки. Лист делится на 2 части, складывается пополам : 1 часть – задания (вставь пропущенную букву, раскрой скобки , слитно или раздельно) и 2 часть (ПРОВЕРЬ СЕБЯ!)- проверка. Определённое время даётся на выполнение карточки (примерно 5-7 минут), затем идёт проверка.

Также можно использовать на уроке разноуровневые задания.
Для 1-й (слабой) группы дать самое простое задание: списать , подчеркнуть слова с изучаемой орфограммой (безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением).
Для 2-й (средней) группы задание посложнее: списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть изучаемую орфограмму, выделить корни в словах.
Для 3-й (сильной) группы ещё более усложнить задание: списать, вставить буквы, подчеркнуть изучаемую орфограмму . К этому основному заданию дать какое-то творческое: составить словосочетания, предложения с данными словами ( в зависимости от речевого развития учащихся).

Использую на уроках повторения и обобщения так называемые разноуровневые упражнения. Учитель может их подобрать самостоятельно, используя дидактический материал, а можно взять и упражнения, данные в учебнике. Упражнения выполняются от самого лёгкого или среднего по трудности к самому сложному, последовательность выполнения расписывается на доске. Учащиеся начинают выполнять упражнения чаще всего с заданий средней сложности, так как такой вид работы проводится на этапе закрепления и материал изучен . Каждый работает в комфортном для себя темпе, проверяет выполненное (о видах проверки напишу в конце статьи), возвращаясь к более лёгкому материалу при допущенных ошибках или переходя к выполнению более сложного задания при их отсутствии .

Чаще всего использую три вида проверки КУ (контроль учителя), при котором учащиеся несут работу на проверку учителю, СК (самоконтроль), проводящийся по специальному листку самоконтроля с выполненными упражнениями, который лежит не первой парте или на столе учителя и ВК (взаимоконтроль), при котором учащиеся проверяют работы друг друга. Отмечу , что во время такой проверки на столе должен обязательно лежать лист с заданием, выполненным верно. Для очень слабых учащихся при выполнении заданий можно сделать следующие пометы на карточках: «Смотри правило на стр. 5», «Вспомни правописание о-е после шипящих» и т.д. Такие приёмы делают изучение русского языка в школе для слабослышащих более эффективным.

Современное образование ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества и ребёнка. Способности и возможности каждого ребёнка необходимо изучать и знать, использовать различные виды адаптированных для ребёнка с нарушениями слуха заданий. Именно такой подход позволит создать ситуацию успеха для слабослышащего ребёнка.


Категория: Блоги | Добавил: vostryakova
Просмотров: 29 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IV Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
VII Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
V Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог