Сегодня: 22.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Разработка системы заданий повышенной сложности для углубленного изучения физики

СКАЧАТЬ (175.1 Kb) 31.07.2025, 06:56
Развозжаев Николай Павлович
учитель, МАОУ "СОШ № 33"
Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и физики,
МАОУ «СОШ № 33», ГО Верхняя Пышма
 

Современная система образования призвана способствовать развитию интеллектуальной элиты страны. Одной из значимых составляющих этого процесса является подготовка талантливых школьников к участию в специализированных мероприятиях, таких как всероссийские и международные олимпиады по физике. Для этого необходимы специальные учебно-методические материалы, включающие задачи повышенного уровня сложности, стимулирующие глубокие знания и развитие творческих способностей учащихся.
Разберем принципы составления задач повышенной сложности. Задания повышенной сложности характеризуются рядом особенностей:
• высокая степень абстракции и обобщенности;
• многокомпонентность, наличие нескольких этапов решения;
• связь с практическими приложениями, необходимость учета реальных факторов;
• наличие неопределенных начальных условий, требующих самостоятельного дополнения и анализа.
Примером может служить следующая задача.
Задача. Шар массой m катится вверх по наклонной плоскости под углом α к горизонту. Найти ускорение, если коэффициент трения равен μ.
Эта задача требует детального анализа действующих сил, вычислений ускорения и демонстрации глубокого понимания законов классической механики.
Рассмотрим типы задач повышенного уровня сложности. Наиболее распространенные типы задач включают:
• расчетные задачи, предполагающие сложное преобразование формул и численных расчетов;
• теоретико-аналитические задачи, требующие глубоких знаний и умения проводить анализ различных аспектов проблемы;
• экспериментально-исследовательские задачи, подразумевающие проектирование и реализацию физического эксперимента с последующим анализом результатов.
Каждый тип задач призван решать определенную дидактическую цель, обеспечивая комплексный подход к овладению предметом.
Проверка заданий повышенной сложности должна проводиться последовательно по этапам, таким как:
• первичная проверка правильности формулы и алгоритма решения;
• проверка точности вычислений и соответствия единиц измерения;
• экспертиза полноты и глубины изложенных идей.
Такая многоуровневая оценка обеспечивает объективность оценивания и служит стимулом для дальнейшей работы учащихся.
Разработанная система заданий повышенной сложности создает предпосылки для глубокой проработки учебного материала, расширения границ академических знаний и развития профессиональных компетенций. Данные задачи пригодны для широкого круга целей, начиная от индивидуальной подготовки к конкурсам и заканчивая участием в международных соревнованиях.

Источники:
1. Левинштейн М.Л. Система задач повышенной трудности в физике и математике // Физическое образование в вузах. 2019. № 2. С. 45–50.
2. Никитин Д.В. Методика оценки качества выполненной работы учащегося // Современные технологии обучения. 2017. № 3. С. 65–70.
3. Семенов А.В. Алгоритмизация процесса разработки олимпиадных задач по физике // Научно-технический вестник ИТМО. 2018. № 1. С. 35–40.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 67 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 22.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог