Урок литературного чтения во 2 классе по программе « Перспективная начальная школа»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; формировать систему читательских умений; совершенствование навыков выразительного и осознанного чтения, познакомить с биографией и творчеством С.Михалкова.
Метапредметные:
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: воспитывать культуру поведения.
Оборудование: учебник Н.А. Чуракова, словарь 2 часть, презентация по творчеству С.В. Михалкова, портрет С. Михалкова, аудиозапись стихотворения «А что у вас», карточки со словами: поэт, писатель, журналист, сценарист, сказочник, баснописец, переводчик, автор Гимна России, презентация – мультфильм по произведению С.В.Михалкова «Котята» , карточки для работы в парах.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Все зашли ребята в класс?
Мы начнём урок сейчас.
Тихо, ровно дружно сели
Никого мы не задели.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
- Посмотрите сколько гостей у нас сегодня на уроке. Какие у них добрые лица! Они улыбаются вам, улыбнитесь им в ответ, не забудьте подарить улыбки своим товарищам, мне.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
2. Речевая разминка.
- Начнём урок с речевой разминки.
1. Произноси на выдохе:
А – И – У – Ы – Э – О – А
И – И – И – И – И
2.Читай напевно:
РА – Ра – Ра - РА - Ра
РО – РО – РО –Ро – Ро
УР – УР – Ур - Ур - Ур
3. Читай внятно, добавляя слова.
В доме восемь ….
У заставы Ильича
Жил высокий….,
По прозванью "……",
По фамилии ……
И по имени…….,
Из районных великанов
Самый главный…...
3.Определение темы урока. Постановка целей.
- Кто узнал это стихотворение? Кто его автор?
- Догадались, с произведением какого автора сегодня будем знакомиться?
- А вот как называется это произведение, вы узнаете , если разгадаете ребус:
вас у что а ?
4 3 2 1
(А что у вас?)
- Прочитайте в оглавлении учебника, как называется новый раздел, в котором находится это произведение?
- Что нам предстоит выяснить сегодня на уроке?
Что такое новости? Откуда берутся новости?
4. Актуализация опорных знаний.
- Начнём урок с проверки домашнего задания. Домашнее задание было дано в группах. Первая группа, удалось ли вам справиться с домашним заданием?
- Каким было ваше домашнее задание? ( Добыть сведения об авторе, С.В. Михалкове)
- Что вы узнали и чем можете поделиться с нами?
1 группа:
1 ученик: Мы нашли портрет писателя, узнали, что С.В. Михалков родился в Москве. Писать стихи Сергей Владимирович начал еще в детстве. В 1928 году, впервые было опубликовано первое стихотворение Сергея Михалкова "Дорога", оно было напечатано в журнале.
2 ученик: Михалковым написаны пьесы для детских театров и пьесы для взрослых. Сергей Владимирович – автор сценариев художественных и мультипликационных фильмов.
3 ученик с презентацией.
- Спасибо 1 группе за содержательный рассказ.
- Послушаем 3 группу. Они выполняли творческое задание: работали над созданием мультфильма. Посмотрим, что у них получилось.
Просмотр мультфильма по произведению С.В. Михалкова «Котята».
- Спасибо 3группе. Здорово у вас получилось!
- Давайте послушаем 2 группу. Они собрали книжную выставку, на которой представлены книги, написанные Михалковым. Какие произведения прочитали?
- Послушаем ребят из 2 группы, одно стихотворение они нам продекламируют.
Два подготовленных ученика читают по ролям стихотворение С.В. Михалкова «Мы с приятелем»
5. Работа по теме урока.
А) вступительное слово учителя
- С.В.Михалков написал огромное количество произведений. Внёс огромный вклад в развитие литературы.
13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность.
Произведения С. В. Михалкова популярны и сейчас, они хорошо узнаваемы. Посмотрите сколько книг представлено на книжной выставке. Какое произведение чаще других повторяется? А о чём это говорит? Это значит, что произведение очень популярно и переиздаётся чаще других. Я думаю, самое время с ним познакомиться.
Б) Знакомство с произведением – звучит аудиозапись
- Понравилось вам это стихотворение?
- Я заметила, что слушая его, вы улыбались. Почему? Что вызвало улыбку?
- Можно ли сказать, что в этом произведении присутствует юмор?
- Какова тема этого произведения? О ком оно или о чём?
- Что делали дети?
- О чём рассказывали друг другу?
- Можно ли сказать, что дети рассказывал друг другу новости?
- Что такое новости?
(Новости – это сообщения о чём-либо, или о ком-либо, о разных происходящих событиях.)
В) Первичное закрепление. Словарная работа.
- Давайте перечитаем стихотворение и выясним значение некоторых слов.
( Словарная работа – слайды )
Г) Работа с произведением.
- Поработаем с содержанием стихотворения в группах.
1 группа: Найдите в стихотворении строчки, в которых указываются имена ребят, которые ведут разговор.
(Толя, Борис, Николай, Вова, Толя, Вера, Лёва, Ната, Нина)
2 группа: Найдите строки, в которых говорится о каких – либо профессиях.
( Лётчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учитель)
3 группа : Найдите в тексте строки, которые вам показались нелепыми, неправдоподобными.
(А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар
А у нас огонь погас -
Это раз!
Грузовик привез дрова Это два!
А в-четвертых - наша мама
Отправляется в полет,)
- Проверим, как справились с заданием.
( Заслушиваются ответы 1, 2 групп, 3 группы)
- Какие новости вам кажутся важными, а какие — не очень важными?
(Важными могут показаться новости о том, что чья- то мама отправляется
в полет; что кошка родила котят; что у кого - то сегодня гость.
Не очень важной может быть признана новость о том, что у одного
из мальчиков в кармане гвоздь.)
- А какие ещё бывают новости?
- Прочитайте об этом в учебнике на стр.80.
- Какие новости назовём свежими?
(Свежие: кому-то на прогулке купили воздушный шар; кому-то привезли дрова – эти события произошли недавно. Не очень свежие: у кого-то водопровод; из какого-то окна площадь Красная видна – все эти «новости» давно известны.)
- А вы делитесь новостями друг с другом? Какими?
- Откуда мы можем узнать новости? Что может служить источником новостей?
( Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение)
- Кто сообщает эти новости, кто их добывает?
( Журналисты)
- Какая новость в этом стихотворении была самой главной, отражающей главную мысль произведения?
- Согласны ли вы с автором?
- Действительно, на свете очень много профессий, мы в этом убедились на примере нашего класса, когда готовили Проект «В мире профессий» о профессиях своих родителей. Но кем бы ты в жизни не стал, какую бы ты профессию не выбрал, главное, чтобы твоя профессия приносила людям пользу, а тебе чувство удовлетворения.
- А сейчас я вам предлагаю побыть в роли журналистов и добыть сведения. Поработаем в парах. Соедините слова левого и правого столбиков.
- Выполните задание на карточках.
Вагоновожатый шьёт одежду
Портниха лечит от болезней
Повар водит прицепы
Лётчик варит обеды
Доктор водит самолеты
Коррекция
6. Обобщение. Подведение итогов.
- С каким произведением познакомились? Кто его автор? Какова главная мысль произведения? Что полезного для себя узнали, уяснили?
7. Рефлексия.
|