Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Разработка урока по предмету Родная литература. 6 класс

СКАЧАТЬ (40.6 Kb) 05.04.2023, 07:35
Насырова Надежда Алексеевна
учитель, МАОУ СОШ 43 с углублённым изучением некоторых предметов
Насырова Надежда Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ 43 г. Екатеринбург

Предмет. Родная литература
Класс 6А
Тема урока: «Маленьких у войны не бывает». Дети блокадного Ленинграда на страницах книг.
Образовательная цель урока (цель ученика) Находить особенности литературного жанра «рассказ –воспоминание» по фрагментам из книг, объединённых одной темой ; научиться отличать тексты о детстве, созданные бывшими блокадниками- детьми, от книг, написанных по чужим( взрослым) воспоминаниям; применить полученные знания в работе с фрагментами текстов.

Педагогическая цель урока (цель учителя) :
- организовать деятельность обучающихся- читателей по работе с текстами;
- познакомить ребят с художественными произведениями о событиях блокадного Ленинграда глазами сверстника: ребёнка, подростка;
- создать условия для формирования читательского вкуса, эмоционального интеллекта;
- на этапе подготовки к открытой форме урока способствовать развитию навыка самостоятельной работы в приобретении новых знаний (анализировать, обобщать, делать выводы).

Личностно-значимая проблема: развитие любознательности, стремление узнать больше нового, полезного, героического об истории Родины; развитие у детей воображения, наблюдательности и способности сопереживать другим людям.

Необходимое оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, проектор, ноутбуки с видеопрезентациями прочитанных книг и выходными данными книг (бумажные варианты сложно достать в библиотеках ) , с обзором детских книг о блокаде Ленинграда.
Видео-фото-аппаратура (фрагменты урока включены в видеоролик с интеграцией урока музыки, классного часа, библиотеки)
Детские игрушки, предметы советского времени, создающие атмосферу урока.

Учебно-методическое оснащение (раздаточный материал) :
- распечатанные в формате А4 фрагменты, эпизоды из прочитанных книг о детях блокадного Ленинграда.
- иллюстрации к книгам , созданные ленинградцами- блокадниками, расположены на стенде.
- Лист дневника в форме страницы личного дневника ребёнка (включает в себя особенности маршрутного листа урока и самооценки) у каждого ученика.

Методы и формы обучения : групповая, индивидуальная, фронтальная; метод проблемного обучения, поисковый метод, беседа.
Основные понятия : отвага, блокада, смелость, выдержка, понимание.

Планируемые результаты освоения содержания урока.
Личностные. Положительное отношение к чтению и прочитанному , интерес к познавательной деятельности, саморазвитие. Доброжелательное отношение к одноклассникам, к окружающим людям; желание нравственных поступков; уважения к людям, пережившим тяготы войны и принесшим Победу будущим поколениям. Чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и желание заботиться о людях старшего поколения.
Метапредметные:
познавательные: умение объяснять ситуации эпизодов, связи и отношения, выявляемые в ходе чтения;
регулятивные: следовать при выполнении заданий советам учителя и алгоритмам; адекватно оценивать свои достижения в работе;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать рабочие отношения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные. Анализировать эпизод , его структурную и смысловую нагрузку в контексте книги. Отличать особенности воспоминаний и книг, созданных людьми, в детстве пережившими блокаду . Составлять глоссарий понятий, связанных с «блокадным» детством.

Организация урока
1.Этап активного целеполагания

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
Деятельность учителя. Проверяет готовность к уроку, приветствует обучающихся Слово учителя: «900 дней блокады дети, которых не успели эвакуировать по разным причинам, жили взрослой нечеловеческой жизнью. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали Победу, а позже написали книги- автобиографии, воспоминания о том голодном и страшном детстве. Иллюстраторы книг, представленных в наших списках, тоже дети блокады. Книги о войне — это больно, страшно. Это те истории, которые врываются в жизнь обычного читателя и погружают в то самое время, когда люди выживали, когда смерть и страдания становились обыденностью.

Деятельность обучающихся. Сообщают о готовности предварительно созданных (за 2 недели до урока) групп к уроку. Каждая группа выделила фрагмент из прочитанной книги, оформила слайд в общей презентации, 1 участник группы подготовил выразительное чтение отрывка.

Используемые приемы. Показ слайда презентации с целью уточнения формулировки темы.
Оборудование, материалы.
1 слайд. Тема нашего урока: «Дети блокадного Ленинграда на страницах книг .«Маленьких у войны не бывает». Поэтому на столах символы детства: куклы, игрушки.
2 слайд. Мы выложили списки книг, написанных выросшими бывшими блокадниками. Иллюстрации к этим книгам создали тоже бывшие маленькие ленинградцы.

Актуализация знаний .(3мин)
Деятельность учителя. Работает с 3 слайдом- чтение аннотации со слайда. «И на страницах книг продолжается переплетение судеб, сюжетов денинградцев- подростков». Детские книги о войне - это трагедии глазами ребёнка, то детство, которое выпало на их долю, ожидания и надежды... Блокада... Эта боль навсегда внутри каждого ленинградца. Так о чём нам хотят сказать герои книг?

Предлагает приём «3 вопроса» по предварительной подготовке , по двум слайдам , по теме.
Следит за временем выполнения работы . Обобщает.
Деятельность обучающихся. Читают (желающие) свои дневниковые записи, сделанные на этапе подготовки к уроку в Листе дневника.
Приёмы. Метод проблемного обучения. Приём «3 вопроса»: во время подготовки к уроку :читая книги, отмечая важные, с вашей точки зрения, эпизоды, обсуждая в группах прочитанное , что увидели, что удивило, о чем задумались.

Самоопределение к деятельности (3мин.)
Деятельность учителя. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию проблемы, уточнению темы, цели и задач урока.
- Уточним тему: о чём пойдёт речь на уроке?
- О какой проблеме больше всего стоит говорить , читая книги о детях блокадного Ленинграда?

4 слайд С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались. Герои книг, дети блокадного Ленинграда, тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Но при этом они были детьми- учились, ждали праздники, собирали коллекции марок, значков. Послушаем фрагменты из книг, чтобы ответить на вопрос: « Чем жили ваши сверстники в блокадном городе, что помогло им стать хорошими людьми?»
Деятельность обучающихся. Обсуждают в парах проблему урока, отвечают на вопросы, формулируют проблему и задачи урока.

II. Этап целенаправленной деятельности
Изучение нового материала в форме отчета-выступления групп Работа с текстами.(30 мин.)
Деятельность учителя. Организует работу по решению выявленной на предыдущем этапе проблемы. Наблюдает за выступлением. Комментирует и корректирует выразительное чтение от группы (по необходимости) Смарт-доска. Слайды презентации 5, 6, 7, 8 как фон по мере выразительного чтения детьми отобранных фрагментов из книг о блокадном детстве .
Деятельность обучающихся. Работают с распечатанными текстами и листом «Глоссарий по детским книгам о блокадном Ленинграде». Слушают выразительное чтение ученика от каждой группы. Записи в рабочие листы (Листы дневника) по представленному фрагменту книги. Формулируют своё мнение и позицию. Строят монологические высказывания.

Записывают на доске и на Листе дневника (Фиксируют промежуточные результаты урока)
Рассадка не группами, так как обсуждение прочитанного и записи глоссария ведутся в классе .
Приёмы. Работа с эпизодом (с текстом) индивидуальная и групповая. Создание глоссария в ходе обсуждения проблемы «Что помогло маленьким ленинградцам вырасти хорошими людьми?» Записи на доске и Личном дневнике ученика:
Доверие взрослым
Понимание.
Вера: жизнь побеждает смерть.
Забота о близких.
Терпение.
Сила воли, стойкость.
Искренность.
Увлечённость
Помощь взрослым.
Группа представляет 9 слайд. Видео. В.Павлова «Похороны куклы».
Учитель: как вы думаете, почему одна из групп настойчиво предложила ролик «Похороны куклы» В. Павловой, не по теме блокадного Ленинграда?
Группа 5 как вы думаете, что самое страшное было для детей в блокаде? Одна из глав «Рагу из Барсика»..голод. То , что мы не смогли представить как фрагмент книги.. Об этом невозможно читать.

Учитель:
Читать книги о блокаде Ленинграда всегда эмоционально тяжело. А читать дневники детей ещё тяжелее. Но такие произведения должны учить главному-не повторять подобных ошибок, любить и беречь мир, охранять своих родных и близких.
Поражает, что люди в такие тяжёлые времена и в невыносимых условиях, всё равно продолжали работать, всё равно отправляли своих детей в школу и устраивали субботники для преображения города в лучшую сторону, несмотря на то, что им едва хватало сил для того, чтобы подняться по лестнице.

III. Этап рефлексии (2 мин)
Деятельность учителя. Предлагает написать смс в Дневнике со словами поддержки сверстника – героя прочитанной книги. Собирает Листы дневников.
Деятельность обучающихся. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и пишут смс на Листе Дневника с обращением к герою книги. Оставляют Листы Дневника среди вещей, кукол, книг выставочного стенда своей группы.
Прием «Письмо (смс ) герою книги».

IV. Этап критериального оценивания.
Деятельность учителя. Организует работу после урока. Наблюдает за работой каждого участника и оценивает по критериям, принятым и созданным вместе с детьми.
Деятельность обучающихся. После урока (чтобы не нарушить эмоциональность записей в Личном дневнике) оценивают свою работу в группах по критериям, выработанным до урока.
Прием самооценки.«Знаковая символика»: « ! » - отлично выполнили «+» - хорошо, но… (есть недочеты) «-» - не справились с заданием.

Список книг, предложенных учащимся и родителям для самостоятельного и семейного чтения.
Илья Миксон. Жила, была. Историческое повествование о Тане Савичевой. Автор - петербуржец, его документальная повесть о жизни Тани Савичевой и ее семьи заполнена фотографиями, иллюстрациями , которые нарисовал иллюстратор Александр Траугот, проживший свои 11-12 лет, в блокадном Ленинграде. В книге представлены страницы дневника девочки Тани Савичевой.

Юрий Яковлев. Девочки с Васильевского острова. Рассказ о девочке Вале Зайцевой, которая живет на Васильевском острове уже после войны, но считает себя подругой Тани Савичевой, жившей неподалеку от Вали. Будто связь поколений , судьбы двух девочек с Васильевского острова переплетаются .

Элла Фонякова. Хлеб той зимы. Автобиографическая история о жизни семилетней девочки Лены, которая со своей семьей оказалась в блокадном Ленинграде. Книга состоит из небольших глав , что удобно для выразительного чтения с иллюстрациями героев на фоне узнаваемого Ленинграда.

Виктор Дубровин. Мальчишки в сорок первом. Автобиографическая повесть о жизни двух мальчишек ,Володи и Женьки, в блокадном Ленинграде. Герои сталкиваются с ужасами войны, терпят голод, но при этом остаются детьми.

" Я подошел к зеркалу и стал смотреть на старикана, который стоял в зеркальной раме. Лицо сморчком, а волосы как из соломы. Я даже не сразу понял, что это моё отражение..."
Татьяна Кудрявцева. Маленьких у войны не бывает. Сборник документальных историй о жизни маленьких ленинградцев, вынужденных жить во время войны: в блокаде, оккупации, эвакуации и даже на фронте. «Книжка про маленьких, которых судьба заставила стать взрослыми».

Геннадий Черкашин. Кукла. Рассказ «Кукла» написан Геннадием Черкашиным по воспоминаниям жены, ребенком пережившей блокаду, и посвящен ее маме.. Кукла– это символ, материальное воплощение сердечной памяти, которую отнять невозможно. В 1989 году рассказ был опубликован с иллюстрациями братьев Траугот, один из которых подростком жил в осажденном Ленинграде.

Фрагменты книг, подобранные учениками для выразительного чтения, как результат групповой работ).
Элла Фонякова. Хлеб той зимы. Главы: «Бомбёжка» , «Где учительница?», «Зойкина коллекция», «Робинзон Крузо», «Картофелина». Елена Верейская. Три девочки. Из главы «История одной квартиры»


Категория: Блоги | Добавил: nadezhda8nasyrova8
Просмотров: 251 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог