Насырова Надежда Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ 43 г. Екатеринбург
Предмет. Родная литература
Класс 6А
Тема урока: «Маленьких у войны не бывает». Дети блокадного Ленинграда на страницах книг.
Образовательная цель урока (цель ученика) Находить особенности литературного жанра «рассказ –воспоминание» по фрагментам из книг, объединённых одной темой ; научиться отличать тексты о детстве, созданные бывшими блокадниками- детьми, от книг, написанных по чужим( взрослым) воспоминаниям; применить полученные знания в работе с фрагментами текстов.
Педагогическая цель урока (цель учителя) :
- организовать деятельность обучающихся- читателей по работе с текстами;
- познакомить ребят с художественными произведениями о событиях блокадного Ленинграда глазами сверстника: ребёнка, подростка;
- создать условия для формирования читательского вкуса, эмоционального интеллекта;
- на этапе подготовки к открытой форме урока способствовать развитию навыка самостоятельной работы в приобретении новых знаний (анализировать, обобщать, делать выводы).
Личностно-значимая проблема: развитие любознательности, стремление узнать больше нового, полезного, героического об истории Родины; развитие у детей воображения, наблюдательности и способности сопереживать другим людям.
Необходимое оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, проектор, ноутбуки с видеопрезентациями прочитанных книг и выходными данными книг (бумажные варианты сложно достать в библиотеках ) , с обзором детских книг о блокаде Ленинграда.
Видео-фото-аппаратура (фрагменты урока включены в видеоролик с интеграцией урока музыки, классного часа, библиотеки)
Детские игрушки, предметы советского времени, создающие атмосферу урока.
Учебно-методическое оснащение (раздаточный материал) :
- распечатанные в формате А4 фрагменты, эпизоды из прочитанных книг о детях блокадного Ленинграда.
- иллюстрации к книгам , созданные ленинградцами- блокадниками, расположены на стенде.
- Лист дневника в форме страницы личного дневника ребёнка (включает в себя особенности маршрутного листа урока и самооценки) у каждого ученика.
Методы и формы обучения : групповая, индивидуальная, фронтальная; метод проблемного обучения, поисковый метод, беседа.
Основные понятия : отвага, блокада, смелость, выдержка, понимание.
Планируемые результаты освоения содержания урока.
Личностные. Положительное отношение к чтению и прочитанному , интерес к познавательной деятельности, саморазвитие. Доброжелательное отношение к одноклассникам, к окружающим людям; желание нравственных поступков; уважения к людям, пережившим тяготы войны и принесшим Победу будущим поколениям. Чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и желание заботиться о людях старшего поколения.
Метапредметные:
познавательные: умение объяснять ситуации эпизодов, связи и отношения, выявляемые в ходе чтения;
регулятивные: следовать при выполнении заданий советам учителя и алгоритмам; адекватно оценивать свои достижения в работе;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать рабочие отношения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные. Анализировать эпизод , его структурную и смысловую нагрузку в контексте книги. Отличать особенности воспоминаний и книг, созданных людьми, в детстве пережившими блокаду . Составлять глоссарий понятий, связанных с «блокадным» детством.
Организация урока
1.Этап активного целеполагания
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
Деятельность учителя. Проверяет готовность к уроку, приветствует обучающихся Слово учителя: «900 дней блокады дети, которых не успели эвакуировать по разным причинам, жили взрослой нечеловеческой жизнью. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали Победу, а позже написали книги- автобиографии, воспоминания о том голодном и страшном детстве. Иллюстраторы книг, представленных в наших списках, тоже дети блокады. Книги о войне — это больно, страшно. Это те истории, которые врываются в жизнь обычного читателя и погружают в то самое время, когда люди выживали, когда смерть и страдания становились обыденностью.
Деятельность обучающихся. Сообщают о готовности предварительно созданных (за 2 недели до урока) групп к уроку. Каждая группа выделила фрагмент из прочитанной книги, оформила слайд в общей презентации, 1 участник группы подготовил выразительное чтение отрывка.
Используемые приемы. Показ слайда презентации с целью уточнения формулировки темы.
Оборудование, материалы.
1 слайд. Тема нашего урока: «Дети блокадного Ленинграда на страницах книг .«Маленьких у войны не бывает». Поэтому на столах символы детства: куклы, игрушки.
2 слайд. Мы выложили списки книг, написанных выросшими бывшими блокадниками. Иллюстрации к этим книгам создали тоже бывшие маленькие ленинградцы.
Актуализация знаний .(3мин)
Деятельность учителя. Работает с 3 слайдом- чтение аннотации со слайда. «И на страницах книг продолжается переплетение судеб, сюжетов денинградцев- подростков». Детские книги о войне - это трагедии глазами ребёнка, то детство, которое выпало на их долю, ожидания и надежды... Блокада... Эта боль навсегда внутри каждого ленинградца. Так о чём нам хотят сказать герои книг?
Предлагает приём «3 вопроса» по предварительной подготовке , по двум слайдам , по теме.
Следит за временем выполнения работы . Обобщает.
Деятельность обучающихся. Читают (желающие) свои дневниковые записи, сделанные на этапе подготовки к уроку в Листе дневника.
Приёмы. Метод проблемного обучения. Приём «3 вопроса»: во время подготовки к уроку :читая книги, отмечая важные, с вашей точки зрения, эпизоды, обсуждая в группах прочитанное , что увидели, что удивило, о чем задумались.
Самоопределение к деятельности (3мин.)
Деятельность учителя. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию проблемы, уточнению темы, цели и задач урока.
- Уточним тему: о чём пойдёт речь на уроке?
- О какой проблеме больше всего стоит говорить , читая книги о детях блокадного Ленинграда?
4 слайд С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались. Герои книг, дети блокадного Ленинграда, тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Но при этом они были детьми- учились, ждали праздники, собирали коллекции марок, значков. Послушаем фрагменты из книг, чтобы ответить на вопрос: « Чем жили ваши сверстники в блокадном городе, что помогло им стать хорошими людьми?»
Деятельность обучающихся. Обсуждают в парах проблему урока, отвечают на вопросы, формулируют проблему и задачи урока.
II. Этап целенаправленной деятельности
Изучение нового материала в форме отчета-выступления групп Работа с текстами.(30 мин.)
Деятельность учителя. Организует работу по решению выявленной на предыдущем этапе проблемы. Наблюдает за выступлением. Комментирует и корректирует выразительное чтение от группы (по необходимости) Смарт-доска. Слайды презентации 5, 6, 7, 8 как фон по мере выразительного чтения детьми отобранных фрагментов из книг о блокадном детстве .
Деятельность обучающихся. Работают с распечатанными текстами и листом «Глоссарий по детским книгам о блокадном Ленинграде». Слушают выразительное чтение ученика от каждой группы. Записи в рабочие листы (Листы дневника) по представленному фрагменту книги. Формулируют своё мнение и позицию. Строят монологические высказывания.
Записывают на доске и на Листе дневника (Фиксируют промежуточные результаты урока)
Рассадка не группами, так как обсуждение прочитанного и записи глоссария ведутся в классе .
Приёмы. Работа с эпизодом (с текстом) индивидуальная и групповая. Создание глоссария в ходе обсуждения проблемы «Что помогло маленьким ленинградцам вырасти хорошими людьми?» Записи на доске и Личном дневнике ученика:
Доверие взрослым
Понимание.
Вера: жизнь побеждает смерть.
Забота о близких.
Терпение.
Сила воли, стойкость.
Искренность.
Увлечённость
Помощь взрослым.
Группа представляет 9 слайд. Видео. В.Павлова «Похороны куклы».
Учитель: как вы думаете, почему одна из групп настойчиво предложила ролик «Похороны куклы» В. Павловой, не по теме блокадного Ленинграда?
Группа 5 как вы думаете, что самое страшное было для детей в блокаде? Одна из глав «Рагу из Барсика»..голод. То , что мы не смогли представить как фрагмент книги.. Об этом невозможно читать.
Учитель:
Читать книги о блокаде Ленинграда всегда эмоционально тяжело. А читать дневники детей ещё тяжелее. Но такие произведения должны учить главному-не повторять подобных ошибок, любить и беречь мир, охранять своих родных и близких.
Поражает, что люди в такие тяжёлые времена и в невыносимых условиях, всё равно продолжали работать, всё равно отправляли своих детей в школу и устраивали субботники для преображения города в лучшую сторону, несмотря на то, что им едва хватало сил для того, чтобы подняться по лестнице.
III. Этап рефлексии (2 мин)
Деятельность учителя. Предлагает написать смс в Дневнике со словами поддержки сверстника – героя прочитанной книги. Собирает Листы дневников.
Деятельность обучающихся. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и пишут смс на Листе Дневника с обращением к герою книги. Оставляют Листы Дневника среди вещей, кукол, книг выставочного стенда своей группы.
Прием «Письмо (смс ) герою книги».
IV. Этап критериального оценивания.
Деятельность учителя. Организует работу после урока. Наблюдает за работой каждого участника и оценивает по критериям, принятым и созданным вместе с детьми.
Деятельность обучающихся. После урока (чтобы не нарушить эмоциональность записей в Личном дневнике) оценивают свою работу в группах по критериям, выработанным до урока.
Прием самооценки.«Знаковая символика»: « ! » - отлично выполнили «+» - хорошо, но… (есть недочеты) «-» - не справились с заданием.
Список книг, предложенных учащимся и родителям для самостоятельного и семейного чтения.
Илья Миксон. Жила, была. Историческое повествование о Тане Савичевой. Автор - петербуржец, его документальная повесть о жизни Тани Савичевой и ее семьи заполнена фотографиями, иллюстрациями , которые нарисовал иллюстратор Александр Траугот, проживший свои 11-12 лет, в блокадном Ленинграде. В книге представлены страницы дневника девочки Тани Савичевой.
Юрий Яковлев. Девочки с Васильевского острова. Рассказ о девочке Вале Зайцевой, которая живет на Васильевском острове уже после войны, но считает себя подругой Тани Савичевой, жившей неподалеку от Вали. Будто связь поколений , судьбы двух девочек с Васильевского острова переплетаются .
Элла Фонякова. Хлеб той зимы. Автобиографическая история о жизни семилетней девочки Лены, которая со своей семьей оказалась в блокадном Ленинграде. Книга состоит из небольших глав , что удобно для выразительного чтения с иллюстрациями героев на фоне узнаваемого Ленинграда.
Виктор Дубровин. Мальчишки в сорок первом. Автобиографическая повесть о жизни двух мальчишек ,Володи и Женьки, в блокадном Ленинграде. Герои сталкиваются с ужасами войны, терпят голод, но при этом остаются детьми.
" Я подошел к зеркалу и стал смотреть на старикана, который стоял в зеркальной раме. Лицо сморчком, а волосы как из соломы. Я даже не сразу понял, что это моё отражение..."
Татьяна Кудрявцева. Маленьких у войны не бывает. Сборник документальных историй о жизни маленьких ленинградцев, вынужденных жить во время войны: в блокаде, оккупации, эвакуации и даже на фронте. «Книжка про маленьких, которых судьба заставила стать взрослыми».
Геннадий Черкашин. Кукла. Рассказ «Кукла» написан Геннадием Черкашиным по воспоминаниям жены, ребенком пережившей блокаду, и посвящен ее маме.. Кукла– это символ, материальное воплощение сердечной памяти, которую отнять невозможно. В 1989 году рассказ был опубликован с иллюстрациями братьев Траугот, один из которых подростком жил в осажденном Ленинграде.
Фрагменты книг, подобранные учениками для выразительного чтения, как результат групповой работ).
Элла Фонякова. Хлеб той зимы. Главы: «Бомбёжка» , «Где учительница?», «Зойкина коллекция», «Робинзон Крузо», «Картофелина». Елена Верейская. Три девочки. Из главы «История одной квартиры»
|