Эмоции сопровождают нас всегда и везде, с самого детства и до самой старости, на протяжении всей жизни. С их помощью мы выражаем различные чувства: от радости до гнева, от гордости до стыда. Им подвластен абсолютно весь спектр наших чувств. Эмоции помогают детям адаптироваться в обществе.
Для успешности этого процесса детям необходимо учиться владеть, контролировать, управлять своими эмоциями и чувствами, видеть их у окружающих людей и уметь правильно их различать, т.е. развивать свой эмоциональный интеллект.
В связи с этим различают два основных типа эмоционального интеллекта: внутриличностный и межличностный. Первый подразумевает способность человека видеть взаимосвязи между своими поступками и чувствами, а второй, соответственно, на умение видеть это в других людях, научиться сопереживать и объяснять поступки других людей.
На сегодняшний день представления об эмоциональном интеллекте являются довольно расплывчатыми, т.к. его исследованием и изучением занимаются относительно недолго. Но эта наука быстро овладевает умами современных людей, т.к. учит понимать эмоции и эмоциональные принципы отношений, применять эмоции как дополнительный инструмент в решении различных задач, становиться социально успешным, умея управлять своими эмоциями.
Поэтому я считаю необходимым делать упор на формирование умения распознавать свои эмоции и эмоции другого человека именно у детей младшего школьного возраста. Ведь как раз в этот период дети получают большой социальный опыт знания для выстраивания отношений в обществе, с окружающим миром. Опираясь на свои эмоции и эмоции других людей, младшие школьники учатся воспринимать и понимать информацию о жизни общества и определять своё место в нём. В возрасте 7-10 лет эмоциональное восприятие мира выходит на первый план, именно поэтому очень важно «успеть» воспитать, взрастить правильно ориентированную сторону духовно-нравственной личности. Отсутствие или недостаточное внимание к этому аспекту может привести к непринятию себя, неумению работать в команде, невозможности распознавать и управлять своими эмоциями. Именно в данный период жизни особенно интенсивно идёт формирование эмоционального интеллекта. Дети сталкиваются с трудностями гораздо чаще взрослых. Что нам кажется привычным и обыденным, у ребёнка вызывает целую бурю эмоций. Но как раз эти ситуации дают возможность испытать свои способности и выразить эмоции на новый вид деятельности.
Изначально, когда ребенок еще очень мал, родители поддерживают и успокаивают его, сами проговаривают его эмоции. Когда он становится старше, в дошкольном возрасте, ему предлагается выбор, когда можно ответить «да» или «нет». Например, «Тебе весело?», «грустно?». На этапе обучения в начальной школе я стараюсь научить ребёнка видеть, различать и управлять своими чувствами. Мы можем брать уже какие-то близкие эмоции. Например, «Ты испытываешь злость? Раздражение? Обиду?» Эти эмоции похожи между собой и прежде чем ответить, ребёнок уже задумывается, тем самым развивая в себе умение видеть тонкости, различать эти эмоции. К 10-ти годам мы уже задаём вопрос: «Что ты чувствуешь?» И тогда школьник, уже основываясь на своём опыте и умении отделять чувства, разделять эмоции, даёт более точный ответ, чем просто «хорошо» или «плохо». Всегда нужно идти от простого к сложному. Сначала проговаривание, потом выбор полюсных вариантов, затем распознавание смежных эмоций и в итоге самостоятельное определение эмоции, умение видеть её, и способность совладать и управлять ею.
В результате вышесказанного, можно утверждать, что младший школьный возраст особенно значим для формирования и развития эмоционального интеллекта. Именно на этом этапе жизни проявляются физиологические и психологические принципы для его становления.
Список используемой литературы:
1. Нгуен, М. А. Развитие эмоционального интеллекта // М. А. Нгуен - Начальная школа. – 2013 – № 5 – С. 80-87.
2. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта/И. Н. Андреева. - Санкт-Петербург: Речь, 2013 – 288 с.
|