Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха в сюжетно-ролевой игре

СКАЧАТЬ (21.9 Kb) 29.04.2021, 20:31
Корзоватых Екатерина Владимировна
учитель-дефектолог, КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Кирова
 
Проблеме детских игр было посвящено большое количество работ педагогов, психологов, философов. То, что игра была в центре внимания учёных различных специальностей и разных направлений, не случайно. Это можно объяснить сложностью игровой деятельности и тем, что в дошкольном детстве игра выполняет особую, ничем невосполнимую роль. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью ребёнка. В ходе игры ребёнок овладевает накопленным людьми опытом. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Из всех видов игр наиболее благоприятно влияет на развитие ребёнка сюжетно-ролевые игры.

ОСОБЕННОСТИ ИГР У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Глухие дети играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют глухим детям, так же как и слышащим, большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях. Однако они имеют ряд особенностей, отличающихся от игры слышащих детей.

Игры глухих детей, как и игры слышащих, отражают реальную действительность. Однако они несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у слышащих сверстников.

В играх глухих детей можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий - одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремление полностью воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремление к простому повторению предыдущих игр на эту тему. Одним из характерных для игры моментов является использование в игре предметов, которые в жизни имеют совсем другое назначение, то есть в игре осуществляется перенос действий с одних предметов на другие, которые в реальной жизни, вне игровой ситуации, используется по-иному. Так, например, карандаш используются в качестве термометра или ложки, кубик – в качестве утюга и так далее. У глухих детей в этом моменте возникают сложности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра появляется глухих детей дошкольного возраста только в том случае прямого обучения их игровой деятельности.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГР ДЕТЕЙ

В детских учреждениях для глухих дошкольников должны быть созданы все условия для игр детей. Это значит, что, во-первых, время для игр должно быть чётко запланированно и не занято ничем другим; во-вторых, дети должны быть обеспечены необходимыми для игр игрушками и должны уметь ими пользоваться; в-третьих, необходимо осуществлять повседневное руководство играми детей, которое включает в себя и обучение детей умения играть. Рассмотрим эти три условия подробнее.

В режиме всех дошкольных учреждений отводится специальное время для игр детей. У глухих детей, обучающихся в дошкольных учреждениях, это время очень ограничено. Причина не только в том, что в то время, которое в массовых детских садах используется для свободных игр детей, в специальных детских учреждениях отводится для речевых занятий. В дошкольных учреждениях для глухих детей согласно режиму игре отводится от 45 минут до 1 часа 50 минут в день (в то время как в массовых детских садах дети играют по 3 – 3,5 часа в день).

То небольшое время, которое отведено в режиме для сюжетно-ролевых игр, должно быть использовано только и исключительно для их подготовки и проведения. Нужно так заранее планировать и продумывать организацию игр, чтобы они приносили детям максимальную пользу и наполняли их жизнь радостными переживаниями. Глухие дети, с 2 – 3 лет вынуждены, проводить ежедневно часть времени в организованных занятиях, не в меньшей степени, чем слышащие, нуждаются в играх, отсутствие которых в этом возрасте наносит развитию ребёнку ничем невосполнимый ущерб.

Очень существенным условием для развития игр детей является достаточный ассортимент игрушек в каждой группе. В каждой группе нужно иметь несложные костюмы и элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр детей, т.к. это помогает им войти в роль, перевоплотиться. Значение имеет не только количество игрушек, имеющихся в распоряжении детей. Сами по себе игрушки ещё не побуждают детей к адекватным игровым действия, не порождает игры. Дети часто не знают, что с ними делать, реагируют только на новизну предмета, а потом он быстро теряет привлекательность и выпадает из поля их игровых интересов. Для того чтобы игрушки стимулировало игровые действия, дети должны знать, что и как с их помощью можно изображать, должны уметь ими пользоваться. Необходимо учить детей использовать в ходе игр предметы – заменители (например, кубик вместо утюга); разные предметы в одной роли (например, обруч или диск вместо руля); один и тот же предмет в разных значениях; действовать с воображаемыми объектами (копать воображаемой лопатой, открывать воображаемый кран и так далее).

Обучение детей каждой новой игре состоит из нескольких этапов. Первым этапом является подготовка их к соответствующей экскурсии, цель которой – познакомить детей с тем, во что они потом будут играть. Такая подготовка настраивает детей на активное восприятие того, с чем они встретятся на экскурсии. Далее проводится сама экскурсия. Экскурсию надо организовывать так, чтобы дети были максимально активны, деятельны: узнавали цену, платили деньги, получали покупки, благодарили, покупали билеты и так далее. После экскурсии надо дать детям пережить её результаты. Если были куплены конфеты в подарок Вите, надо, чтобы дети вручили ему подарок. Следующим звеном в подготовке к сюжетно-ролевой игре там, где это возможно, является проведение дидактической или подвижнай игры с элементами сюжета. Так, например, для подготовки к сюжетной игре в «Поезд» надо провести соответствующую подвижную игру; для подготовки к сюжетной игре в «Магазин» – соответствующую дидактическую игру; для подготовки к играм в «Семью», «Детский сад» – дидактические игры «Кукла хочет спать», «Кукла проснулась», «Накорми куклу», «День куклы» и так далее. Только проделав предварительно всё описанную выше работу, можно приступить к соответствующей сюжетно-ролевой игре.

Чтобы игры носили творческий характер, ими необходимо руководить на всех стадиях обучения детей. Формы руководства, разумеется, меняются в зависимости от продолжительности обучения. Так, например, на первом году обучения руководства игрой осуществляется в форме совместных с ребёнком действий, а на пятом году обучения - в форме советов, предложение, помощи в развитии замысла игры и так далее.

В ходе игры воспитатель должен следить за отношениями детей, предупреждая возникновение между ними конфликтов (из-за игрушки, роли и тому подобное), воспитывать у них дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить и другие моральные качества.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Для развития игровой деятельности глухих детей на втором году обучения необходимо:
• укреплять их интересы к игре;
• расширять навыки использования игрушек; продолжать учить детей играть сюжетными игрушками, увеличивая количество видов последних;
• обучать элементарным игровым действиям, элементам игры;
• учить детей производить связанные между собой действия («Цепочка» из двух действий);
• учить изображения наблюдаемых действий;
• воспитывать бережно отношение к игрушкам;
• учить обозначает слово предметы и действия;
• обучать выполнение элементарных игровых действий по словесной инструкции.

Методические приемы: обыгрывания новых игрушек показ воспитателя; показ с привлечением детей; участие воспитателя в игре, совместная игра с ребёнком; обучение детей отраженным игровым действием с немедленным воспроизведением действий ребёнком и игровым действиям по подражанию (когда действие ребёнка следует не сразу за действием воспитателя, а через некоторое время); наблюдение за выполнением бытовых действий взрослыми; использование табличек со словами и словосочетаниями; общая оценка игры каждого ребёнка.

Примерная тематика игр

I полугодии: «Кукла Маша (Ваня)», «Мишка» (знакомство с мишкой), «Накорми куклу», «Дом для матрешек», «Будем гулять с куклами», «Поезд», «Одень куклу», «Купание куклы», «Кукла заболела».

II полугодии: «Обед матрёшек», «Праздник ёлки», «Кукла хочет спать», «Прогулка», «Купания куклы», «Автобус», «Праздник Мая», «Поезд», «Магазин».

Итак, обучая детей играть «В семью» и «В детский сад» с игрушками, изображающими домашних животных, нужно:
• организовывать наблюдение детей за отдельными действиями, которые выполняют взрослые, за домашними животными;
• учить детей выполнять наблюдаемые действия по подражанию, изображать их;
• рассматривается с детьми картинки, изображающий эти действия, которые они имели возможность наблюдать в жизни;
• параллельно обучать детей пользоваться игрушками:
a) обыгрывать игрушки, в результате чего дети приобретают умение самостоятельно воспроизводить действия с предметом, показанная прежде взрослыми;
b) учить детей переносить действия со одного предмета на другой, аналогичной (если вы научите ребёнка кормить мишку, он тоже умеет кормить и куклу и так далее);
c) учить детей производить действия с игрушкой по слову взрослого;
• обучать детей отдельным игровым приемам и элементам игры на основе приобретённого ими умения пользоваться игрушками и производить отдельные сюжетные действия;
• постепенно обучать детей объединять отдельные элементы игры, игровые приемы в несложный сюжет;
• систематически помогать детям проводить эти игры, руководить ими, организуя дополнительные и повторные наблюдения тех или иные действий, которые могут быть включены в игру.

Таким образом, сюжетно ролевые игры представляют наибольшую ценность для всестороннего развития дошкольника. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения.


Категория: Блоги | Добавил: ykorzovatykh
Просмотров: 406 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог