Проблеме детских игр было посвящено большое количество работ педагогов, психологов, философов. То, что игра была в центре внимания учёных различных специальностей и разных направлений, не случайно. Это можно объяснить сложностью игровой деятельности и тем, что в дошкольном детстве игра выполняет особую, ничем невосполнимую роль. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью ребёнка. В ходе игры ребёнок овладевает накопленным людьми опытом. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
Из всех видов игр наиболее благоприятно влияет на развитие ребёнка сюжетно-ролевые игры.
ОСОБЕННОСТИ ИГР У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
Глухие дети играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют глухим детям, так же как и слышащим, большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях. Однако они имеют ряд особенностей, отличающихся от игры слышащих детей.
Игры глухих детей, как и игры слышащих, отражают реальную действительность. Однако они несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у слышащих сверстников.
В играх глухих детей можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий - одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремление полностью воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремление к простому повторению предыдущих игр на эту тему. Одним из характерных для игры моментов является использование в игре предметов, которые в жизни имеют совсем другое назначение, то есть в игре осуществляется перенос действий с одних предметов на другие, которые в реальной жизни, вне игровой ситуации, используется по-иному. Так, например, карандаш используются в качестве термометра или ложки, кубик – в качестве утюга и так далее. У глухих детей в этом моменте возникают сложности.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра появляется глухих детей дошкольного возраста только в том случае прямого обучения их игровой деятельности.
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГР ДЕТЕЙ
В детских учреждениях для глухих дошкольников должны быть созданы все условия для игр детей. Это значит, что, во-первых, время для игр должно быть чётко запланированно и не занято ничем другим; во-вторых, дети должны быть обеспечены необходимыми для игр игрушками и должны уметь ими пользоваться; в-третьих, необходимо осуществлять повседневное руководство играми детей, которое включает в себя и обучение детей умения играть. Рассмотрим эти три условия подробнее.
В режиме всех дошкольных учреждений отводится специальное время для игр детей. У глухих детей, обучающихся в дошкольных учреждениях, это время очень ограничено. Причина не только в том, что в то время, которое в массовых детских садах используется для свободных игр детей, в специальных детских учреждениях отводится для речевых занятий. В дошкольных учреждениях для глухих детей согласно режиму игре отводится от 45 минут до 1 часа 50 минут в день (в то время как в массовых детских садах дети играют по 3 – 3,5 часа в день).
То небольшое время, которое отведено в режиме для сюжетно-ролевых игр, должно быть использовано только и исключительно для их подготовки и проведения. Нужно так заранее планировать и продумывать организацию игр, чтобы они приносили детям максимальную пользу и наполняли их жизнь радостными переживаниями. Глухие дети, с 2 – 3 лет вынуждены, проводить ежедневно часть времени в организованных занятиях, не в меньшей степени, чем слышащие, нуждаются в играх, отсутствие которых в этом возрасте наносит развитию ребёнку ничем невосполнимый ущерб.
Очень существенным условием для развития игр детей является достаточный ассортимент игрушек в каждой группе. В каждой группе нужно иметь несложные костюмы и элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр детей, т.к. это помогает им войти в роль, перевоплотиться. Значение имеет не только количество игрушек, имеющихся в распоряжении детей. Сами по себе игрушки ещё не побуждают детей к адекватным игровым действия, не порождает игры. Дети часто не знают, что с ними делать, реагируют только на новизну предмета, а потом он быстро теряет привлекательность и выпадает из поля их игровых интересов. Для того чтобы игрушки стимулировало игровые действия, дети должны знать, что и как с их помощью можно изображать, должны уметь ими пользоваться. Необходимо учить детей использовать в ходе игр предметы – заменители (например, кубик вместо утюга); разные предметы в одной роли (например, обруч или диск вместо руля); один и тот же предмет в разных значениях; действовать с воображаемыми объектами (копать воображаемой лопатой, открывать воображаемый кран и так далее).
Обучение детей каждой новой игре состоит из нескольких этапов. Первым этапом является подготовка их к соответствующей экскурсии, цель которой – познакомить детей с тем, во что они потом будут играть. Такая подготовка настраивает детей на активное восприятие того, с чем они встретятся на экскурсии. Далее проводится сама экскурсия. Экскурсию надо организовывать так, чтобы дети были максимально активны, деятельны: узнавали цену, платили деньги, получали покупки, благодарили, покупали билеты и так далее. После экскурсии надо дать детям пережить её результаты. Если были куплены конфеты в подарок Вите, надо, чтобы дети вручили ему подарок. Следующим звеном в подготовке к сюжетно-ролевой игре там, где это возможно, является проведение дидактической или подвижнай игры с элементами сюжета. Так, например, для подготовки к сюжетной игре в «Поезд» надо провести соответствующую подвижную игру; для подготовки к сюжетной игре в «Магазин» – соответствующую дидактическую игру; для подготовки к играм в «Семью», «Детский сад» – дидактические игры «Кукла хочет спать», «Кукла проснулась», «Накорми куклу», «День куклы» и так далее. Только проделав предварительно всё описанную выше работу, можно приступить к соответствующей сюжетно-ролевой игре.
Чтобы игры носили творческий характер, ими необходимо руководить на всех стадиях обучения детей. Формы руководства, разумеется, меняются в зависимости от продолжительности обучения. Так, например, на первом году обучения руководства игрой осуществляется в форме совместных с ребёнком действий, а на пятом году обучения - в форме советов, предложение, помощи в развитии замысла игры и так далее.
В ходе игры воспитатель должен следить за отношениями детей, предупреждая возникновение между ними конфликтов (из-за игрушки, роли и тому подобное), воспитывать у них дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить и другие моральные качества.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Для развития игровой деятельности глухих детей на втором году обучения необходимо:
• укреплять их интересы к игре;
• расширять навыки использования игрушек; продолжать учить детей играть сюжетными игрушками, увеличивая количество видов последних;
• обучать элементарным игровым действиям, элементам игры;
• учить детей производить связанные между собой действия («Цепочка» из двух действий);
• учить изображения наблюдаемых действий;
• воспитывать бережно отношение к игрушкам;
• учить обозначает слово предметы и действия;
• обучать выполнение элементарных игровых действий по словесной инструкции.
Методические приемы: обыгрывания новых игрушек показ воспитателя; показ с привлечением детей; участие воспитателя в игре, совместная игра с ребёнком; обучение детей отраженным игровым действием с немедленным воспроизведением действий ребёнком и игровым действиям по подражанию (когда действие ребёнка следует не сразу за действием воспитателя, а через некоторое время); наблюдение за выполнением бытовых действий взрослыми; использование табличек со словами и словосочетаниями; общая оценка игры каждого ребёнка.
Примерная тематика игр
I полугодии: «Кукла Маша (Ваня)», «Мишка» (знакомство с мишкой), «Накорми куклу», «Дом для матрешек», «Будем гулять с куклами», «Поезд», «Одень куклу», «Купание куклы», «Кукла заболела».
II полугодии: «Обед матрёшек», «Праздник ёлки», «Кукла хочет спать», «Прогулка», «Купания куклы», «Автобус», «Праздник Мая», «Поезд», «Магазин».
Итак, обучая детей играть «В семью» и «В детский сад» с игрушками, изображающими домашних животных, нужно:
• организовывать наблюдение детей за отдельными действиями, которые выполняют взрослые, за домашними животными;
• учить детей выполнять наблюдаемые действия по подражанию, изображать их;
• рассматривается с детьми картинки, изображающий эти действия, которые они имели возможность наблюдать в жизни;
• параллельно обучать детей пользоваться игрушками:
a) обыгрывать игрушки, в результате чего дети приобретают умение самостоятельно воспроизводить действия с предметом, показанная прежде взрослыми;
b) учить детей переносить действия со одного предмета на другой, аналогичной (если вы научите ребёнка кормить мишку, он тоже умеет кормить и куклу и так далее);
c) учить детей производить действия с игрушкой по слову взрослого;
• обучать детей отдельным игровым приемам и элементам игры на основе приобретённого ими умения пользоваться игрушками и производить отдельные сюжетные действия;
• постепенно обучать детей объединять отдельные элементы игры, игровые приемы в несложный сюжет;
• систематически помогать детям проводить эти игры, руководить ими, организуя дополнительные и повторные наблюдения тех или иные действий, которые могут быть включены в игру.
Таким образом, сюжетно ролевые игры представляют наибольшую ценность для всестороннего развития дошкольника. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения.
|