Сегодня: 28.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Аутосомно-доминантный тип наследования.

СКАЧАТЬ (436.0 Kb) 19.10.2022, 22:26
Дэр Валентина Павловна
учитель биологии, МБОУ "СОШ им.Г.И.Успенского" д.Сябреницы
Текст задачи.
От осинки не родятся апельсинки.
(народная мудрость)

В генетике выделяют различные типы наследования признаков. Под типом наследования признака обычно понимают наследование той или иной характерной особенности организма в зависимости от того, в аутосомной или половой хромосоме располагается определяющий ее аллель, а также является ли аллель доминантным или рецессивными.

В связи с этим выделяют следующие основные типы наследования: 1) аутосомно-доминантный, 2) аутосомно-рецессивный, 3) сцепленное с полом доминантное наследование и 3) сцепленное с полом рецессивное наследование. Из них отдельно выделяют 4) ограниченный полом аутосомный и 5) голандрический типы наследования. Кроме того, существует 6) митохондриальное наследование.

Рассмотрим особенности первого типа наследования, т. е. аутосомно- доминантного. При аутосомно-доминантном типе наследования признак (болезнь) проявляется, если ген находится в доминантном состоянии. Например (в задачах по медицинской генетике) люди с генотипом Aa, AA - больны (есть доминантный ген A), генотип здорового человека будет записан как - aa.
Примеры болезней, которые наследуются по аутосомно-доминантному типу: синдром Марфана, хорея Хантингтона, нейрофиброматоз I типа. Примеры признаков человека с аутосомно-доминатным типом наследования: карий цвет глаз, праворукость.

На родословной аутосомно-доминантный тип наследования можно узнать по следующим признакам:
Болезнь проявляется в каждом поколении семьи (передача по вертикали)
Здоровые дети больных родителей имеют здоровых детей
Мальчики и девочки болеют одинаково часто
Соотношение больных и здоровых 1:1.

Задание 1.
По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветоми и объясните свой выбор. Определите генотипы родителей и детей во втором поколении.

 

Задание 2.
Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определить характер наследования признака и генотипы всех лиц на родословной.



Задание 3.
На юге Африки давно ходили слухи о странном племени «клешненогих» людей. Этим рассказам всегда придавали не больше значения, чем любым другим подобным россказням. Однако, представителей диковинного племени сравнительно недавно удалось найти и даже сфотографировать. Глава семьи, в которой пятеро детей, двое из них - пятипалые, трое - двупалые, Мхахлани Малисе рассказал:«Когда я был маленьким, я даже не подозревал, что во мне есть что-то необычное. Моя мать тоже была двупалой и многие мои сородичи по племени. Мне казалось, что у всех людей может быть на ногах либо по два, либо по пять пальцев, как, скажем, у одних животных есть рога, а у других их нет. Никаких неприятностей мои ноги мне не доставляют. Те, у кого по пять пальцев на ногах, ходят ничуть не лучше меня; всю жизнь я чувствовал себя очень сильным и ещё не так давно регулярно ходил пешком до Франсистауна и назад. Среди моих друзей было много подобных мне самому, и никогда в нашем племени двупалые не считались особыми людьми. Насколько я помню, в то время у нас в деревне было человек пятьдесят двупалых». Мхахлани Малисе, перебравшись в Ботсвану, женился здесь на местной пятипалой девушке, она родила ему пятерых детей. Первые двое были вполне обычные дети, у последующих троих оказалась клешневидная ступня.

 

В медицине такой признак называется эктродактилия. В мире он встречается у 1 младенца из 90 тысяч новорожденных. Составьте схему наследования признака в семье Мхахлани Малисе. Предположите причину устойчивости мутации в данном племени.

Задание 4.
В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и половина - римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) – доминантные признаки. 1)Ааbb 2)AaBB 3)AABB 4)AaBb

Лист ответов.
Задание1. Деятельность. Открытый ответ.
Если признак встречается не в каждом поколении, то он рецессивный. Он не может быть сцеплен с Х-хромосомой, т.к. признак не был проявлен у отца больной женщины. Следовательно, этот признак аутосомный рецессивный.

Генотипы родоначальников Аа х Аа.
Генотип больной женщины аа, ее брата – АА или Аа.
Поскольку у потомства второго поколения этот признак не проявился, то муж больной женщины АА, все их дети Аа.

Оценивание. Правильное объяснение типа наследования -1б. Определены генотипы всех указанных лиц — по одному баллу за каждый правильно определённый генотип.

Задание2. Деятельность . Открытый ответ .
Аутосомно-доминантный тип наследования.
Ген полидактилии доминирует.
Все больные гетерозиготны.
все здоровые люди гомозиготны по рецессивному признаку.
Есть все элементы ответа. По одному баллу за каждый элемент.

Задание3. Деятельность. Анализ текста и составление родословной по нему. Высказывание аргументированного предположения сохранения данного признака в племени.

Составлена родословная, из которой видно, что генотип Мхахлани Малисе Аа, его жена аа. Дети гетерозиготные двупалые и рецессивные гомозиготные пятипалые. Расщепление признака в соотношении 1:1. Признак двупалости является доминантным. Выдвинуто предположение о том, что эта мутация вряд ли исчезнет в результате естественного отбора, так как не делает человека ущербным. (И это так: сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое. Иногда члены племени не слезают с деревьев по нескольку дней, собирая плоды, листья и личинки насекомых ). Одной из причин такой мутации могут быть близкородственные браки внутри племени.

Задание 4. Деятельность. Анализ условия задачи:
 тип скрещивания - дигибридное (две пары признаков);
 тип задачи - обратная (даны фенотипы родителей, расщепление среди потомков, определить генотип матери);
 тип наследования – независимое (отсутствуют указания на другие типы наследования)
 тип взаимодействия генов – полное доминирование (есть информация в условии задачи);
 закономерность – III закон Менделя
Дано: А – большие глаза а – маленькие глаза В – римский нос в - прямой нос Р ♀ большие глаза, прямой нос × ♂ маленькие глаза, римский нос F1 - 4, большие глаза и римский нос -
2 Решение: Р ♀ А- bb × ♂ ааВ-
бол. пр. мал. Рим.
Расщепление в потомстве по первому признаку 1:1, генотип ♂ аа → генотип ♀ Аа. Расщепление в потомстве по второму признаку 1:1, генотип ♀ bb → генотип ♂ Bb. Р ♀ Аa bb × ♂ ааВb бол. пр. мал. Рим.
Ответ: генотип матери Ааbb


Категория: Блоги | Добавил: ValentinaDer
Просмотров: 91 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог