В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.
Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно - ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.
Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому мы применяем на уроках в начальной школе такие средства как игра, метод проектов, и т.д. Для введения и тренировки лексического и грамматического материала используем информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера и фрагменты художественных фильмов.
Иностранный язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.
Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.
Аудирование
Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:
• отделять главную информацию от второстепенной;
• выявлять наиболее значимые факты;
• определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.
Мы используем следующие упражнения на аудирование:
- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;
-извлечение определенной информации;
- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.
Говорение
Обучение монологической речи предполагает развитие умений:
• делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;
• кратко передавать содержание полученной информации;
• рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;
• рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;
• описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.
Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:
• участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;
• осуществлять запрос и обобщение информации;
• обращаться за разъяснениями;
• выражать свое отношение к высказыванию собеседника;
• вступать и поддерживать общение.
Письмо
Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:
• личное письмо;
• письмо в газету, журнал;
• небольшой рассказ;
• заполнение анкет;
• изложение сведений о себе;
• написание плана.
Мы используем следующие упражнения по формированию навыков письма:
1. Вставить пропущенные слова.
2. Заменить выделенные курсивом слова синонимами.
3. Выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.
4. Выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
5. Выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур.
6. Закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
7. Составить вопросы к ответам и наоборот.
8. Соединить части предложений в логическом порядке.
9. Составить план текста.
Чтение
Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:
• выделять основные факты;
• отделять главную информацию от второстепенной;
• предвосхищать возможные события, факты;
• раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
• извлекать необходимую, интересующую информацию;
• определять свое отношение к прочитанному.
Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:
1. Определить по заголовку тему текста;
2. Найти ответы на вопросы.
3. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
4. Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
5. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
6. Найти описание внешности, места, события и др.
7. Догадаться о значении слова по контексту.
В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
- объем текста не должен превышать норму;
- шрифт должен помогать легко читать текст;
- текст должен развивать кругозор;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- текст должен быть структурирован;
- в тексте не должно быть ошибок;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.
Литература и источники
1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс].
2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного.
3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Астана, 2013
4.Уроки и материалы по изучению английского языка
5.Английский язык для всех
6. Skysmart Класс
|