Согласно ФГОС современная школа должна не только помочь школьникам в полной мере овладеть теоретическими знаниями, но применять их на практике, а также проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность и творческий потенциал. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Таким образом, для развития исследовательских способностей школьников необходимо создать специальные условия, где школьник мог бы развивать свои исследовательские компетенции. В четвертой школе поселка Агинское, действует лаборатория под открытым небом ЭKOLAB, которая способствует развитию исследовательских компетенций школьников, на основе исследования окружающей среды Родного края. Таким образом, ЭKOLAB, стала платформой, на которой любой школьник или группа школьников могут развить свои знания о растительном и животном мире Родного края, охране окружающей среды, природоохранной деятельности, проявить инициативу и найти единомышленников в деле защиты окружающей среды.
Создание лаборатории ЭKOLAB ставило перед нами следующие задачи: во-первых, разработать комплекс дидактических и методических материалов для организации работы лаборатории; во-вторых, организовать круглогодичную работу ЭKOLAB; в-третьих, подготовить площадку для работы станций лаборатории.
Таким образом, ЭКОLAB функционирует в течение учебного года и реализуется через образовательные программы биологии и «Лаборатория под открытым небом ЭKOLAB», в которые интегрирована программа «Живая природа» курса Забайкаловедения. Занятия лаборатории организовываются: во время учебного процесса на уроках биологии, как внеаудиторная деятельность; во время внеурочной деятельности куба юных экологов «ЭКОLAB»; во время работы профильного лагеря ЭКОС.
Занятия проводится в форме полевой практики, где школьники выполняют задания с помощью Рабочей тетради. ЭКОLAB имеет семь оборудованных площадок: «Водная экология», «Почвоведение», «Лесоразведение», «Экология, принятие решений», «Орнитология», «Энтомология», «Растительное сообщество и лекарственные растения», где учащиеся учатся определять гидрофизические и гидрохимические параметры воды, исследуют особенности устройства почвы, растительность и животных водных, околоводных и других экосистем Родного края. Школьники помогают в благоустройстве площадок экологической лаборатории. Таким образом, каждая площадка лаборатории оборудована столами и скамейками для выполнения тематических и практических заданий и располагается на Экологической тропе школьного лесничества четвертой школы.
Показателями эффективности организации лаборатории под открытым небом ЭKOLAB выступает: постепенное увеличение количества детей, которые занимаются исследовательской деятельностью; повышение качества исследовательских работ школьников, которые участвующие в НПК разного уровня и победа в них.
Данная лаборатория дает возможность школьникам: закрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии и экологии практически на основе изучения биоценозов Родного края; овладеть методами полевых исследований; приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием и приборами; научиться проводить наблюдения за животными и растениями; приобрести умения камеральной обработки собранного материала во время полевой практики и делать выводы; оформлять исследовательские работы. А также сформировать у детей чувства гордости за свою Родину, ответственности за будущее России и Забайкальского края, через работу в экологической лаборатории под открытым небом ЭKOLAB.
Литература
1. Школьная полевая практика: методические рекомендации / сост. Крапивьянова В.В., Рыбак Т.Г.- Чита:ЧИПКРО, 2008.-63с.
2. Изучение водных экоситстем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического пректирования. 10-11 классы / сост. Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А.- М.: ВАКО, 2015.-112 с.
3. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года.
4. Программа интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2018. - 126 с.
|