Аннотация
В данной статье рассматривается развитие коммуникативной компетенции у младших школьников с использованием курса «Юным умникам и умницам». Описываются цели и задачи этого курса, а также предлагаются упражнения и задания, направленные на развитие коммуникативных навыков, таких как ролевые игры, групповые дискуссии и другие.
Ключевые слова
• Коммуникативная компетенция;
• курс «Юным умниками и умницам»;
• ролевые игры;
• социальное взаимодействие.
Статья
Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует преподавателя на потребность обеспечения формирования речемыслительных возможностей ребенка, развития коммуникативной компетенции. У педагога появляется потребность в обеспечении комплекса условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, для развития коммуникативной компетенции обучающегося.
Коммуникативная компетенция представляется одним из основных навыков, нужных для успешного функционирования в нынешнем обществе. формирование данного умения наступает с раннего детства и длится в течении всей жизни. В частности, младший школьный возраст является главным шагом в формировании коммуникативных умений, потому собственно в этот период дети начинают активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был использован М. Вятютневым для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои умственные запросы. Изначально этот термин употреблялся в методике преподавания иностранным языкам, впоследствии был заимствован представителями прочих областей науки.
В этом контексте курс «Юные умники и умницы», подготовленный для младших школьников, может стать эффективным инструментом для развития их коммуникативных умений.
Курс создан на эмоционально-образном восприятии детей.
Дети являются активными участниками действия. Все задания, которые предлагаются детям, так или иначе, связаны с сюжетом и подразумевают эмоциональное вовлечение ребёнка в действие.
изучению материала содействует положительный настрой детей и их возрастающая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы всегда положительный.
Основными методами реализации программы являются исследование речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и объяснение им определенных норм нравственности на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Курс «Юным Умникам и Умницам», включает в себя всевозможные задания и упражнения, направленные на развитие различных навыков, в том числе коммуникативных. В данной статье мы рассмотрим некоторые из этих заданий и упражнений, которые могут быть использованы для развития коммуникативной компетенции у младших школьников.
Некоторые из этих упражнений направлены на развитие коммуникативных навыков. Например, ролевые игры помогают детям научиться общаться с разными людьми и находить общий язык. Групповые дискуссии способствуют развитию навыков общения в группе, умению выражать свое мнение и слушать других.
Также в курсе “Юным Умникам и Умницам” есть задания, которые помогают детям научиться понимать эмоции других людей и выражать свои собственные. Это важно для того, чтобы дети могли успешно общаться с окружающими и основывать гармоничные отношения.
Рассмотрим упражнения, которые мы смогли выделить из курса «Юным умникам и умницам» для развития коммуникативной компетенции.
Развитие коммуникативной компетенции, также развитие кругозора учащихся.
В основе построения курса лежит принцип многообразия творческо-поисковых задач. При этом ключевыми выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для формирования важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются обще учебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.
Таким образом, курс “Юным Умникам и Умницам” является эффективным инструментом для развития коммуникативных навыков младших школьников. Он помогает детям научиться общаться, понимать других и находить компромиссы, что является важным для их будущего успеха.
Библиографический список
1. Абрамович, С. Д. Речевая коммуникация / С. Д. Абрамович, М. Ю. Чикарева. - Москва.: Центр учебной литературы, 2014.
2. Андреева, Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева. Москва., 1985.
3. Гончарова Н.М. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Волгоград : «Учитель», 2017.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк ,А.М. Кондаков,В.А.-Москва.:Просвещение,2019.
5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2019.
Подбор заданий и упражнений из курса «Юным умникам и умницам» для развития коммуникативной компетенции у младших школьников.
Название курса |
Название задания. |
Дидактическая задача |
Описание |
Планируемый результат. |
Цель |
«Школа развития речи»
4 класс |
«Бином фантазий» |
Учить учащихся выстраивать диалог со сверстниками. |
Поиграй в игру «Бином фантазии» с товарищем. Кто придумает самые интересные пары слов и объяснения к ним? |
умение составлять устные и письменные рассказы на основе «бинома фантазии». |
Развитие воображения и фантазии, развитие коммуникативной компетенции посредством общения с товарищем. |
«Школа развития речи»
3 класс |
«Угадай слово» |
Учить умению монологического высказывания. |
В этой фразе все слова заимствованы из старославянского и церковнославянского языков. Переведи эту пословицу на современный русский язык.
УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛИТ ИСТИНА. |
Развивается логическое мышление.
|
Развитие коммуникативной компетенции, также развитие кругозора учащихся. |
«Занимательный русский язык»
3 класс, часть 2. |
«Однозначные и многозначные слова» |
Учить обучающихся употреблять в речи слова в соответствии со смыслом. |
Прочитай текст.
Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. (В. Песков)
О каких зайчиках говорится в рассказе? Какое еще значение имеет слово зайчик? |
Умение определять значение многозначного слова по контексту. |
Способствовать наблюдению над функционированием многозначных слов в речи. |
«Занимательный русский язык»
3 класс, 1 часть.
|
«Через стекло» |
Учить детей переносить свои мысли через жестикуляцию.
|
Участники разбиваются на пары.
Педагог говорит:
- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.
Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.
Пример сообщений:
- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо. И др.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга. |
умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. |
Развитие логического мышления. |
|