Сегодня: 09.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие коммуникативной компетенции младших школьников с помощью курса "Юные умники и умницы"

СКАЧАТЬ (14.3 Kb) 04.12.2023, 11:28
Вединеева Марина Валерьевна
студент, ГАПОУ СО НТПК №1
Аннотация
В данной статье рассматривается развитие коммуникативной компетенции у младших школьников с использованием курса «Юным умникам и умницам». Описываются цели и задачи этого курса, а также предлагаются упражнения и задания, направленные на развитие коммуникативных навыков, таких как ролевые игры, групповые дискуссии и другие.

Ключевые слова
• Коммуникативная компетенция;
• курс «Юным умниками и умницам»;
• ролевые игры;
• социальное взаимодействие.

Статья
Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует преподавателя на потребность обеспечения формирования речемыслительных возможностей ребенка, развития коммуникативной компетенции. У педагога появляется потребность в обеспечении комплекса условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, для развития коммуникативной компетенции обучающегося.
Коммуникативная компетенция представляется одним из основных навыков, нужных для успешного функционирования в нынешнем обществе. формирование данного умения наступает с раннего детства и длится в течении всей жизни. В частности, младший школьный возраст является главным шагом в формировании коммуникативных умений, потому собственно в этот период дети начинают активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был использован М. Вятютневым для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои умственные запросы. Изначально этот термин употреблялся в методике преподавания иностранным языкам, впоследствии был заимствован представителями прочих областей науки.

В этом контексте курс «Юные умники и умницы», подготовленный для младших школьников, может стать эффективным инструментом для развития их коммуникативных умений.
Курс создан на эмоционально-образном восприятии детей.
Дети являются активными участниками действия. Все задания, которые предлагаются детям, так или иначе, связаны с сюжетом и подразумевают эмоциональное вовлечение ребёнка в действие.

изучению материала содействует положительный настрой детей и их возрастающая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы всегда положительный.
Основными методами реализации программы являются исследование речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и объяснение им определенных норм нравственности на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Курс «Юным Умникам и Умницам», включает в себя всевозможные задания и упражнения, направленные на развитие различных навыков, в том числе коммуникативных. В данной статье мы рассмотрим некоторые из этих заданий и упражнений, которые могут быть использованы для развития коммуникативной компетенции у младших школьников.
Некоторые из этих упражнений направлены на развитие коммуникативных навыков. Например, ролевые игры помогают детям научиться общаться с разными людьми и находить общий язык. Групповые дискуссии способствуют развитию навыков общения в группе, умению выражать свое мнение и слушать других.
Также в курсе “Юным Умникам и Умницам” есть задания, которые помогают детям научиться понимать эмоции других людей и выражать свои собственные. Это важно для того, чтобы дети могли успешно общаться с окружающими и основывать гармоничные отношения.

Рассмотрим упражнения, которые мы смогли выделить из курса «Юным умникам и умницам» для развития коммуникативной компетенции.
Развитие коммуникативной компетенции, также развитие кругозора учащихся.
В основе построения курса лежит принцип многообразия творческо-поисковых задач. При этом ключевыми выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для формирования важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются обще учебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.
Таким образом, курс “Юным Умникам и Умницам” является эффективным инструментом для развития коммуникативных навыков младших школьников. Он помогает детям научиться общаться, понимать других и находить компромиссы, что является важным для их будущего успеха.

Библиографический список
1. Абрамович, С. Д. Речевая коммуникация / С. Д. Абрамович, М. Ю. Чикарева. - Москва.: Центр учебной литературы, 2014.
2. Андреева, Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева. Москва., 1985.
3. Гончарова Н.М. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Волгоград : «Учитель», 2017.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк ,А.М. Кондаков,В.А.-Москва.:Просвещение,2019.
5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2019.

Подбор заданий и упражнений из курса «Юным умникам и умницам» для развития коммуникативной компетенции у младших школьников.
Название курса Название задания. Дидактическая задача Описание Планируемый результат. Цель
«Школа развития речи»
4 класс
«Бином фантазий» Учить учащихся выстраивать диалог со сверстниками. Поиграй в игру «Бином фантазии» с товарищем. Кто придумает самые интересные пары слов и объяснения к ним? умение составлять устные и письменные рассказы на основе «бинома фантазии». Развитие воображения и фантазии, развитие коммуникативной компетенции посредством общения с товарищем.
«Школа развития речи»
3 класс
«Угадай слово» Учить умению монологического высказывания. В этой фразе все слова заимствованы из старославянского и церковнославянского языков. Переведи эту пословицу на современный русский язык.
УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛИТ ИСТИНА.
Развивается логическое мышление.
 
Развитие коммуникативной компетенции, также развитие кругозора учащихся.
«Занимательный русский язык»
3 класс, часть 2.
«Однозначные и многозначные слова» Учить обучающихся употреблять в речи слова в соответствии со смыслом. Прочитай текст.
        Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. (В. Песков)
        О каких зайчиках говорится в рассказе? Какое еще значение имеет слово зайчик?
Умение определять значение многозначного слова по контексту. Способствовать наблюдению над функционированием многозначных слов в речи.
«Занимательный русский язык»
3 класс, 1 часть.

 
«Через стекло» Учить детей переносить свои мысли через жестикуляцию.
 
Участники разбиваются на пары.

Педагог говорит:

- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.

Пример сообщений:

- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо. И др.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.
умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Развитие логического мышления.


Категория: Блоги | Добавил: 89961782854
Просмотров: 117 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог