Новая образовательная идеология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от профессионально-педагогического образования совершенствования различных умений педагогов, в том числе необходимо обращать внимание на формирование оценочной деятельности педагогов.
Существующая система оценивания формировалась в рамках предметно-ориентированной парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат освоения знаний по отдельным областям. Расширяя грани профессиональной деятельности педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда. Поэтому важнейшей составляющей педагогического образования становится совершенствование оценочной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций. Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность без оценки практически невозможно, так как оценивание - это один из существенных компонентов образовательного процесса, оценивание выступает его регулятором, а также показателем результативности. Вот почему одним из важнейших шагов повышения качества образования нужно считать изменение подходов к осуществлению оценочной деятельности в образовательном процессе. Таким образом, актуальность данной проблемы состоит в следующем: педагоги дошкольных образовательных организаций не обладают достаточным уровнем сформированности оценочных умений, а также, зачастую, не осознают важность их развития, что сказывается на оценочной деятельности педагогов в целом. Поэтому необходимо создавать методические условия, которые максимально способствуют развитию оценочных умений педагогов дошкольных образовательных организаций.
Объект данного исследования – оценочная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций.
Предмет – методические условия развития оценочных умений у педагогов дошкольных образовательных организаций
Цель работы – изучить методические условия развития оценочных умений у педагогов дошкольной образовательной организации.
Исходя из поставленной цели, выделены следующие задачи:
1) Определить понятие оценочной деятельности в педагогике.
2) Рассмотреть особенности оценочной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
3) Выделить основные подходы к организации методической работы в дошкольной образовательной организации.
4) Провести исследование оценочных умений педагогов дошкольной образовательной организации.
5) Разработать содержание и формы методической работы по формированию и развитию оценочной деятельности педагогов.
Система полученных ребёнком знаний и умений в ходе освоения основной образовательной программы является предметом оценочной деятельности педагога и совпадает с предметом познавательно-исследовательской деятельности. Оценка, которая может выражаться (в зависимости от уровня и способа отражения отношений) интенсивностью эмоционального переживания, вербально, оценочным суждением, и является итогом процесса оценивания.
Для изучения оценочной деятельности приемлемой является «общепсихологическая модель деятельности».
Эта модель состоит из следующих компонентов: мотив, цель, планирование, переработка текущей информации оперативным образом, принятие решения, действие, проверка результата и коррекция действий. Оценка, согласно педагогике, является заключением не только о характере познавательной деятельности, а также о личных качествах воспитанника, характере другой детской деятельности и его поведении. Результаты контроля соотносятся с педагогическими нормами, которые являются уже устоявшимися, и в итоге совершается оценка.
С семантической стороны, понятие «оценка» имеет несколько смыслов: механизм, процесс и результат. Результат при этом выражен как некое оценочное мнение или оценочная информация, зафиксированная во внутреннем плане и которая являющаяся ориентиром для следующих действий. Оценка (педагогическая) – это «определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов в сфере образования.» Оценка в данном аспекте рассматривается в качестве заключения о качествах личности ребёнка, а также об особенностях характера его учебной деятельности. Основанием для оценки является соотнесение результатов контроля с педагогическими нормами
Для оценки компетенций педагога можно предложить следующий ряд методов и средств:
-средства оценивания работы педагога в процессе освоения программы подготовки или профессионального развития: задания для подготовки к занятиям, карта профессионального развития, техника «мета-план», портфолио, словарь педагогических терминов, тесты и контрольные практические задания и т.п.;
средства оценки результатов самостоятельной работы педагога:
проектные задания, реферат, презентация, деловая игра, коллоквиум и др.;
Средства итоговой оценки результатов обучения: зачёт и экзамен, интернет-экзамен, защита проекта и др.
Проведённое исследование показало, что оценочные умения педагогов сформированы не в полной мере, оценочная деятельность имеет ряд проблем: 1) Педагоги не умеют содержательно оценивать деятельность воспитанников, оценивание производится парциально.
2) Отсутствует критериальность оценивания, в том числе не оцениваются личностные качества воспитанников, их способность к взаимодействию и т.д.
3) Педагоги не формируют у воспитанников умение производить самооценку посредством своей оценочной деятельности.
4) Педагоги не могут содержательно осуществлять оценивание индивидуального развития воспитанников.
Для того, чтобы решить данные проблемы, необходимо было осуществить организацию методической работы по совершенствованию оценочной деятельности педагогов детского сада.
Цель методической работы – создать условия для повышения уровня сформированности оценочных умений педагогов через систему методических мероприятий, проводимых для оказания необходимой помощи педагогам в понимании и осознании уровня сформированности оценочных умений.
Задачи методической работы по совершенствованию оценочных умений педагогов: 1)оказание практической помощи воспитателям в совершенствовании своих оценочных умений в рамках образовательного процесса в ДОО; 2)повышение уровня подготовленности к выполнению оценочной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; 3)создание комплекса методических мероприятий, которые необходимы для обучения педагогов, а также для работы с представлениями педагогов ДОО об особенностях оценочной деятельности (анализ, конкретизация, систематизация представлений); 4)организация ситуаций, способствующих развитию умений педагогов оценивать достижения воспитанников ДОО в своей профессиональной деятельности; 5)создание условий для овладения педагогами умениями планирования и проектирования оценочных высказываний; для осуществления рефлексии собственных оценочных действий в разных компонентах образовательного процесса.
Одной из перечисленных задач методической работы по совершенствованию оценочных умений воспитателей является создание учебно-исследовательской среды, как условия развития компетентности воспитателей по формированию умений выделять основания оценочной деятельности и выбирать адекватные педагогической ситуации способы и средства оценивания достижений воспитанников ДОО. Таким образом, цель методической работы: познакомить воспитателей с основными подходами к осуществлению оценочной деятельности; сформировать умения формулировать оценочные высказывания. Содержание методической работы было ориентировано на развитие оценочных умений педагогов, следовательно, на повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОО. Содержание методической работы по развитию оценочных умений ориентировалось на современное понимание оценочной деятельности педагога как педагогического явления, также была раскрыта значимость и противоречивость оценивания в педагогическом взаимодействии; предложены модели оценивания образовательных достижений детей раннего и дошкольного возраста. В содержании форм методической работы представлены задания различных типов, позволяющие учитывать возможности и интересы участников педагогического взаимодействия в процессе оценивания.
Особенно важно освоение воспитателями способов содержательного оценивания. Содержательная оценка – процесс соотнесения хода и/или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном для того, чтобы выяснить уровень и качество продвижения, наметить и принять задачи для дальнейшего продвижения. В основе содержательной оценки лежит действие контроля, т. е. процесс соотнесения хода и результата деятельности с эталонами, в котором обнаруживаются достижения и успехи ребенка, через призму которых рассматриваются пробелы, недостатки, ошибки. Работа в контексте совершенствования оценочной деятельности с разными педагогами предполагало отсутствие однозначного алгоритма и широкое варьирование форм взаимодействия.
Таким образом, методические мероприятия по развитию оценочных умений должны быть разнообразны и организованы с учётом поставленных задач по преодолению профессиональных затруднений педагогов в оценочной деятельности. Также, немаловажным является широкое варьирование содержания и форм методических мероприятий в зависимости от конкретного детского сада. Для каждой проблемы в оценочной деятельности педагога важно проектировать индивидуальный путь решения, обеспечивать педагогам методическую поддержку.
|