Сегодня: 09.07.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах"

СКАЧАТЬ (18.2 Kb) 18.06.2025, 17:25
Колтакова Наталья Михайловна
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №"26 г. Абакана
Сравнивать способности детей – вообще не дело учителя.
И не имеет никакого к его работе отношения.
От педагога требуется, чтобы каждый ученик получил
возможность использовать свои способности
в осмысленной деятельности.

Критическое мышление — активный процесс познания и достижения истинных знаний. Можно по-разному подходить к решению одной и той же задачи в зависимости от знаний в данной области, жизненного опыта и характера познающего субъекта. Ученик должен понять, что, прежде чем принимать то или иное решение, необходимо подумать, взвесить все «за» и «против», предвидеть его последствия. Для этого важно рассмотреть проблему с разных точек зрения, учесть разные мнения. Все это — умения критического мышления.

Развитие критического мышления у учащихся необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. На уроках истории это должно быть одной из важных целей. Мало знать исторические факты, важно уметь оценивать их историческое значение для судеб страны, народа. Человек, мыслящий критически, не принимает догм и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление ее, сопоставление разных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках истории немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов. На своих уроках я использую различные методы развития критического мышления. Я работаю с учетом принципов личностно ориентированного подхода, который предполагает возможность раскрытия интеллектуального потенциала каждого ученика. Систематически проводится работа в малых группах, сотрудничества при подготовке, например, в дискуссии. Проиллюстрируем сказанное на примере. Развитие критического мышления при изучении Первой мировой войны.

В начале учебного года 10 класс был поделен на семь групп: «интернет-группа», «политологи», «юристы, правоведы», «экономисты», «культурологи-художники», «хронологическая группа», «философы». Каждый сам выбрал себе группу по интересам. Заранее объявлена тема, которую предстоит изучать: «Мир накануне и в годы Первой мировой войны». Тема представлена тремя параграфами: Россия и мир накануне Первой мировой войны; Российская армия на фронтах Первой мировой войны; Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны.

Предварительно учащиеся знакомятся с материалом учебника дома. Первый урок отводится на научно-исследовательскую работу. Участники интернет-группы работают с медиатекой. Их задача — дополнять ответ участников остальных групп по рассматриваемым проблемам, находить альтернативный вариант ответа или подбирать материал по просьбе участников других групп. В медиатеке ученики распределяют задание между собой, и каждый ищет интересный материал на своем сайте. Они обмениваются мнениями о значимости найденных материалов, и все вместе решают, насколько тот или иной материал стоит выносить на всеобщее обсуждение. Эта работа требует использования умений критического мышления. На первом уроке не только интернет-группа, но и любая другая группа имеет право использовать медиатеку, чтобы воспользоваться дополнительными материалами по своему направлению. Это касается и группы культурологов-художников. Им необходимо сделать зарисовки; подготовить фрагмент из видеофильма; принести и показать иллюстрации из книг и альбомов. В группе собираются любители-художники, которые знают и ценят искусство, разбираются в стилях, знают культуру стран.

Второй урок является основным — группы отчитываются о проделанной работе. Первыми отвечают хронологи, их задача познакомить класс с хронологией событий. В группу входят дети, которые не проявляют специального интереса к какому-либо направлению; но работают они добросовестно, считая свою часть работы интересной и важной.

Группа политологов изучают международные отношения в период разгорания событий, начала войны, делают выводы о виновниках развязывания войны. Их ответы дополняют члены «интернет-группы».

Группа экономистов рассматривают экономические процессы в стране в годы Первой мировой войны, проблемы российской экономики и пути их решения.

Группа юристов рассматривает правовой опыт защиты населения Российской империи в годы войны, опыт Российской империи в сфере защиты отдельных категорий населения, например, регулирования прав беженцев. Как осуществлялось регулирование потока внутренней миграции и вынужденного переселения?

Исследование культурологической группы имеет творческий характер. Учащиеся рассказывают об искусстве, стилях, литературе, стихах. Художники показывают свои зарисовки, отрывки из видеосюжетов, объясняя и комментируя их. В работе группы прослеживается переоценка ценностей культурной модели Серебряного века и концепции «искусство для искусства». В условиях военной мобилизации российского общества с началом войны произошла трансформация этого лозунга в «искусство для России». Выступление они строят в соответствии с полученными ранее вопросами: вопрос о подвиге и мужестве человека, защищающего своё Отечество.? Какие изменения в культуре России произошли в период войны?

Последними о проделанной работе отчитываются философы. При подготовке эта группа использует труды мыслителей ХХ века о Первой мировой войне. Возможно проведение дискуссии в результате анализа трудов целой плеяды философов – Алексея Лосева, Ивана Ильина, Федора Степуна. Почему философы считали войну 1914 г. преступлением перед богом и людьми?

Каковы результаты? Таким образом, каждая группа самостоятельно и творчески, используя исследовательские навыки в работе, рассматривает определенные вопросы, проблемы, знакомя с результатами своей работы всех учащихся. Аналогичная деятельность продолжается и по другим темам в течение всего учебного года. За это время накапливаются знания учащихся по различным сферам жизни общества в прошлом, обогащаются их умения определять круг источников информации; находить нужные сведения; преобразовывать их под углом зрения поставленной проблемы, рассматриваемого аспекта; оформлять полученные результаты и предъявлять их своим одноклассникам. Каждая группа занимается той проблемой, которая интересна им в познавательном плане. Это важный шаг в направлении будущей профилизации.

Итогом годовой работы в избранном направлении становится подготовка группой реферата, сборника исследовательских материалов. Работа групп обязательно должна оцениваться.
Критерии оценки: умения найти ответ на поставленный проблемный вопрос; правильно использовать термины; интересно преподнести материал; дать развернутый анализ проблемы, темы, философского взгляда. При этом необходимо, чтобы все учащиеся владели полным объемом информации. Указанные направления даются им для углубленного проникновения в проблему, но без знания целого ни одна группа, ни один ученик не могут составить всестороннюю картину рассматриваемого сюжета. Созданию такой картины помогает проведение итоговой дискуссии, на которую отводится сдвоенный урок, поскольку невозможно за один урок выслушать каждого, обменяться мнениями, прийти к общему выводу. Каждая сторона пытается не только определиться со своей позицией, но и найти для нее достаточно веские аргументы. Учащиеся подкрепляют свои суждения положениями и оценками видных ученых, историков, ссылками на исторические документы.

Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность в познавательной деятельности, ее результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Раскрываются познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно и для развития толерантности у детей. Дискуссии на уроках истории должны помочь учащимся определиться в своих взглядах, развить их критическое мышление. Противоречия должны рождать умение думать, делать выводы и применять их к современной общественной ситуации, правильно и самостоятельно ее анализировать.


Категория: Блоги | Добавил: nastena20
Просмотров: 8 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.07.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог