В условиях стремительной информатизации, технологизации многих процессов, увеличении информационного потока огромное значение при-обретает развитие критического мышления, обеспечивающего способность избирательно воспринимать информацию, осмысливать ее для применения в решении жизненных задач. В младшем школьном возрасте учащиеся начинают овладевать начальными умениями работы с информацией и по-этому важно одновременно с этим развивать их критическое мышление. Возможности уроков информатики в решении этой задачи раскрываются в статье.
Ключевые слова: критическое мышление; мышление; информатизация; информация; информатика; приемы развития критического мышления.
В условиях информационного общества, когда стремительно увеличивается поток информации всё более значимой становится способность критически оценивать информацию и повышается роль критического мышления в процессах познавательной деятельности и в адаптации к меняющимся условиям. Повышенное внимание к проблеме к проблеме развития критического мышления учащихся обусловлено тем, что достаточно сложно мотивировать учащихся к познавательной деятельности в большом поле информации и выраженных трудностях восприятия учебного матери-ала.
Проблема развития критического мышления отображена и в Федеральном государственном образовательном стандарте в котором декларируется необходимость отказа от репродуктивного стиля обучения и пере-хода к использованию новых методов и приемов, позволяющих повышать познавательную активность учащихся и развивать самостоятельность мышления, которая невозможна без развития критичности. Анализ сущ-ностных характеристик понятия «критическое мышление» позволяют го-ворить о том, что позиции исследователей неоднозначны. Определяя критическое мышление авторы акцентируют внимание на различных сторо-нах. Существуют также трудности дифференциации критического мышления от других видов мышления.
В зарубежной литературе Д. Халперн понимает под критическим мышлением способность использовать когнитивные техники и стратегии увеличивающие вероятность получения желаемого конечного результата. По мнению Д. Халперна в результате оценки своих мыслительных процессов человек понимает, насколько принятое им решение эффективно ли-бо неэффективно, насколько оно позволяет достичь поставленной задачи [7].
М.В. Кларин считает, что критическое мышление – это мышление рациональное и рефлексивное, с помощью него осуществляется оценка того, какие действия необходимо предпринять. В связи с этим мы можем от-метить, что в данном определении автор акцент ставит на участие рефлексии в мыслительным процессе [3].
С.И. Заир-Бек под критическим мышлением понимает мышление оценочное и рефлексивное, для которого знания выступают в качестве отправной точки. Важной характеристикой критического мышления которую выделяет С.И. Заир-Бек является указание на роль личного опыта и проверенных фактов в критичности оценки окружающего [2].
Механизм критического мышления, как раскрывает его Е.И. Федотовская состоит из мыслительных операций влияющих на процесс рассуждения и аргументации. В этом механизме присутствуют постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотезы, приведение аргументов, их обоснования, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения [6].
Критическое мышление характеризуется рядом признаков. Д. Клустер называет следующие признаки: самостоятельность, опора на ин-формацию, запуск механизма критического мышления начинается с постановки вопросов. Основы критического мышления составляют убедитель-ная аргументация, критическое мышление имеет социальную природу. В критическом мышлении важен жизненный опыт, поскольку оценка новой информации осуществляется через призму жизненного опыта [4].
В младшем школьном возрасте жизненный опыт еще мал и поэтому учащимся сложно осуществлять оценку различной информации, тех или иных событий, поступков, явлений. В связи с этим в своих оценках учащиеся зависимы от мнения взрослого. Развитие способности к критической оценке информации через развитие мыслительных операций и развитие механизма критического мышления в младшем школьном возрасте закладывает основу для развития критического мышления в дальнейшем.
В период обучения в начальной школе у учащихся начинает развиваться логическое мышление и рефлексия, что вносит положительный вклад в развитие критичности мышления. В тоже время без целенаправ-ленного внимания к процессу развития критического мышления результа-тивность естественного хода развития критического мышления может быть гораздо ниже, чем при специально организованном обучении.
Развитие критического мышления требует применения определенных методов и приемов в образовательном процессе. И.В. Болдакова, Н.С. Кузнецова считают, что такие методы и приемы могут использоваться в рамках всех учебных предметов, но наибольшим потенциалом, на наш взгляд, в этом плане обладает учебный предмет «Информатика». В начальной школе курс информатики носит комплексный характер. Учащиеся начинают систематическое знакомство с информацией, формами её представления, начинают ориентироваться в информационной деятельности человека, информационных ресурсах. В связи с этим создаются благо-приятные условия для развития критического мышления учащихся [1].
В рамках уроков информатики в работе с младшими школьниками можно использовать конкретные приемы развития критического мышления. Эти приемы будут успешно сочетаться с содержанием самой информации, с которой знакомятся учащиеся.
На данный момент в научно-методической литературе разработана как технология развития критического мышления, так и комплекс отдельных методов и приемов, которые позволяют в зависимости от этапа работы продуктивно развивать критическое мышление. Поскольку приемы развития критического мышления отвечают определенным задачам, чаще всего в рамках технологии развития критического мышления их разделяют и используют в соответствии с этапами работы. На уроках информатики эти этапы также могут быть успешно реализованы.
На этапе или стадии побуждения эффективно помогают активизировать учащихся такие приемы как: ассоциации, кластер, шаги, правила. С помощью этих приемов учащиеся выражают в твои идеи относительно тем, обмениваются имеющимися у них знаниями. Эффективно подходит для этого этапа работы и мозговой штурм, когда учащиеся в группах или в парах обдумывают и сообщают всё, что знают по данной теме. На стадии осмысления информации может быть использован комплекс методических приемов, состоящий из таких приемов как чтение или изложение в паре, формулировка вопросов, многоуровневые вопросы, составление таблиц, кубики, составление эссе. На заключительной стадии осуществляется ре-флексия проведенной работы. На уроках информатики на примере разных видов информации учащиеся могут осуществлять анализ и формулировать умозаключения относительно того является ли, по их мнению, эта инфор-мация ложной или истинной, как проверить это, обращаются к различным источникам информации, закрепляют представление о том, какие инфор-мационные ресурсы существуют. Учащиеся овладевают на уроках инфор-матики приемам определения ключевых характеристик разных видов ин-формации, учатся дифференцировать их, систематизировать свои знания и определять способы обработки информации.
Таким образом, развитию критического мышления младших школь-ников на уроках информатики способствуют приемы, которые применяются в зависимости от задач поэтапно в процессе работ на уроке. Их основное назначение состоит в анализе и синтезе информации, ее осмыслении, построении умозаключений.
Литература
1. Болдакова И.В., Кузнецова Н.С. Развитие критического мышления в про-цессе обучения информатике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. [Электронный ресурс].
2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
3. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии: научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). 2004. № 2. С.3-10.
4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности: сборник. /сост. О. Варшавер. М. : ЦГЛ, 2005. С.5-12.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального об-щего образования [Электронный ресурс].
6. Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами // Восприятие, информация, интерпретация: сб. до-кладов I Международной научной конференции Российского нового университета. М., 2002. С. 279-283.
7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Издательство «Пи-тер», 2000. 512 с.
|