Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие критического мышления учащихся школьного возраста на уроках информатики

СКАЧАТЬ (18.3 Kb) 11.10.2023, 09:42
Чуева Дарья Леонидовна
учитель информатики, МАОУ г.Иркутска СОШ 63
В условиях стремительной информатизации, технологизации многих процессов, увеличении информационного потока огромное значение при-обретает развитие критического мышления, обеспечивающего способность избирательно воспринимать информацию, осмысливать ее для применения в решении жизненных задач. В младшем школьном возрасте учащиеся начинают овладевать начальными умениями работы с информацией и по-этому важно одновременно с этим развивать их критическое мышление. Возможности уроков информатики в решении этой задачи раскрываются в статье.

Ключевые слова: критическое мышление; мышление; информатизация; информация; информатика; приемы развития критического мышления.

В условиях информационного общества, когда стремительно увеличивается поток информации всё более значимой становится способность критически оценивать информацию и повышается роль критического мышления в процессах познавательной деятельности и в адаптации к меняющимся условиям. Повышенное внимание к проблеме к проблеме развития критического мышления учащихся обусловлено тем, что достаточно сложно мотивировать учащихся к познавательной деятельности в большом поле информации и выраженных трудностях восприятия учебного матери-ала.

Проблема развития критического мышления отображена и в Федеральном государственном образовательном стандарте в котором декларируется необходимость отказа от репродуктивного стиля обучения и пере-хода к использованию новых методов и приемов, позволяющих повышать познавательную активность учащихся и развивать самостоятельность мышления, которая невозможна без развития критичности. Анализ сущ-ностных характеристик понятия «критическое мышление» позволяют го-ворить о том, что позиции исследователей неоднозначны. Определяя критическое мышление авторы акцентируют внимание на различных сторо-нах. Существуют также трудности дифференциации критического мышления от других видов мышления.

В зарубежной литературе Д. Халперн понимает под критическим мышлением способность использовать когнитивные техники и стратегии увеличивающие вероятность получения желаемого конечного результата. По мнению Д. Халперна в результате оценки своих мыслительных процессов человек понимает, насколько принятое им решение эффективно ли-бо неэффективно, насколько оно позволяет достичь поставленной задачи [7].

М.В. Кларин считает, что критическое мышление – это мышление рациональное и рефлексивное, с помощью него осуществляется оценка того, какие действия необходимо предпринять. В связи с этим мы можем от-метить, что в данном определении автор акцент ставит на участие рефлексии в мыслительным процессе [3].

С.И. Заир-Бек под критическим мышлением понимает мышление оценочное и рефлексивное, для которого знания выступают в качестве отправной точки. Важной характеристикой критического мышления которую выделяет С.И. Заир-Бек является указание на роль личного опыта и проверенных фактов в критичности оценки окружающего [2].

Механизм критического мышления, как раскрывает его Е.И. Федотовская состоит из мыслительных операций влияющих на процесс рассуждения и аргументации. В этом механизме присутствуют постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотезы, приведение аргументов, их обоснования, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения [6].

Критическое мышление характеризуется рядом признаков. Д. Клустер называет следующие признаки: самостоятельность, опора на ин-формацию, запуск механизма критического мышления начинается с постановки вопросов. Основы критического мышления составляют убедитель-ная аргументация, критическое мышление имеет социальную природу. В критическом мышлении важен жизненный опыт, поскольку оценка новой информации осуществляется через призму жизненного опыта [4].

В младшем школьном возрасте жизненный опыт еще мал и поэтому учащимся сложно осуществлять оценку различной информации, тех или иных событий, поступков, явлений. В связи с этим в своих оценках учащиеся зависимы от мнения взрослого. Развитие способности к критической оценке информации через развитие мыслительных операций и развитие механизма критического мышления в младшем школьном возрасте закладывает основу для развития критического мышления в дальнейшем.

В период обучения в начальной школе у учащихся начинает развиваться логическое мышление и рефлексия, что вносит положительный вклад в развитие критичности мышления. В тоже время без целенаправ-ленного внимания к процессу развития критического мышления результа-тивность естественного хода развития критического мышления может быть гораздо ниже, чем при специально организованном обучении.

Развитие критического мышления требует применения определенных методов и приемов в образовательном процессе. И.В. Болдакова, Н.С. Кузнецова считают, что такие методы и приемы могут использоваться в рамках всех учебных предметов, но наибольшим потенциалом, на наш взгляд, в этом плане обладает учебный предмет «Информатика». В начальной школе курс информатики носит комплексный характер. Учащиеся начинают систематическое знакомство с информацией, формами её представления, начинают ориентироваться в информационной деятельности человека, информационных ресурсах. В связи с этим создаются благо-приятные условия для развития критического мышления учащихся [1].

В рамках уроков информатики в работе с младшими школьниками можно использовать конкретные приемы развития критического мышления. Эти приемы будут успешно сочетаться с содержанием самой информации, с которой знакомятся учащиеся.

На данный момент в научно-методической литературе разработана как технология развития критического мышления, так и комплекс отдельных методов и приемов, которые позволяют в зависимости от этапа работы продуктивно развивать критическое мышление. Поскольку приемы развития критического мышления отвечают определенным задачам, чаще всего в рамках технологии развития критического мышления их разделяют и используют в соответствии с этапами работы. На уроках информатики эти этапы также могут быть успешно реализованы.

На этапе или стадии побуждения эффективно помогают активизировать учащихся такие приемы как: ассоциации, кластер, шаги, правила. С помощью этих приемов учащиеся выражают в твои идеи относительно тем, обмениваются имеющимися у них знаниями. Эффективно подходит для этого этапа работы и мозговой штурм, когда учащиеся в группах или в парах обдумывают и сообщают всё, что знают по данной теме. На стадии осмысления информации может быть использован комплекс методических приемов, состоящий из таких приемов как чтение или изложение в паре, формулировка вопросов, многоуровневые вопросы, составление таблиц, кубики, составление эссе. На заключительной стадии осуществляется ре-флексия проведенной работы. На уроках информатики на примере разных видов информации учащиеся могут осуществлять анализ и формулировать умозаключения относительно того является ли, по их мнению, эта инфор-мация ложной или истинной, как проверить это, обращаются к различным источникам информации, закрепляют представление о том, какие инфор-мационные ресурсы существуют. Учащиеся овладевают на уроках инфор-матики приемам определения ключевых характеристик разных видов ин-формации, учатся дифференцировать их, систематизировать свои знания и определять способы обработки информации.

Таким образом, развитию критического мышления младших школь-ников на уроках информатики способствуют приемы, которые применяются в зависимости от задач поэтапно в процессе работ на уроке. Их основное назначение состоит в анализе и синтезе информации, ее осмыслении, построении умозаключений.

Литература
1. Болдакова И.В., Кузнецова Н.С. Развитие критического мышления в про-цессе обучения информатике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. [Электронный ресурс].
2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
3. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии: научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). 2004. № 2. С.3-10.
4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности: сборник. /сост. О. Варшавер. М. : ЦГЛ, 2005. С.5-12.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального об-щего образования [Электронный ресурс]. 
6. Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами // Восприятие, информация, интерпретация: сб. до-кладов I Международной научной конференции Российского нового университета. М., 2002. С. 279-283.
7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Издательство «Пи-тер», 2000. 512 с.


Категория: Блоги | Добавил: dasga200808
Просмотров: 158 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог