Злыгостева Наталья Валерьевна,
Студентка 3 курса Нижнетагильского педагогического колледжа НТПК № 1 специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Аннотация: в настоящее время в современной начальной школе использование информационных технологий, направленных на развитие познавательного интереса, является актуальной проблемой. Необходимость повышения эффективности обучения математике младших школьников обозначено принципами и содержанием современного начального образования, но на практике недостаточно уделяется внимания использованию информационных технологий на уроках математики, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Ключевые слова: познавательный интерес, информационные технологии.
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника.
Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого младшего школьника стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и в дальнейшем профессиональном образовании [6].
Анализ психолого-педагогических основ развития познавательного интереса как важного средства активизации начального математического обучения младших школьников выявляет условия и факторы, влияющие на формирование и развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста; определяет периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности учащегося; раскрывает предметную направленность познавательного интереса младшего школьника [7].
Однако, несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у младших школьников находит свое отражение в педагогических трудах и научных исследованиях на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Система начального образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующийся новым пониманием целей и ценностей образования. В этот период, когда на первый план выходит необходимость использования в обучении новых технологий обучения, в том числе и информационно- коммуникационных технологий, вопросы информатизации образовательного процесса, в том числе и на уроках математики в начальных классах, становятся все более актуальными.
Приоритетом современного начального образования, гарантирующим высокое качество и результативность обучения младших школьников, должно стать обучение, ориентированное на самореализацию личности детей младшего школьного возраста, направленное на развитие у учащихся способностей, инициативы, самостоятельности, творческого потенциала. Это одна из основных задач современной начальной школы, успешная реализация которой во многом зависит от сформированности у младших школьников познавательных интересов.
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие. Педагог может добиваться качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием возможностей новых информационных технологий на уроке и во внеклассной деятельности, что дает более высокие и качественные результаты. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче [6].
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка от игровой к учебной. Урок-игра, урок-путешествие в сказку особо любимы детьми.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроке один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит, обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Например, курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедиа со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают значительно более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями [7].
Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. Роль практической деятельности учащихся на уроке особенно высока. Мультимедийное сопровождение не заменяет, а органично дополняет практическую деятельность учащихся, давая образец использования геометрических инструментов.
Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них одного, но самого главного – движения. А грамотно используя возможности информационных технологий, эта задача решается в полной мере [5].
Применение ИКТ на уроках также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционно управляя презентацией учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.
Детям с особенностями в развитии компьютер может оказаться помощником: выполняя индивидуальное задание, ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует дальнейшим успехам. Отдельные модули-тренажеры могут быть использованы не только на уроке, например во время устного счета, но и предложены отдельным учащимся на дополнительных занятиях или для работы дома, если они по тем или иным причинам не усвоили материал вовремя или нуждаются в дополнительных упражнениях. Подобные задания позволяют мотивировать и собственно работой за компьютером, и разнообразными игровыми сюжетами, и возможностью получить «помощь», «подсказку» от компьютера и, что самое важное, возможностью самостоятельно, в индивидуальном темпе, продвигаться в овладении навыками по предметам.
Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких детей к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ.
Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых знаний, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося. Обучение в игре – не об этом ли мечтали дети? Такая возможность есть. Учитель может разработать игры полностью адаптированные к возможностям младшего школьника, не требующие помощи взрослых, непродолжительные во времени. Эти игры можно использовать с равным успехом на уроке, во внеурочной деятельности, на переменах [4].
Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются задачи не только предметного содержания, но и общеучебные задачи формирования ИКТ-компетенций младшего школьника. Сегодня ученикам известны различные источники информации, но ребята не знают, как ею пользоваться для собственного развития. Этому надо учиться.
При условии, что мультимедийные уроки проводятся в системе, и каждый ученик класса время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций с мышью в первом классе до создания буклетов, презентаций и учебных фильмом в четвертом. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления [2].
В настоящее время школьные медиатеки и личные коллекции учителей регулярно пополняются все новыми CD с учебными, справочными, развивающими, игровыми материалами. Однако большинство из них имеют один существенный недостаток: их разрабатывают люди, подчас далекие от реальной школьной практики.
Подготовка мультимедийного урока или отдельного модуля к нему – довольно трудоемкий процесс, требующий времени, достаточного уровня технической подготовки и владения технологией разработки презентационного сопровождения к уроку [1].
Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали электронные интерактивные доски.
Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Важным свойством электронной интерактивной доски при подготовке урока является возможность размещать материал на нескольких страницах. Специализированное ПО, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро составить план урока, подобрать и правильно расположить нужный материал. При этом преподаватель может использовать входящие в комплект поставки различные фоны и богатую библиотеку клип-артов. Когда учитель готовит урок, ему не обязательно использовать интерактивную доску. Достаточно иметь на ПК то же самое ПО, что и для интерактивной доски [3].
Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.
Теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших школьников через использование информационных технологий прошли апробацию в проведенных уроках математики.
На уроках математики систематически применялись информационные технологии с использованием мультимедиа-проектора, электронного пособия, презентаций к урокам, которые стимулировали познавательный интерес младших школьников к уроку и к выполнению математических заданий и упражнений.
На уроках использовалось универсальное мультимедийное пособие к учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 2 класс». Данное электронное пособие составлено авторским коллективом под руководством Марии Игнатьевны Моро на базе учебной программы по математике для 2 класса начальной школы.
Электронное учебное пособие включает интерактивный тренажер, обеспечивающий возможность тренировки учеников в решении всех типов задач и примеров для второго класса и содержит демонстрационные материалы по всем изучаемым темам. Оно составлено таким образом, что содержание учебного материала соответствует дидактической структуре урока математики: сначала представлен новый учебный материал, который объясняется диктором, а затем предлагаются для выполнения задания, предназначенные для закрепления нового и ранее изученного материала, после для проведения самоконтроля или контроля знаний учениками выполняется тест в электронном варианте.
Таким образом, нами отмечается, что систематическое использование информационных технологий в процессе обучения математике младших школьников способствует эффективному повышению уровня развития познавательного интереса учащихся, а это, на наш взгляд, способствует повышению эффективности процесса обучения младших школьников математике.
Все это позволяет подтвердить правильность и высокую эффективность использования информационных технологий на уроках математики в начальной школе как способ развития познавательного интереса младших школьников к математике.
Литература
1. Молокова А. В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе.– Новосибирск: НГУ, 2006.
2. Бент Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс.– М.: Дрофа, 2007.
3. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. 2008. № 1.
4. Никитина Н. Н. Роль ИКТ в образовательном процессе. Мурманск, 2007.
5. Сухаревская Е. Ю. Проблемы и перспективы использования ИТК. Ростов н/Д.: ИТО- Ростов, 2006.
6. Кувалдина Е. А. Проблемы развития познавательных интересов школьников // Сознание
мировоззрение мышление: сборник научных статей. 2002.
7. Педагогика начальной школы: Учеб. для студ. пед. училищ и колледжей / И. П. Подласый, 2004
|