Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие познавательной активности обучающихся начальной школы

СКАЧАТЬ (18.2 Kb) 11.11.2020, 08:42
Нагаева Татьяна Игоревна
Студент, Нижнетагильский педагогический колледж № 1
У младших школьников познавательная деятельность играет ведущую роль, так как с помощью неё происходит усвоение содержания обучения. Философы, такие как: В.В.Давыдова и Л.П.Буевой, определили, что улучшению эффективности образовательного процесса способствует увеличение уровня познавательной деятельности обучающихся через её активизацию. Для развития их познавательной активности необходим поиск личной инициативы и творчества обучающихся разного возраста, дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом [1, с.450]. Исходя из вышесказанного, высокий уровень познавательной активности возможен только на интересном для детей уроке. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» [2, с.64].
В своей работе я выделила методы и приемы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) дидактическая игра;
б) занимательность – одно из средств формирования познавательного интереса;
в) различные формы организации работы на уроках;
г) проблемное обучение.
Игра является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Дидактическую игру можно использовать на разных видах урока: урок открытия нового знания, урок систематизации знаний, урок рефлексии и т.д. Игровая деятельность возможна в индивидуальной, парной и групповой формах обучения. Благодаря игре педагоги стимулируют познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждый учитель должен научиться умело использовать игру на уроке [3].
Примеры игр, которые я применяю на практике:
а) игры – соревнования;
б) сюжетно – ролевые игры;
в) игра – поиск;
г) познавательные игры путешествия;
д) игры – упражнения;
е) игра – поиск.
На уроках «открытия нового знания» возможно использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы: «Составим солнечную систему», «Живой уголок», «Победитель».
На уроках «систематизации знаний» можно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
На уроках «рефлексии» воспользоваться заданиями на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов: «Догадайся!», «Хлоп, топ-топ».
Групповая и парная работа формирует контроль и самоконтроль, способствующие стимуляции познавательной деятельности. Начинаю такую работу с первого класса, постепенно усложняя содержание учебного материала -приведет к побуждению детей взаимодействовать друг с другом.
Одним из приемов формирования познавательного интереса является занимательность. К. Д. Ушинский советовал включать игровые моменты, элементы занимательности в учебную деятельность обучающихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [4, с.19]. Ребенок работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Виды упражнений, которые необходимо использовать на уроках:
а) числовые ребусы, кроссворды, шарады, головоломки
б) логические цепочки;
в) задачи на смекалку;
г) логические задачи с геометрическим содержанием;
д) задачи – шутки;
е) занимательные рамки.
Также, на идеальном уроке должны присутствовать нестандартные формы учебных занятий:
а) урок-путешествие;
б) урок-сказка.
Познавательные задания заинтересовывают обучающихся, пробуждают интерес к победе. В результате есть стремление быть первым. У детей развивается чувство дисциплины, коллективности, воспитывается характер, воля.
Таким образом, разнообразные методы и приемы помогают активизировать познавательную активность обучающихся в школе.
Одним из главных условий является мотивация, в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться каких-либо успехов в учёбе, необходимо сделать этот процесс желанным!

Библиографический список:
1. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие / Под ред. В.М. Букатова.– М.: «Флинта», 2007. – 450 с.
2. Вахрушева, Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе /Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.64.
3. https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-kak-metod-aktivnogo-obucheniya-567058.html
4. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 1986. - №12 – С. 19


Категория: Блоги | Добавил: nagaevatan
Просмотров: 403 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог