Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие познавательной активности обучающихся начальной школы

СКАЧАТЬ (18.2 Kb) 11.11.2020, 08:42
Нагаева Татьяна Игоревна
Студент, Нижнетагильский педагогический колледж № 1
У младших школьников познавательная деятельность играет ведущую роль, так как с помощью неё происходит усвоение содержания обучения. Философы, такие как: В.В.Давыдова и Л.П.Буевой, определили, что улучшению эффективности образовательного процесса способствует увеличение уровня познавательной деятельности обучающихся через её активизацию. Для развития их познавательной активности необходим поиск личной инициативы и творчества обучающихся разного возраста, дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом [1, с.450]. Исходя из вышесказанного, высокий уровень познавательной активности возможен только на интересном для детей уроке. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» [2, с.64].
В своей работе я выделила методы и приемы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) дидактическая игра;
б) занимательность – одно из средств формирования познавательного интереса;
в) различные формы организации работы на уроках;
г) проблемное обучение.
Игра является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Дидактическую игру можно использовать на разных видах урока: урок открытия нового знания, урок систематизации знаний, урок рефлексии и т.д. Игровая деятельность возможна в индивидуальной, парной и групповой формах обучения. Благодаря игре педагоги стимулируют познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждый учитель должен научиться умело использовать игру на уроке [3].
Примеры игр, которые я применяю на практике:
а) игры – соревнования;
б) сюжетно – ролевые игры;
в) игра – поиск;
г) познавательные игры путешествия;
д) игры – упражнения;
е) игра – поиск.
На уроках «открытия нового знания» возможно использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы: «Составим солнечную систему», «Живой уголок», «Победитель».
На уроках «систематизации знаний» можно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
На уроках «рефлексии» воспользоваться заданиями на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов: «Догадайся!», «Хлоп, топ-топ».
Групповая и парная работа формирует контроль и самоконтроль, способствующие стимуляции познавательной деятельности. Начинаю такую работу с первого класса, постепенно усложняя содержание учебного материала -приведет к побуждению детей взаимодействовать друг с другом.
Одним из приемов формирования познавательного интереса является занимательность. К. Д. Ушинский советовал включать игровые моменты, элементы занимательности в учебную деятельность обучающихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [4, с.19]. Ребенок работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Виды упражнений, которые необходимо использовать на уроках:
а) числовые ребусы, кроссворды, шарады, головоломки
б) логические цепочки;
в) задачи на смекалку;
г) логические задачи с геометрическим содержанием;
д) задачи – шутки;
е) занимательные рамки.
Также, на идеальном уроке должны присутствовать нестандартные формы учебных занятий:
а) урок-путешествие;
б) урок-сказка.
Познавательные задания заинтересовывают обучающихся, пробуждают интерес к победе. В результате есть стремление быть первым. У детей развивается чувство дисциплины, коллективности, воспитывается характер, воля.
Таким образом, разнообразные методы и приемы помогают активизировать познавательную активность обучающихся в школе.
Одним из главных условий является мотивация, в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться каких-либо успехов в учёбе, необходимо сделать этот процесс желанным!

Библиографический список:
1. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие / Под ред. В.М. Букатова.– М.: «Флинта», 2007. – 450 с.
2. Вахрушева, Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе /Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.64.
3. https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-kak-metod-aktivnogo-obucheniya-567058.html
4. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 1986. - №12 – С. 19


Категория: Блоги | Добавил: nagaevatan
Просмотров: 350 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог