У младших школьников познавательная деятельность играет ведущую роль, так как с помощью неё происходит усвоение содержания обучения. Философы, такие как: В.В.Давыдова и Л.П.Буевой, определили, что улучшению эффективности образовательного процесса способствует увеличение уровня познавательной деятельности обучающихся через её активизацию. Для развития их познавательной активности необходим поиск личной инициативы и творчества обучающихся разного возраста, дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом [1, с.450]. Исходя из вышесказанного, высокий уровень познавательной активности возможен только на интересном для детей уроке. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» [2, с.64].
В своей работе я выделила методы и приемы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) дидактическая игра;
б) занимательность – одно из средств формирования познавательного интереса;
в) различные формы организации работы на уроках;
г) проблемное обучение.
Игра является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Дидактическую игру можно использовать на разных видах урока: урок открытия нового знания, урок систематизации знаний, урок рефлексии и т.д. Игровая деятельность возможна в индивидуальной, парной и групповой формах обучения. Благодаря игре педагоги стимулируют познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждый учитель должен научиться умело использовать игру на уроке [3].
Примеры игр, которые я применяю на практике:
а) игры – соревнования;
б) сюжетно – ролевые игры;
в) игра – поиск;
г) познавательные игры путешествия;
д) игры – упражнения;
е) игра – поиск.
На уроках «открытия нового знания» возможно использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы: «Составим солнечную систему», «Живой уголок», «Победитель».
На уроках «систематизации знаний» можно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
На уроках «рефлексии» воспользоваться заданиями на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов: «Догадайся!», «Хлоп, топ-топ».
Групповая и парная работа формирует контроль и самоконтроль, способствующие стимуляции познавательной деятельности. Начинаю такую работу с первого класса, постепенно усложняя содержание учебного материала -приведет к побуждению детей взаимодействовать друг с другом.
Одним из приемов формирования познавательного интереса является занимательность. К. Д. Ушинский советовал включать игровые моменты, элементы занимательности в учебную деятельность обучающихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [4, с.19]. Ребенок работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Виды упражнений, которые необходимо использовать на уроках:
а) числовые ребусы, кроссворды, шарады, головоломки
б) логические цепочки;
в) задачи на смекалку;
г) логические задачи с геометрическим содержанием;
д) задачи – шутки;
е) занимательные рамки.
Также, на идеальном уроке должны присутствовать нестандартные формы учебных занятий:
а) урок-путешествие;
б) урок-сказка.
Познавательные задания заинтересовывают обучающихся, пробуждают интерес к победе. В результате есть стремление быть первым. У детей развивается чувство дисциплины, коллективности, воспитывается характер, воля.
Таким образом, разнообразные методы и приемы помогают активизировать познавательную активность обучающихся в школе.
Одним из главных условий является мотивация, в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться каких-либо успехов в учёбе, необходимо сделать этот процесс желанным!
Библиографический список:
1. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие / Под ред. В.М. Букатова.– М.: «Флинта», 2007. – 450 с.
2. Вахрушева, Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе /Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.64.
3. https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-kak-metod-aktivnogo-obucheniya-567058.html
4. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 1986. - №12 – С. 19
|