Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическое пособие для логопедических занятий с первоклассниками «Развитие пространственно-временных представлений обучающихся с речевыми

СКАЧАТЬ (23.3 Kb) 20.04.2022, 18:33
Чапкина Ольга Владимировна
учитель-логопед, МАОУ СОШ №32
Методическое пособие для логопедических занятий с первоклассниками
«Развитие пространственно-временных представлений обучающихся с речевыми нарушениями и задержкой психического развития»

Пояснительная записка
Мир вокруг нас в последние годы значительно изменился. Появление другой реальности – виртуальной, в которой современный ребенок ориентируется лучше, чем в естественной, создало для образования и общества в целом серьезные проблемы. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у школьников широко обсуждается в ситуации различных вариантов дизонтогенеза развития и является одной из серьёзных предпосылок учебной неуспешности детей. По исследованиям психологов недостатки в развитии пространственных представлений являются основной причиной трудностей при усвоении учебного материала по математике в 47% случаев, в 24% - при усвоении знаний по русскому языку (особенно при формировании навыка письма) и в 16% - при обучении чтению. За последние четыре года в МАОУ СОШ № 32 г. Томска при поступлении в 1 класс 50-60% детей имели недостаточный уровень сформированности либо пространственных, либо временных представлений, либо того и другого одновременно.

Пространственно-временные представления, являющиеся базовой психологической составляющей структуры личности, во-первых, лежат в основе формирования всех высших психических функций, во-вторых, без них невозможно реальное представление всего многообразия окружающего мира и осуществление любой сознательной деятельности, в-третьих, этот компонент можно существенно и в максимально короткие сроки скорректировать путем включения дидактических игр в начале школьного обучения.

Изложенное выше определило актуальность данного методического пособия, включающего материалы дидактических игр, а также примеры их использования в логопедическом занятии.

Выделяем в пособии особо:
1. Игры по правилам:

- игра «Прикосновение»: ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к разным частям тела ребенка и просит его повторить, где было прикосновение. Затем ребенок открывает глаза и показывает ту же часть тела у взрослого и называет ее.
- графический диктант - ориентация на листе бумаги (с письменной инструкцией, под диктовку педагога, самостоятельное составление инструкций);
- игра «Болото» - ориентация в пространстве (первый уровень - запомнить маршрут и пройти его по памяти с называнием направлений; второй уровень – маршрут нарисован на плане педагогом; третий уровень – самостоятельное составление маршрута). В процессе игры обязательна вербализация, проговаривание маршрута следования в различных вариантах (как ведущим, так и остальными участниками), а также взаимоконтроль;
- игра «Муха» - ориентация в схеме тела (повороты головы по указанию педагога, команды: муха справа, муха слева, муха «чужая» - ррррр);
- зрительный диктант (на основе методики Фребеля, работа с кубиками);
- игра «Прогулка в парке» (последовательное расположение ряда предметов) и «Найди меня в парке» (нахождение одного предмета в ряду однородных).

2. Кинезиологические упражнения:
- упражнение «Колечки»: поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу. Затем выполняем с называнием дней недели, месяцев, времен года;
- «Лезгинка»: ребёнок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз);
- упражнение «Лягушка»: положить руки на стол, одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
- «Ухо-нос»: взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
- «Симметричные рисунки»: рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т. д. (20-30 сек.);
- упражнение «Рисующий слон». Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело». Рисовать можно буквы, цифры, геометрические фигуры.

3. «Испорченный телефон»: один ученик рисует на спине другого указательным пальцем стрелку с направлением, второй передает следующему, последний называет направление вслух (вправо, влево, вверх, вниз).

4. «Робот». Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды педагога. Объяснить ребенку, что такое приставной шаг (сделать шаг одной ногой, а потом другую ногу ставит рядом с первой).
Отработать вид и количество шагов (большие, средние, маленькие). Задания: «шаг вперед», «два шага влево», «поворот направо», «большой шаг», «начинай с левой ноги». Усложнение: «шаг вперед левой ногой, затем поворот направо»; «четыре маленьких шага вперед»; «три больших шага назад, начиная с правой ноги»; «два маленьких шага вправо»; «один большой шаг назад, начиная с левой ноги». На начальном этапе отработка ведется с обязательным проговариванием ребенком своих движений.

5. «Непослушный робот». Взрослый говорит задание, ребенок выполняет наоборот. Задания: «шаг вперед - шаг назад»; «два шага влево – два шага вправо»; «поворот направо – налево»; «большой шаг – маленький шаг». Усложнение: «два шага влево; один поворот направо и шаг назад»; «четыре больших шага вперед, три больших шага назад, начиная с правой ноги»; «два маленьких шага вправо, один большой шаг назад, начиная с левой ноги».

6. Почта: использование и дополнение незаконченных цифр почтового индекса.

7. Игра «Части тела».
Цель: развивать умение ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Дети стоят в кругу. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

8. Игра «Вверху-внизу»
Цель: развивать умение различать направление «выше» и «ниже» относительно собственного тела.
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен поднимать руки вверх, если предмет вверху, опускать вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

9. Игра «Лицом друг к другу» Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в схеме собственного теле, а также стоящего человека напротив, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные понятия. Ход игры. Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.

11 Игра «Кто за кем?» Цель: упражнять в понимании слов «впереди», «сзади»; учить употреблять их в активной речи слова.
Ход игры. Дети строятся в колонну. Педагог: «Кто стоит перед Ваней?» (Саша). «Как можно сказать по-другому?» (Саша стоит впереди Вани). «Где по отношению к Саше стоит Ваня?» (Ваня стоит сзади Саши). «Как можно сказать по-другому?» (Ваня стоит за Сашей). Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов. Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов. Педагог: «Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятся перед вами? А какие предметы находятся сзади вас?».

12. Аналогично (с речевым сопровождением) проводится игра «Времена года», «Дни недели», «Месяцы», здесь можно использовать рисунки или надписи. Пример: «после лета наступает осень», «перед вторником - понедельник».
При формировании навыка рядоговорения полезно выполнять одновременно кинезиологические упражнения (например, «колечки» соединить с перечислением дней недели, сначала выполняем левой рукой, затем правой, затем обеими руками).

13. Игра «Закончи предложение». Может использоваться в начале занятия или в качестве рефлексии. Педагог начинает предложение, ребенок заканчивает. Например, «Сегодня день недели...», «Вчера был день недели ...», «Первый день недели ...».

14. Игра «Расскажи про свой узор». Цель: учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, картинка). Оборудование: лист бумаги с изображенным на нем узором. Ход игры: всем детям раздали листы бумаги с изображенными на них узорами. Они должны рассказать, где расположены элементы узора: в левом нижнем углу – треугольник, в правом верхнем углу круг и т. д. Можно рисовать одинаковые узоры под диктовку педагога, потом организовать сравнение в парах.

15. Игра «Дни недели перепутались». Используются карточки с названиями дней недели (месяцев). Дети выбирают себе карточку и встают произвольно в ряд, один ребенок расставляет дни недели (месяцы) в правильном порядке. Речевое сопровождение: среда стоит после вторника, но перед четвергом. Либо сразу после выбора карточки ребенок определяет свое место, проговаривает и занимает его.

Практическая значимость представленных в пособии дидактических игр состоит в том, что они:
• позволяют в игровой и увлекательной форме решить указанные выше проблемы;
• систематизируют и эффективно организуют начало логопедического занятия (например, игра «Робот» с постепенным усложнением), во время физминутки или в конце занятия и т.д.
Новизна представленного в пособии материала состоит в:
• комплексном подходе к преодолению пространственно-временных проблем развития обучающихся средствами дидактических игр;
• использовании разнообразных технологий и методик (проблемного обучения, игровых и иных);
• использовании метапредметного подхода в образовательном процессе;
• интеграции процессов обучения и сопровождения учеников.

 
Чапкина Ольга Владимировна, МАОУ СОШ № 32, г. Томск, учитель-логопед

Список использованной литературы:
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва : Просвещение, 1964. – 304 с.
2. Крошкина, О. А. Роль пространственных представлений в успешности усвоения знаний по русскому языку и математике младшими школьниками : дисс. … канд. псих. наук : 19.00.07 / О. А. Крошкина. – Москва, 2005. – 264 с.
3. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : учебное пособие. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 368 с.: ил.
4. Семаго, М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – Москва : АРКТИ, 2000. – 208 с.
5. Сунцова, А. В. Изучаем пространство с нейропсихологом : Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова, – 2-е изд., испр. – Москва : Генезис, 2016. – 64 с.+ (28 л.)


Категория: Блоги | Добавил: OlgaChapkina
Просмотров: 528 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог