Методическое пособие для логопедических занятий с первоклассниками
«Развитие пространственно-временных представлений обучающихся с речевыми нарушениями и задержкой психического развития»
Пояснительная записка
Мир вокруг нас в последние годы значительно изменился. Появление другой реальности – виртуальной, в которой современный ребенок ориентируется лучше, чем в естественной, создало для образования и общества в целом серьезные проблемы. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у школьников широко обсуждается в ситуации различных вариантов дизонтогенеза развития и является одной из серьёзных предпосылок учебной неуспешности детей. По исследованиям психологов недостатки в развитии пространственных представлений являются основной причиной трудностей при усвоении учебного материала по математике в 47% случаев, в 24% - при усвоении знаний по русскому языку (особенно при формировании навыка письма) и в 16% - при обучении чтению. За последние четыре года в МАОУ СОШ № 32 г. Томска при поступлении в 1 класс 50-60% детей имели недостаточный уровень сформированности либо пространственных, либо временных представлений, либо того и другого одновременно.
Пространственно-временные представления, являющиеся базовой психологической составляющей структуры личности, во-первых, лежат в основе формирования всех высших психических функций, во-вторых, без них невозможно реальное представление всего многообразия окружающего мира и осуществление любой сознательной деятельности, в-третьих, этот компонент можно существенно и в максимально короткие сроки скорректировать путем включения дидактических игр в начале школьного обучения.
Изложенное выше определило актуальность данного методического пособия, включающего материалы дидактических игр, а также примеры их использования в логопедическом занятии.
Выделяем в пособии особо:
1. Игры по правилам:
- игра «Прикосновение»: ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к разным частям тела ребенка и просит его повторить, где было прикосновение. Затем ребенок открывает глаза и показывает ту же часть тела у взрослого и называет ее.
- графический диктант - ориентация на листе бумаги (с письменной инструкцией, под диктовку педагога, самостоятельное составление инструкций);
- игра «Болото» - ориентация в пространстве (первый уровень - запомнить маршрут и пройти его по памяти с называнием направлений; второй уровень – маршрут нарисован на плане педагогом; третий уровень – самостоятельное составление маршрута). В процессе игры обязательна вербализация, проговаривание маршрута следования в различных вариантах (как ведущим, так и остальными участниками), а также взаимоконтроль;
- игра «Муха» - ориентация в схеме тела (повороты головы по указанию педагога, команды: муха справа, муха слева, муха «чужая» - ррррр);
- зрительный диктант (на основе методики Фребеля, работа с кубиками);
- игра «Прогулка в парке» (последовательное расположение ряда предметов) и «Найди меня в парке» (нахождение одного предмета в ряду однородных).
2. Кинезиологические упражнения:
- упражнение «Колечки»: поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу. Затем выполняем с называнием дней недели, месяцев, времен года;
- «Лезгинка»: ребёнок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз);
- упражнение «Лягушка»: положить руки на стол, одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
- «Ухо-нос»: взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
- «Симметричные рисунки»: рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т. д. (20-30 сек.);
- упражнение «Рисующий слон». Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело». Рисовать можно буквы, цифры, геометрические фигуры.
3. «Испорченный телефон»: один ученик рисует на спине другого указательным пальцем стрелку с направлением, второй передает следующему, последний называет направление вслух (вправо, влево, вверх, вниз).
4. «Робот». Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды педагога. Объяснить ребенку, что такое приставной шаг (сделать шаг одной ногой, а потом другую ногу ставит рядом с первой).
Отработать вид и количество шагов (большие, средние, маленькие). Задания: «шаг вперед», «два шага влево», «поворот направо», «большой шаг», «начинай с левой ноги». Усложнение: «шаг вперед левой ногой, затем поворот направо»; «четыре маленьких шага вперед»; «три больших шага назад, начиная с правой ноги»; «два маленьких шага вправо»; «один большой шаг назад, начиная с левой ноги». На начальном этапе отработка ведется с обязательным проговариванием ребенком своих движений.
5. «Непослушный робот». Взрослый говорит задание, ребенок выполняет наоборот. Задания: «шаг вперед - шаг назад»; «два шага влево – два шага вправо»; «поворот направо – налево»; «большой шаг – маленький шаг». Усложнение: «два шага влево; один поворот направо и шаг назад»; «четыре больших шага вперед, три больших шага назад, начиная с правой ноги»; «два маленьких шага вправо, один большой шаг назад, начиная с левой ноги».
6. Почта: использование и дополнение незаконченных цифр почтового индекса.
7. Игра «Части тела».
Цель: развивать умение ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Дети стоят в кругу. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
8. Игра «Вверху-внизу»
Цель: развивать умение различать направление «выше» и «ниже» относительно собственного тела.
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен поднимать руки вверх, если предмет вверху, опускать вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
9. Игра «Лицом друг к другу» Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в схеме собственного теле, а также стоящего человека напротив, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные понятия. Ход игры. Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.
11 Игра «Кто за кем?» Цель: упражнять в понимании слов «впереди», «сзади»; учить употреблять их в активной речи слова.
Ход игры. Дети строятся в колонну. Педагог: «Кто стоит перед Ваней?» (Саша). «Как можно сказать по-другому?» (Саша стоит впереди Вани). «Где по отношению к Саше стоит Ваня?» (Ваня стоит сзади Саши). «Как можно сказать по-другому?» (Ваня стоит за Сашей). Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов. Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов. Педагог: «Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятся перед вами? А какие предметы находятся сзади вас?».
12. Аналогично (с речевым сопровождением) проводится игра «Времена года», «Дни недели», «Месяцы», здесь можно использовать рисунки или надписи. Пример: «после лета наступает осень», «перед вторником - понедельник».
При формировании навыка рядоговорения полезно выполнять одновременно кинезиологические упражнения (например, «колечки» соединить с перечислением дней недели, сначала выполняем левой рукой, затем правой, затем обеими руками).
13. Игра «Закончи предложение». Может использоваться в начале занятия или в качестве рефлексии. Педагог начинает предложение, ребенок заканчивает. Например, «Сегодня день недели...», «Вчера был день недели ...», «Первый день недели ...».
14. Игра «Расскажи про свой узор». Цель: учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, картинка). Оборудование: лист бумаги с изображенным на нем узором. Ход игры: всем детям раздали листы бумаги с изображенными на них узорами. Они должны рассказать, где расположены элементы узора: в левом нижнем углу – треугольник, в правом верхнем углу круг и т. д. Можно рисовать одинаковые узоры под диктовку педагога, потом организовать сравнение в парах.
15. Игра «Дни недели перепутались». Используются карточки с названиями дней недели (месяцев). Дети выбирают себе карточку и встают произвольно в ряд, один ребенок расставляет дни недели (месяцы) в правильном порядке. Речевое сопровождение: среда стоит после вторника, но перед четвергом. Либо сразу после выбора карточки ребенок определяет свое место, проговаривает и занимает его.
Практическая значимость представленных в пособии дидактических игр состоит в том, что они:
• позволяют в игровой и увлекательной форме решить указанные выше проблемы;
• систематизируют и эффективно организуют начало логопедического занятия (например, игра «Робот» с постепенным усложнением), во время физминутки или в конце занятия и т.д.
Новизна представленного в пособии материала состоит в:
• комплексном подходе к преодолению пространственно-временных проблем развития обучающихся средствами дидактических игр;
• использовании разнообразных технологий и методик (проблемного обучения, игровых и иных);
• использовании метапредметного подхода в образовательном процессе;
• интеграции процессов обучения и сопровождения учеников.
Чапкина Ольга Владимировна, МАОУ СОШ № 32, г. Томск, учитель-логопед
Список использованной литературы:
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва : Просвещение, 1964. – 304 с.
2. Крошкина, О. А. Роль пространственных представлений в успешности усвоения знаний по русскому языку и математике младшими школьниками : дисс. … канд. псих. наук : 19.00.07 / О. А. Крошкина. – Москва, 2005. – 264 с.
3. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : учебное пособие. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 368 с.: ил.
4. Семаго, М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – Москва : АРКТИ, 2000. – 208 с.
5. Сунцова, А. В. Изучаем пространство с нейропсихологом : Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова, – 2-е изд., испр. – Москва : Генезис, 2016. – 64 с.+ (28 л.)
|