Сегодня: 01.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие социокультурной компетенции студентов СПО средствами игровых технологий на уроке иностранного языка

СКАЧАТЬ (270.5 Kb) 08.02.2024, 13:18
Шевченко Виктория Викторовна
преподаватель иностранного языка, ГБПОУ МО "Подольский колледж имени А.В. Никулина"
В настоящее время важным элементом подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях является формирование дополнительных качеств выпускника, к которым относится владение социокультурной компетенцией. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ предусматривается владение социокультурной компетенцией: «овладение национально-культурной спецификой страны изучаемого языка и развитие умения строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и англоязычных стран» [1].

В целях реализации успешной коммуникации с представителями других культур важно использовать социокультурные знания, практические навыки общения, личностные характеристики, языковые умения. На уроках иностранного языка формированию у студентов социокультурной компетенции способствует использование игровых технологий обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Л.С. Выготский определяет игру – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок. Игра – это прекрасный способ погрузиться в язык, она стимулирует воображение и способствует развитию спонтанной речи. Через игру человек познает окружающий мир, играя он вступает во взаимодействие с людьми, осуществляемое при помощи различных инструментов в том числе языка [2].

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала.

Целями игрового обучения на уроках иностранного языка являются:
– развитие мышления средствами иностранного языка;
– повышение мотивации изучения предмета;
– обеспечение личностного роста каждого участника игры;
– способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом [3].

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Типологии игр выстроены в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, способа организации, степени сложности, количественного состава участников.

По задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (аспекты языка - фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику) и на речевые (обучение аудированию, монологической и диалогической речи, обучение чтению и письму).

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т.д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные) [4].

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т.д.
По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационнные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.
По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет несколько функций:
– обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем);
– мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность: оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность и т.д.);
– ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
– компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни) [5];
- релаксационную (помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры);
- воспитательную (игра воспитывает вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре) [6].

Место игры в ходе урока, а также её продолжительность зависят от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К назначенным факторам относятся: уровень обученности учащихся, уровень их обучаемости, степень сложности изучаемого материала.

Для студентов 1 и 2 курса колледжа мною используются лексические, грамматические игры, а также игры для обучения аудированию и говорению. Рассмотрим подробнее формы проведения и задачи ряда учебных игр.

Лексические игры
Задачи: развитие лексики
Цели: тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся.
Форма проведения: игры на карточках, картинках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово».
• Secrete Letters
Учащимся предложены слова, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.
• Memory Game
Соотнеси слова и напиши пары слов:
Attractive air …..
Caring sweater ……
Clean girl ……
Turned-up horse ……
Woolen nose …..
Strong mother …..
• Lottery
Представители команд по очереди достают из коробки карточки с написанными на них словами и распределяют их по категориям. Например: “Clothes” — “Shoes” или “Healthy food” — “Unhealthy food”.

Грамматические игры
Задачи: развитие грамматики, уметь понимать грамматические структуры на слух.
Цели: научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов; развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Игры:
• Nonsense
Преподаватель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: “We wear school uniform when we go to the theatre”. Студенты поправляют фразы: “We do not wear uniform when we go to the theatre”.
• Twenty Questions
Преподаватель задумывает предмет или человека (например, одногруппника). Остальные студенты, задавая общие вопросы, должны отгадать его:
Is he (she) taller than me? — Yes, he is.
Does he (she) study better than me? — No, he doesn`t.
Is his (her) hair longer than mine?..

Орфографические игры
Задачи: развитие письменное речи.
Цель: тренировать написание английских слов.
Игра: найди спрятанные слова.



Игры для обучения аудированию
Задачи: развитие навыков аудирования.
Цели: научить студентов понимать смысл однократного высказывания; выделять главное в потоке информации; развить слуховую память и слуховую реакцию студентов.
Игры:
• The Last Letter
Формируются две команды. Представитель первой команды называет слово, студенты из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово. Например, arm, map, pen, nose, eye, ear, и т.д.

Игры для обучения говорению
Задачи: развитие навыков устной речи.
Цели: научить умению выражать мысли в логической последовательности; практически и творчески применять полученные речевые навыки; обучить речевой реакции в процессе коммуникации.

Игра: сюжетно-ролевая. С ее помощью студенты учатся переносить действия из одних условий в другие, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.

У учащихся формируются когнитивные навыки и умения:
• аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других людей;
• оценить информацию;
• уметь задавать вопросы;
• выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно.

Деловая игра «В ресторане», «На собеседовании», «В аэропорту».
Студенты направления подготовки 260807.01 «Повар-кондитер», 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования (по отраслям)» отрабатывают ситуации бизнес общения и этикета на уроках Делового английского языка в рамках учебного модуля. Студентам предлагается ознакомиться со списком тематической лексики, прочитать и перевести диалог в учебнике, составить собственный диалог в парах или мини-группах по 3-4 человека.

В заключение хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого ученика и неограниченной перспективы творческой деятельности. Использование игры на уроках иностранного языка помогает глубже раскрыть личностный потенциал каждого студента, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде), считаю, что игры активизируют стремление учащихся к общению, создают условия равенства в речевом партнёрстве.

Литература:
1. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций, протокол №3 от 21.07.2015г.
2. Акишина А.А. Русский язык в играх- М.: Русский язык. Курсы, 2011. – С. 5-88.
3. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. 1 сентября. – 2008. – № 1.
4. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.
5. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.
6. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка// Иностр. языки в школе. – 2005. – № 8.


Категория: Блоги | Добавил: shevchenko547692
Просмотров: 51 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог