Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие стрессоустойчивости у педагогических работников

СКАЧАТЬ (20.7 Kb) 04.04.2022, 20:52
Чикунова Анна Николаевна
учитель английского языка, ГБОУ гимназия 114 г.Санкт-Петербург
В современных условиях жизни, в том числе и в сфере образования, очень важным является вопрос о социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Формирование стрессоустойчивости является основой психического здоровья людей и условием социальной стабильности. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современных как взрослых, так и детей, приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. Путь к психическому здоровью – это путь к личности, живущей в гармонии с собой, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, включая педагогических работников, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей данной профессии.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний. Его обобщенным определением можно считать следующее: стресс – состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.

В последнее время много говорят и пишут о необходимости создания и применения здоровьесберегающих технологий для детей, но мне бы хотелось поговорить о здоровьесбережении взрослых, в частности, педагогических работников, являющихся такой же неотъемлемой частью педагогического процесса, как и учащиеся.

Не секрет, что длительно испытываемый педагогическими работниками стресс, часто работающих в условиях ограниченных ресурсов, негативно воздействует на состояние здоровья учителей, на результат педагогического труда, и преждевременно приводит к так называемому «профессиональному выгоранию». Работа в школе является местом высокого эмоционального напряжения. Не даром педагогические работники имеют право на удлиненный отпуск и на досрочный выход на пенсию.

Прежде всего мы сами должны озаботиться вопросами своего здоровья, уметь объективно воспринимать сложившуюся ситуацию в целом, и выходить из конкретной педагогической ситуации с наименьшими потерями для своего здоровья. А это говорит о необходимости развития навыков стрессоустойчивости у педагогических работников.

В физиологии, психологии, медицине термин «стресс» обозначает состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описаний состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «eu», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.

Современные исследования стресса уделяют внимание следующим его аспектам: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности), поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них), физиологическому (неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций). Все эти три аспекта (физиологический, психологический и поведенческий) важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления им.

Многообразные формы проявления стресса, его влияния на здоровье и профессиональную деятельность человека объясняются тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние.
Говоря о развитии стрессоустойчивости, педагогическому работнику важно осознавать свой темперамент, т.е. тип высшей нервной деятельности, психотип личности, уметь определять мотивы поведения участников педагогического процесса по схеме учитель – ученик, учитель – родитель, учитель – учитель, определять и анализировать ситуацию, а также свое отношение к ней, по возможности предупреждать или снижать конфликтные и стрессовые ситуации, применять механизмы адаптации к возникшим ситуациям, а также их адекватные решения, что в совокупности приведет к снижению или предотвращению стресса.

Со стороны может показаться, что школьная жизнь – это монотонность: уроки, уроки, уроки. На самом деле, как каждый новый день не похож на предыдущий, так и каждый урок – это что-то уникальное, со своим особым настроем и настроением его участников. Поэтому адекватная реакция на возникающие ситуации во многом будет определять комфортное функциональное состояние и продуктивность деятельности всех участников педагогического процесса.

Стрессовая ситуация воспринимается человеком с учетом накопленного опыта как угроза, как потенциальная трудность. Существует тенденция организма отвечать на сходные стрессовые ситуации одинаковыми и характерными реакциями. Это подтверждается и физиологически (нарушение артериального давления, деятельности сердца, дыхания, состояния пищеварительных органов и т.д.). Испытываемый стресс приводит к появлению напряжения, затем появляется тревога. Ее наличие длительный период ведет к формированию невроза (психическое расстройство), а также обострению или появлению соматических заболеваний.

Важно отметить, что стресс не всегда оказывает вредное воздействие на работника и его производственную деятельность. Слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, производственным успехам. А вот высокий уровень стресса оказывает серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека. И если не устранить причину стресса, в итоге, вызывает упадок сил и / или физическое заболевание.
Из всего вышесказанного можно вывести следующее: частый стресс, испытываемый на рабочем месте, может привести к ухудшению результативности работы, учащению допускаемых ошибок, затруднениям в общении с детьми, коллегами, родителями, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

И на этом этапе мы приходим к осознанию необходимости формирования стрессоустойчивости. Какие же факторы могут нам в этом помочь?

Основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных факторов: совладание, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, а может даже избегание проблемы. Выбор способа справиться со стрессовой ситуацией также зависит от ряда факторов: тип высшей нервной деятельности человека, наличие психических и соматических отклонений и заболеваний, эмоциональная устойчивость, способность контролировать эмоции, способность переносить усиленные нагрузки и успешно решать профессиональные задачи в нестандартных или экстремальных ситуациях, способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения в процессе работы, использовать резервы нервно-психической эмоциональной энергии, направлять эмоциональные переживания на положительное решение задач, добиваться устойчивого преобладания положительных эмоций, стремиться к эмоциональному, волевому, интеллектуальному и мотивационному единству психической деятельности человека, что в совокупности обеспечит успешное достижение цели профессиональной деятельности в условиях сложной эмоциональной обстановки.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играет роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Как происходит процесс реагирования на стресс? Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек производит анализ информации о произошедшем и оценивает возможные последствия, определяет, как можно повлиять на негативное событие и его исход, преодолеть стресс; решает, что можно сделать в данной ситуации, затем приступает к выработке механизмов преодоления стресса. Для этого человек мобилизует имеющиеся у него ресурсы и выбирает стратегии поведения, которые делятся на три большие группы:

1. Стратегия разрешения проблем – это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения поблеем.
Важно осознавать свой ресурс для преодоления стресса, т.е. тот потенциал (психологический, физиологический, профессиональный и др.), обеспечивающий реализацию активности человека, достижение заданных параметров за определенное время.

Ресурс помогает обеспечить высокий уровень реализации активности человека, выполнение его профессиональных задач. Совокупность ресурсов как раз и определяет развитие стрессоустойчивости, являясь ее факторами формирования. По мнению психологов, если человек постоянно развивает свои ресурсы и разумно избегает рисков, то он тем самым уменьшает вероятность развития у него стресса.

Комплекс личностных, психологических, профессиональных и физических ресурсов человека рассматривается как единый личный ресурс человека.

Люди, высоко оценивающие свою собственную значимость, свои возможности, в критических ситуациях проявляют, как правило, активность и спокойствие. Те, кто чувствует себя неуверенно, низко оценивают свои личные качества, стремятся избегать подобных ситуаций.

Хорошим средством успешной физиологической и психологической адаптации к стрессовым ситуациям можно отнести оптимизм (вера в свои возможности, чувство собственного достоинства), чувство связи с миром (способность структурировать ситуацию, принимать вызов, определять ресурсы, ведущие к его преодолению), веру в жизненные ценности (уверенность в значимости своих целей), чувство самоэффективности в преодолении стресса и стремлении решить проблему, чувство самоуважения (наличие положительного мнения о себе, своих возможностях, способностях, успехах и т.д.), хорошее самочувствие.

К факторам, препятствующим в преодолении стресса, можно отнести чувство бессилия, беспомощности в стрессовых ситуациях, которые формируются на основе таких личностных черт как тревожность, неуверенность, а также ряд индивидуальных черт характера (авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость).

Таким образом, стрессоустойчивость – качество личности, являющееся основой успешного социального взаимодействия человека, оно характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу. Личные ресурсы являются факторами формирования стрессоустойчивости человека и развиваются в процессе его жизни и деятельности, но они ограничены, а их эффективное распределение и использование зависит от функциональных возможностей человека и условий воздействия стрессовых факторов трудных ситуаций.

Существует ряд моделей стресса и его преодоления. Выбор наиболее эффективной для его преодоления зависит от ряда факторов: личные (психологические, личностные, профессиональные, физические) и социальные (различные формы поддержки со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессовых условиях).

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Соответственно, необходимо стремиться к развитию именно этих качеств для успешной борьбы со стрессом.

Как же предупредить и минимизировать стресс?
Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного характера.

Так, к индивидуальным методам можно отнести: регулярный активный отдых; релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг); тренинг навыков самоконтроля поведения; планирование собственного времени; обеспечение достаточной продолжительности сна.

В некоторых организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Педагогическим работникам, я считаю, это тоже необходимо.

В каждой школе в штате есть психолог, который работает с детьми. Но и педагогическим работникам он тоже необходим. Такой психолог мог бы проводить регулярный мониторинг и помогать формировать приемлемый социально-психологический климат.

Руководство школы могло бы проводить ряд мероприятий, направленных на снижении уровня испытываемого стресса педагогическими работниками на своих рабочих местах: предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.); предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда; предоставление сотрудникам консультативной психологической поддержки; а также разработка и применение тренингов, направленных на преодоление последствий стресса и формирование стрессоустойчивости.

Все это поможет снизить уровень испытываемого стресса на рабочем месте.

Используемая литература
1. Большой энциклопедический словарь // www.dic.academic.ru/misc
2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 200с.
3. Вознесенская, Т.Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий / Т.Г. Вознесенская, Н.М. Фокина, Л.В. Федотова // Русский медицинский журнал. – 2006. – Вып. 9. – С.13-19.
4. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Психопрофилактические работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. – М.: Ф и С,- 1990. – 192 с.
5. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
6. Карташова, Л.В. Поведение в организации / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 244 с.
7. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / Под ред. Л.Г. Дикой. – М.: ИПРАН, 1998. – 356 с.
8. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье.- М.: Прогресс, 1979. – 216 с.
9. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К.В. Судаков. – М.: Медицина, 1991. – 232 c.
10. Хмелевский, Ю.В.. Стресс и депрессия – две стороны одного процесса / Ю.В. Хмелевский 
11. Щербатых, Ю.В. Психология стресса / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2006. – 304 с.


Категория: Блоги | Добавил: Annete15
Просмотров: 201 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог