Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие субъектности образовательного процесса при использовании технологии электронного портфолио обучающихся

СКАЧАТЬ (18.1 Kb) 18.09.2021, 16:41
Филиппова Галина Валериевна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ Лицей №369 Красносельского района, Санкт-Петербурга
Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности и удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. В понятие образования вкладывается то, что дает возможность выбора и свободы, то, что помогает человеку общаться и развивать себя, то, что формирует личность. Именно школа стоит у истоков формирования личности, так как именно здесь формируются условия для сохранения и развития индивидуальности учеников, осознания ими образа своего Я, формирования своего самоопределения. Эти способности позволяют человеку определить свое место в культуре и обществе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. Оценка – это не кнут и не пряник, а просто показатель роста, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания. Должны быть и другие возможности. И одной из таких возможностей является портфолио ученика.

Что же такое ученическое портфолио?
Портфолио ученика по ФГОС
– это перспективная форма демонстрации индивидуальных достижений школьника и представляющая собой набор документов, которые содержат результаты учебной, творческой, спортивной, общественной жизни ребенка. Это наглядные материалы, способные доказать успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний.

Портфолио - это то, о чем не говорят школьные оценки и краткие характеристики. Особенностью портфолио является то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося. Эта технология направлена не только на процесс оценивания, но и на процесс самоанализа в первую очередь. Отсутствие навыков самооценивания является серьезным препятствием в формировании у ребенка способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в быстроменяющемся современном мире.

Проект электронное портфолио.
Цель электронного портфолио – содействие персонализации образования через выстраивание индивидуального маршрута развития личности.

Задачи электронного портфолио:
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность;
- стимулировать и поддерживать учебную мотивацию;
- раскрывать индивидуальные способности и способствовать созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- систематизировать и фиксировать количественные и качественные индивидуальные достижения;
- формировать умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности, достижения и на их основе выстраивать индивидуальный маршрут саморазвития.
Основная идея опытно-экспериментальной работы нашего лицея тесно переплетается с осуществлением главной цели современной школы и заключается в создании в образовательном учреждении условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого ученика и становление его субъектом образования на основе использования электронного портфолио.

Почему электронного портфолио?
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 гг. в России должны быть построены общество знаний и цифровая экономика. Для системы образования это означает, что в течение этого времени должны быть сформированы цифровые модели образовательных инструментов и цифровой среды в целом, а также описаны подходы к реализации их на практике. Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.

Проект ОЭР направлен на определение и практическую реализацию условий индивидуализации образовательного процесса с использованием технологии электронного портфолио как основного инструмента развития субъектности образовательного процесса: обучающимся будет предоставлена возможность самостоятельного формирования своей «цифровой биографии», возможность оптимизации использования учебного времени, возможность выбора учебного материала из информационного пространства знаний, подготовленного сотрудниками лицея и строго ориентированного на индивидуальные потребности обучающегося.

Актуальность проекта:
Часто содержание образования не становится для детей материалом развития собственной субъектности, жизненный опыт также недостаточен для оптимального разрешения ими возникающих трудностей (выбор образования, профессии и др.). Для решения подобных проблем создаются условия развития субъектности образовательного процесса и в урочной системе, и во внеурочной деятельности, и в системе дополнительного образования. Это помогает обучающимся приобретать способность к преобразующей мир субъектной активности.

Цель проекта – выявить и обосновать организационно-педагогические условия индивидуализации ребенка в образовании и развития субъектности образовательного процесса на основе использования технологии электронного портфолио обучающихся.

Задачи проекта:
- разработать и апробировать комплект локальных нормативных актов, который обеспечит использование технологии электронного портфолио обучающихся в развитии субъектности образовательного процесса;
- определить принципы и примерную структуру электронного портфолио обучающегося, учитывающие многообразие возможных образовательных результатов, соотнесенных с идеями системы учета школьных и внешкольных достижений обучающихся «Цифровая биография»;
- разработать методические рекомендации для педагогов по проектированию «зон ближайшего развития» обучающегося и разработке программ коррекции (выравнивания) обучающегося на основе анализа содержания электронного портфолио;
- создать онлайн-путеводитель для участников образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся;
- разработать методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации взаимодействия педагогов при проектировании и реализации программы развития обучающегося;
- организовать сетевое взаимодействие по теме ОЭР с образовательными учреждениями района, города, других субъектов Российской Федерации.

Инновационные идеи:
- создание в ОО условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого обучающегося и становление его субъектом образования на основе использования электронного портфолио;

- определение принципа и примерной структуры электронного портфолио обучающегося, учитывающие многообразие возможных образовательных результатов (соотнесенная с идеями системы учета школьных и внешкольных достижений обучающихся «Цифровая биография»);
- разработка методических рекомендаций для руководителей ОО и педагогов по проектированию «зон ближайшего развития» обучающегося и разработке программ коррекции (выравнивания) обучающегося на основе анализа содержания электронного портфолио;
- создание онлайн-путеводителя для участников образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Зачем и кому необходимо электронное портфолио?
- прежде всего самому школьнику:
- систематизирует все его многолетние достижения и успехи, по документам Министерства образования «повышает уровень самооценки, развития творческого потенциала и индивидуализации ребенка, развивает стремление к самосовершенствованию»;
- выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной и средней школы;
- помогает в выборе профильного класса, в выборе дальнейшей профессии;
- помогает при переходе из одной школы в другую;
- это возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы, особенно если выпускник планирует поступать в иностранные ВУЗы – оценка его достижений;
- родителям:
- дает возможность проанализировать успехи ребенка для дальнейшей мотивации;
- позволяет систематизировать его успехи и достижения, на основании этого - гордится своим ребенком;
- школе:
- является одним из элементов в создании в образовательном учреждении условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого ученика и становление его субъектом образования.

Программа реализации проекта ОЭР (результаты первого этапа).
I этап (проектировочный)

- разработка комплекта типовых локальных правовых актов, обеспечивающих сопровождение создания и внедрения проекта;
- подбор, изучение, анализ научных литературных источников по теме развития субъектности образовательного процесса, по технологии создания и использования на практике электронного портфолио обучающихся;
- разработка Дорожной карты ОЭР;
- подготовка технического задания для создания программного обеспечения «электронного портфолио обучающегося»;
- участие в общественной экспертизе первичных продуктов проекта


Категория: Блоги | Добавил: Fillinia
Просмотров: 307 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог