Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности и удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. В понятие образования вкладывается то, что дает возможность выбора и свободы, то, что помогает человеку общаться и развивать себя, то, что формирует личность. Именно школа стоит у истоков формирования личности, так как именно здесь формируются условия для сохранения и развития индивидуальности учеников, осознания ими образа своего Я, формирования своего самоопределения. Эти способности позволяют человеку определить свое место в культуре и обществе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. Оценка – это не кнут и не пряник, а просто показатель роста, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания. Должны быть и другие возможности. И одной из таких возможностей является портфолио ученика.
Что же такое ученическое портфолио?
Портфолио ученика по ФГОС – это перспективная форма демонстрации индивидуальных достижений школьника и представляющая собой набор документов, которые содержат результаты учебной, творческой, спортивной, общественной жизни ребенка. Это наглядные материалы, способные доказать успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний.
Портфолио - это то, о чем не говорят школьные оценки и краткие характеристики. Особенностью портфолио является то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося. Эта технология направлена не только на процесс оценивания, но и на процесс самоанализа в первую очередь. Отсутствие навыков самооценивания является серьезным препятствием в формировании у ребенка способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в быстроменяющемся современном мире.
Проект электронное портфолио.
Цель электронного портфолио – содействие персонализации образования через выстраивание индивидуального маршрута развития личности.
Задачи электронного портфолио:
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность;
- стимулировать и поддерживать учебную мотивацию;
- раскрывать индивидуальные способности и способствовать созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- систематизировать и фиксировать количественные и качественные индивидуальные достижения;
- формировать умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности, достижения и на их основе выстраивать индивидуальный маршрут саморазвития.
Основная идея опытно-экспериментальной работы нашего лицея тесно переплетается с осуществлением главной цели современной школы и заключается в создании в образовательном учреждении условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого ученика и становление его субъектом образования на основе использования электронного портфолио.
Почему электронного портфолио?
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 гг. в России должны быть построены общество знаний и цифровая экономика. Для системы образования это означает, что в течение этого времени должны быть сформированы цифровые модели образовательных инструментов и цифровой среды в целом, а также описаны подходы к реализации их на практике. Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.
Проект ОЭР направлен на определение и практическую реализацию условий индивидуализации образовательного процесса с использованием технологии электронного портфолио как основного инструмента развития субъектности образовательного процесса: обучающимся будет предоставлена возможность самостоятельного формирования своей «цифровой биографии», возможность оптимизации использования учебного времени, возможность выбора учебного материала из информационного пространства знаний, подготовленного сотрудниками лицея и строго ориентированного на индивидуальные потребности обучающегося.
Актуальность проекта:
Часто содержание образования не становится для детей материалом развития собственной субъектности, жизненный опыт также недостаточен для оптимального разрешения ими возникающих трудностей (выбор образования, профессии и др.). Для решения подобных проблем создаются условия развития субъектности образовательного процесса и в урочной системе, и во внеурочной деятельности, и в системе дополнительного образования. Это помогает обучающимся приобретать способность к преобразующей мир субъектной активности.
Цель проекта – выявить и обосновать организационно-педагогические условия индивидуализации ребенка в образовании и развития субъектности образовательного процесса на основе использования технологии электронного портфолио обучающихся.
Задачи проекта:
- разработать и апробировать комплект локальных нормативных актов, который обеспечит использование технологии электронного портфолио обучающихся в развитии субъектности образовательного процесса;
- определить принципы и примерную структуру электронного портфолио обучающегося, учитывающие многообразие возможных образовательных результатов, соотнесенных с идеями системы учета школьных и внешкольных достижений обучающихся «Цифровая биография»;
- разработать методические рекомендации для педагогов по проектированию «зон ближайшего развития» обучающегося и разработке программ коррекции (выравнивания) обучающегося на основе анализа содержания электронного портфолио;
- создать онлайн-путеводитель для участников образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся;
- разработать методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации взаимодействия педагогов при проектировании и реализации программы развития обучающегося;
- организовать сетевое взаимодействие по теме ОЭР с образовательными учреждениями района, города, других субъектов Российской Федерации.
Инновационные идеи:
- создание в ОО условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого обучающегося и становление его субъектом образования на основе использования электронного портфолио;
- определение принципа и примерной структуры электронного портфолио обучающегося, учитывающие многообразие возможных образовательных результатов (соотнесенная с идеями системы учета школьных и внешкольных достижений обучающихся «Цифровая биография»);
- разработка методических рекомендаций для руководителей ОО и педагогов по проектированию «зон ближайшего развития» обучающегося и разработке программ коррекции (выравнивания) обучающегося на основе анализа содержания электронного портфолио;
- создание онлайн-путеводителя для участников образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Зачем и кому необходимо электронное портфолио?
- прежде всего самому школьнику:
- систематизирует все его многолетние достижения и успехи, по документам Министерства образования «повышает уровень самооценки, развития творческого потенциала и индивидуализации ребенка, развивает стремление к самосовершенствованию»;
- выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной и средней школы;
- помогает в выборе профильного класса, в выборе дальнейшей профессии;
- помогает при переходе из одной школы в другую;
- это возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы, особенно если выпускник планирует поступать в иностранные ВУЗы – оценка его достижений;
- родителям:
- дает возможность проанализировать успехи ребенка для дальнейшей мотивации;
- позволяет систематизировать его успехи и достижения, на основании этого - гордится своим ребенком;
- школе:
- является одним из элементов в создании в образовательном учреждении условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого ученика и становление его субъектом образования.
Программа реализации проекта ОЭР (результаты первого этапа).
I этап (проектировочный)
- разработка комплекта типовых локальных правовых актов, обеспечивающих сопровождение создания и внедрения проекта;
- подбор, изучение, анализ научных литературных источников по теме развития субъектности образовательного процесса, по технологии создания и использования на практике электронного портфолио обучающихся;
- разработка Дорожной карты ОЭР;
- подготовка технического задания для создания программного обеспечения «электронного портфолио обучающегося»;
- участие в общественной экспертизе первичных продуктов проекта
|