Сегодня: 27.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие связной речи детей дошкольного возраста при помощи педагогической технологии "Круги Луллия"

СКАЧАТЬ (145.2 Kb) 12.02.2022, 11:31
Шипицина Оксана Валерьевна
воспитатель, МДОУ "Детский сад комбинированного вида №17 "Колобок"
Проблема развития связной речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи, позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Современные технологии развития связной речи позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; при этом учитываются и используются закономерности развития.

Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а именно круги Луллия. Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий.

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка.

«Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи. Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Данное пособие рекомендовано для работы с дошкольниками 3-7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки взаимодействия и самостоятельности.

На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают указатель - ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш), сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.

Игры могут быть подобраны по разным направлениям:
• На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)
• На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.
• На занятиях по развитию речи – согласование числительных с существительным, составить рассказ по серии картинок.



«Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может. Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды злой волшебник…

«Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Например: выпали картинки : «Стекло – сумка».
- Какой предмет мы бы получили? (стеклянную сумку)
- Что может быть хорошего в стеклянной сумке?
- Какие недостатки у стеклянной сумки?
- Но вот беда, хозяйка этой сумки осталась не очень-то довольна этим перевоплощением. Она совсем не желает, чтобы все видели, что у неё в сумочке. Помогите ему решить эту проблему.
И дети стараются решить проблему хозяйки со стеклянной сумкой.

Задания, содержащие в своей основе методику кругов Луллия, преимущественно используют: на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию связной речи; в игровой деятельности вне занятия; в самостоятельной деятельности детей.

Содержание секторов кругов Луллия должно быть подчиненно определенной теме; наглядный материал подбирается с учетом возрастного и речевого развития детей.

В результате подобной работы дети учатся самостоятельно придумывать реальные и фантастические истории; составлять рассказы о практической значимости объектов с несвойственными им признаками.

Данная методика универсальна - применяя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры. Дошкольники вовлечены в игру, они самостоятельно заменяют круги, а также придумывают новые варианты выполнения заданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что методика «Кольца Луллия» соответствует Стандарту дошкольного образования и вполне может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте, уже не возможно остановиться!


Категория: Блоги | Добавил: Oksi77
Просмотров: 363 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог