Аннотация: Автор в своей статье рассматривает развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности через изобразительную деятельность. Представлено обоснование сущности понятий «творчество», «способности»; характеризуются особенности развития творческих способностей во внеурочной деятельности через изобразительную деятельность.
Ключевые слова: развитие; творческие способности; младший школьный возраст; внеурочная деятельность.
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», программируя его выполнять задания строго по стандарту, которое предлагает ему государство. При этом существует мало программ по исследованию творчески одарённых детей, лишь в последние годы современное образование начало задумываться об обучающихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, но и обладающих высокими творческими способностями. У общества появляются потребности в творческой личности.
Современное общество требуется не только активность, но и умение нестандартно мыслить, поэтому к задачам развития творческой личности есть необходимость включения урочной и внеурочной деятельности, которая способствует развитию творческих способностей на основе формирование знаний и умений.
Для того, чтоб понять сущность творческих способностей рассмотрим необходимых для этого основные понятия «творчество» и «способность».
Понятие «способность» – это одно из наиболее распространённого психологического понятия. За основу определения принято брать три следующие признака, эмпирически выделенные советским психологом Б.М. Тепловым:
1) способности, это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают лёгкость и быстроту их приобретения [1, с. 39].
«Способность», согласно психологу, Т. И. Артемьевой, это высший уровень развития психических процессов; психическая деятельность особого качества, обнаруживающая в себе психическую активность, высокую мотивационную составляющую личности, что ведет к успешному выполнению той или иной деятельности.
Изучая труды Л.С. Выготского [2], можно сделать, что он характеризовал творчество, как «необходимость развития способности создавать что-то новое, независимо от того будет ли это продукт материального мира или же плод ума и воображения».
В педагогической энциклопедии творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [3].
Целостная концепция творчества предложил немецкий философ И. Кант. Творческий процесс он представляет, как «общность сознания, субъективности представлений и воображения». «Творческая способность - связь чувственных впечатлений и рассудка».
Понятие «творчество» и «способность» неотъемлемая часть друг друга. Они взаимосвязаны и это подтверждают многие ученые, психологи и философы.
Творческие способности можно определить, как «комплекс свойств и качеств личности, способствующих успешному осуществлению деятельности творческого характера, поиску оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах». Творческие способности выражаются в том, готов ли человек решать поставленные задачи, проблемы, вопросы с помощью нетрадиционных методов, отказываясь от общепринятых шаблонов.
Ведущим мнением, в котором подчеркивается роль творчества в формировании личности ребенка, принадлежит отечественному психологу Л.С. Выготскому, подчеркивающему, что «творчество - нормальный и постоянный спутник детского развития» [2, с.13].
Таким образом, мы понимаем, что творчество — это часть детского развития. В школе ведущей деятельностью является обучение, поэтому особо не развернуться на развитии творческих способностей. Для этого детям предлагается внеурочная деятельность, так как она более разносторонне раскрывает индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся распознать на уроке.
«Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса начальной школы и одна из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности» [4, c.42].
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности, целесообразно применять через изобразительную деятельность. Потому что ученик в процессе рисования может испытывать разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях народного творчества. Таким образом, для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.
Внеурочная деятельность интегрируется в обучающий процесс, тем самым мы развивает ребёнка, как на урок, так и вне их.
Таким образом, мы делаем вывод, что в современный мир не стоит на месте. Каждый день создаются, анализируются новые приемы, методы и тп., но все это направленно на развитие. Через развитием творческих способностей происходит художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Самым благоприятным методом для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста является развитие через изобразительную деятельность, что может играть важную роль при условии, что в ее содержании используется система творческих заданий, обеспечивающих активизацию воображения и эмоционально-образной сферы обучающихся.
1. Богоявленская, Д.Б. Проблемы творчества и одаренности: Логика и история // Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. – Москва: Молодая гвардия, 2015. – 290 с.
2. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологические очерки / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – Москва. – 2011. – 520 с.
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. председатель научно ред. совета А. М. Прохоров. - М.: Большая Российская Энциклопедия.
4. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
|