«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
Г. Песталоцци
Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям.
Проблема развития творческих способностей учащихся на уроках информатики выбрана не случайно. На занятиях по предмету изучается большое количество тем, где ученик может проявить свое творчество при изучении материала.
Работая со школьниками разных возрастов, нужно стремиться вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что компьютер – не просто развлечение, а универсальная машина для работы с разными видами информации.
Главной задачей перед учителем в организации и проведении внеурочной деятельности по информатике для младших школьников становится показать учащимся, как происходит обработка информации на компьютере.
На кружке «Занимательная информатика» ученики начальной школы знакомятся с обработкой графической информации, работая в графическом редакторе Paint.
Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Чтобы у школьника развивались творческие умения, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.
Оценки за творческую деятельность предполагаются только положительные. Устраиваем коллективные (экспертные) просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки учитывается мнение учащихся.
Относясь к своему делу творчески, мы считаем, что основной целью нашей педагогической деятельности является необходимость:
приобщить учащихся к творческой работе;
прививать интерес к творчеству, поиску;
развивать навыки созидания, самореализации;
практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.
Для достижения этих целей, мы строим учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним, при этом мы используем элементы развивающего обучения:
творческие задания;
применяется проектно-исследовательский метод;
учащиеся привлекаются к самостоятельной деятельности.
В лицее работа кружка «Занимательная информатика» начинается со второго класса. Первое знакомство с устройствами ввода (клавиатурой и мышью) на наших занятиях, проходит посредством графического редактора Paint.
На первых занятиях учащиеся пробуют проявить свои креативные способности, расскрашивая мандалы и персонажи из любимых мультфильмов:
На последующих занятиях, отрабатываются навыки копирования и вставки элементов, создания из элементов целостного рисунка, конструирование мозаики:
• «Ковер из осенних листьев»
• «Любимый питомец»
Затем отрабатываются навыки создания объектов из повторяющихся элементов: «Повторяющиеся элементы вокруг нас»:
Ветка рябины Виноградная гроздь
Изображение, составленные из цветных кусочков, например, стекла, называют витражами, которые используют для украшения стекол и дверей. На занятиях учащимся предлагается создать свою композицию из кусочков разных цветов, витражей.
Далее учащиеся знакомятся с кривой, пробуют себя в создании изображений и подписи полученных композиций:
Предмет «информатика» тесно связан с другими предметами. В нашем лицее приветствуются бинарные уроки, уроки, в которых прослеживаются метапредметные связи. Наибольшая межпредметная связь прослеживается между предметами «информатика» и «математика», «информатика» и «физика». При изучении темы геометрические фигуры в курсе математики в третьем классе, был разработан интегрированный урок по теме: «Треугольники», где в качестве отработки изученного материала (виды треугольников), была предложена практическая работа за персональным компьютером: «Любимый питомец».
В заключении, хотелось бы отметить, что внеурочная деятельность играет важную роль в сохранении и развитии мотивации к изучению учебного предмета, способствует реализации целей и задач обучения, приобщает обучающихся к межкультурным мировым ценностям, развивает в высокой мере их творческий потенциал.
Говоря словами В.А. Сухомлинского: «Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчеств – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности». Поэтому учитель направляет деятельность учащихся, помогает раскрыть его возможности, веру в себя через внеурочную деятельность.
Список литературы
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
2. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
3. Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ.5-6 класс, Питер Пресс, 2003
|