Автор: Гиленко Анастасия Александровна, студент, институт педагогики, ФГБОУ ВО «ДонНТУ» г. Донецк
Научный руководитель: Приходченко Екатерина Ильинична, д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО «ДонНТУ» г. Донецк
Развитие творческих способностей у старших дошкольников на занятиях по обучению лепке
Аннотация. Творческий потенциал – это сложный процесс, которым обладают только люди. Творчество – необходимое условие существования, а творческий процесс достигает своего полного потенциала уже в раннем детстве. Дошкольный возраст – благоприятное время для развития творческих способностей. Дети в этот период чрезвычайно любопытны и стремятся познать окружающий мир. Одним из ключевых факторов творческого развития ребенка является создание условий, способствующих формированию творческих способностей.
Интерес детей старшего дошкольного возраста к лепке – важный вопрос с точки зрения развития познавательной деятельности детей, с одной стороны, и развития их ручных навыков – с другой. Интерес является основой для повышения склонностей и способностей детей к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Исходя из общего определения направленности личности на какую-либо деятельность, потребности в ней и положительного эмоционального отношения к ней, интерес можно понимать, как стремление ребенка к сознательному моделированию, характеризующееся такими показателями, как устойчивость, осознанность и активность.
Согласно Федеральным национальным стандартам дошкольного образования, «на этапе завершения дошкольного образования творческие способности детей проявляются в лепке, рисовании, пении и танцах, развивается воображение, которое реализуется в продуктивной деятельности. Развивается моторика, дети умеют делать поделки из различных материалов» [2, с. 34].
Лепка – одно из основных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования лепка включена в образовательную область «Художественное творчество».
Развитие творческих способностей на занятиях по лепке изучали такие авторы, как: Н. А. Курочкина, И. А. Лыкова, Г. В. Пантюхина, Н. Б. Халезова, и др. Исследования показывают, что такие творческие занятия, как рисование и лепка, вполне по силам детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать стандартам творчества взрослых.
Определившись с темой для лепки, ребенок сразу же приступает к ее воплощению. В процессе изображения он продумывает содержание своего произведения, решает по ходу работы, как и какими средствами оно будет реализовано – то есть все те вопросы, которые художник в основном продумывает заранее. Задача развития творческих способностей у детей дошкольного возраста зависит от возрастных анатомических и психологических особенностей.
В старшем возрасте дети становятся физически крепче, начинается процесс окостенения кисти, укрепляются крупные и мелкие мышцы, повышается внимание и память, увеличивается способность зрительно контролировать движения рук при лепке, меняется характер образного мышления.
Таким образом, занятия лепкой оказывают комплексное воздействие на развитие детей:
– формируют детальное осознание формы, фактуры, цвета, веса, пластичности;
– развивают воображение, пространственное мышление, общую ловкость рук и мелкую моторику;
– синхронизируют работу обеих рук;
– Закладывают основы способности планировать работу по реализации идеи, предвидеть и достигать результата, а также изменять первоначальную идею при необходимости. Самое важное и ценное, что лепка, как и другие виды искусства, развивает эстетическое чувство ребенка. Они учатся видеть, чувствовать, ценить и творить по законам красоты.
Список использованной литературы
1. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2011. - 263 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
3. Шайдурова, Н.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Н.В. Шайдурова. - М.: Сфера, 2008. - 160 с.
|