Муниципальное общеобразовательное учреждение
Школа с.Аксарка
Методическая разработка
Развитие творческой способности учащихся на уроках хантыйского языка и литературы
Автор: Пандо Ольга Николаевна,
учитель родного (ханты)языка МОУ Школа с.Аксарка
Развитие творческой способности учащихся на уроках родного(ханты) языка, родной(ханты) литературы и внеурочной деятельности
Пандо Ольга Николаевна, учитель родного(ханты) языка МОУ Школа с. Аксарка, руководитель сетевой платформы учителей родных языков Приуральского района, высшая квалификационная категория
Аннотация
Актуальность. Одной из важнейших проблем этнических меньшинств является возрождение и развитие языков, так как язык, являясь духовной ценностью, культурным достоянием народов, определяет их национальную самобытность. Но в последние годы стала заметна тенденция снижения уровня владения родным языком у детей народов Севера, в том числе и детей народа ханты.
Выбранная мной тема является актуальной, так как в современному обществу требуется мыслящий и творческий человек.
Цель данной разработки – помочь педагогам осуществлять использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности для развития творческих способностей обучающихся
Данная методическая разработка отображает методические формы и приемы для развития творческих способностей учащихся на уроках хантыйского языка и литературы.
Методическая разработка может быть широко использована учителями родного (ханты, ненецкого и селькупского) языков при изучении литературного чтения, литературы народов Ямала, культуры народов Ямала, русского языка, географии, истории, работниками культуры, библиотекарями, а также учащимися как на уроках, так и на внеурочных занятиях.
Содержание
1.Введение
2.Методы и приемы для развития творческой способности учащихся
3.Приложения
4.Литература
В каждом человеке скрыта мудрая сила строи¬теля,
нужно ей дать волю развиться и расцвести.
М. Горький
Введение
Актуальность. Одной из важнейших проблем этнических меньшинств является возрождение и развитие языков, так как язык, являясь духовной ценностью, культурным достоянием народов, определяет их национальную самобытность. Но в последние годы стала заметна тенденция снижения уровня владения родным языком у детей народов Севера, в том числе и детей народа ханты.
Выбранная мной тема является актуальной, так как в современному обществу требуется мыслящий и творческий человек. Эти качества в первую очередь должна воспитывать школа. Ведь именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.
К проблеме развития творческих способностей уделялось немало внимания в трудах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Л.В. Занковой и многих других, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.
Анализируя работы учёных–методистов по вопросам развития творческих способностей учащихся (Н.Н.Ушаков, Р.Б.Курташина, С.М. Бондаренко и др.), убедилась, что предложенные в этих работах методы и приемы вполне применимы к урокам хантыйского языка, если их наполнить конкретным содержанием с учётом особенностей хантыйского языка и народной культуры (обычаев и традиций).
Именно этот факт подтолкнул меня на методическую разработку по теме «Развитие творческой способности учащихся на уроках родного(ханты) языка, родной(ханты) литературы и внеурочной деятельности», который является важным средством для поддержания интереса к предмету.
В своём опыте я использую элементы проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии, личностно-ориентированного обучения.
Результаты моей работы:
1) большинство моих учеников хорошо владеют родным словом, что я отмечаю как в устных, так и в письменных работах;
2) творческие работы моих учеников публикуются в окружной газете «Лух Авт» (с их публикациями можно познакомиться на моём сайте в разделе Творчество учеников);
3) неоднократно мои дети становились победителями и призерами школьных, муниципальных и межрегиональных олимпиад по родным языкам и краеведению, различных конкурсов (их достижения также можно просмотреть на моём сайте в разделе Портфолио – Достижения учеников);
Таким образом, включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.
Работу по развитию творческих способностей учащихся, я намерена продолжать, включить в систему работы внеклассную работу по предмету.
Апробированные при реализации методической разработки методы и технологии развития у обучающихся творческих способностей на уроках хантыйского языка и литературы:
- позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность
ума, воли, чувств;
- повышают мотивацию к учению;
- развивают познавательную и учебную активность;
- вызывают интерес к предмету;
- дают возможность освоить и использовать современные технологии,
ориентироваться в информационном пространстве;
- способствуют повышению качества знаний.
Цель: использования современных педагогических технологий на уроках хантыйского языка и литературы для развития творческих способностей обучающихся.
Педагогические задачи: выявить наиболее эффективные технологии для развития творческих способностей обучающихся;
1. повысить интерес к преподаваемым предметам (ханты) язык и (ханты) литература;
2. развивать мотивацию учебной деятельности;
3. повысить результативность обучения (промежуточная аттестация, ОГЭ);
4. активизировать подготовку и участие учащихся к предметным олимпиадам и различным творческим конкурсам.
Новизнаметодической разработки заключается в совершенствовании образовательного процесса посредством использования инновационных технологий, проектной деятельности и, что немало важно,
создавать условия для формирования учебно-познавательной активности подрастающего поколения.
Методическая разработка может быть широко использована учителями хантыйского языка, а также учащимися как на уроках, так и на внеурочных занятиях.
2. Методы и приемы для развития творческих способностей обучающихся на уроках хантыйского языка и литературы.
Как научить ребенка мыслить творчески? Как при¬вить любовь к умственному усилию, преодолению трудностей, проблем? Как сохранить любознатель¬ность ребенка и дать ей возможность прорасти в вы¬сокую чувствительность к проблемам, умение видеть и творчески решать их? Вновь и вновь эти вопросы волнуют учителей, родителей и психологов. [7. с.10]
Общеизвестно, что среди мотивов учебной деятельности самым действенным является развитие творческих способностей, которое развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к учебе. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и
индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и
индивидуальное для отдельных учащихся.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести, как когда-то сказал великий Л. Н. Толстой, «таинственному цветку поэзии» в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, которая зовётся креативностью (от лат. creato – творчество, сотворение) [2].
Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «личность», «одаренность» [3, с.4].
Основная цель изучения хантыйского языка и литературы состоит в том, чтобы пробудить интерес к родному языку и литературе, народу, его культуре, пополнить словарный запас учеников.
Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом:
1. Игровые технологии.
2. Проектно-исследовательская деятельность.
3. Театральная деятельность.
Считаю, что данные формы обучения направлены на развитие творческих и коммуникативных качеств, гибкости ума. Благодаря использованию активных форм работы на уроках, уровень творческих способностей учащихся заметно возрастает. Об этом говорит тот факт, что ежегодно ученики 9 классов выбирают хантыйский язык в качестве экзамена и сдают его успешно.
Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.
На первом этапе мной было проанализировано современное состояние проблемы, изучена дидактическая и методическая литература, анализировалась возможность использования развивающего обучения, изучался передовой опыт учителей-предметников.
К концу первого этапа мной были собраны и обобщены необходимые материалы, подготовлены материалы ко многим урокам.
На втором этапе я разрабатывала методические пути повышения функциональной грамотности учащихся, уточнялась классификация средств обучения и их познавательный потенциал. Были определены критерии отбора средств развивающего обучения, подготовлены материалы к урокам. Особое внимание при подготовке к урокам уделяла методическим приёмам, обеспечивающим активизацию учебной деятельности учащихся.
На третьем этапе я подводила итоги и делала выводы.
Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные результаты:
- рост количества учащихся, обучающихся на «4» и «5»;
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- совершенствование орфографических навыков учащихся.
Введение ОГЭ по хантыйскому языку за курс средней общеобразовательной школы потребовало корректировки содержания опыта, календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствие с
актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения хантыйскому языку.
Итогом работы является результативность опыта за последние три года.
Представленный опыт охватывает единую систему «урок – внеклассная работа» с 1 по 9 классы.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе над повышением функциональной грамотности учащихся- применим как на отдельно взятом уроке, так и в системе уроков
- обязательно необходим на уроках в начальных и средних классах
- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе
Игровые технологии.
Огромную роль в решении основных задач, стоящими перед учителями хантыйского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии. Игры развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
В своей работе использую различные игровые формы: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, литературные гостиные, салоны и т.д. Особую роль при этом уделяю работе над текстами художественных произведений северных писателей. Когда ученик выполняет хоть маленькую творческую работу, он начинает верить в себя. Чтобы проверить знания учащихся по прочитанному произведению, я использую тесты, причём не обычные, а интерактивные.
На уроках хантыйской языка предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными знаменитым людям Ямала. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях мы прибегаем к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
Например, после знакомства в 7 классе с текстом [2. c.12], посвященной Надежде Михайловне Талигиной, обучающиеся представили хантыйскую художницу и мастера народного декоративно-прикладного искусства следующим образом:
• Тосаӈ (Мастер)
• Номсаӈ, каркам (Эрудированный, трудолюбивая)
• Онтыяс, хансас,верл.(Училась, рисует, создает)
• Пулӈават Культурно-просветительской училище Л. В. Лапцуй етсаптас (Салехардское межокружное училище культуры и искусств им. Л. В. Лапцуя).
Дети с удовольствием пишут синквейны. Такая работа, кроме выражения эмоциональности учащихся, позволяет работать с лексикой, выделяя разные части речи, используя способы словообразования. Этот прием можно успешно применять и при изучении темы «Неологизмы, архаизмы, синонимы, антонимы, омонимы,».
При изучении темы «Местоимение» (6 класс) можно использовать текст «Ай апсии» с целью обучения школьников правильной замене существительного местоимением.
Нахар лывман, хомсат ай апсии путы апсии сыялас. Палтамаман, ай апсии ванна олман юх элты хоӈхас. Путы апсии алӈась иси ай апсии эвалт палтамас, сялта ай апсии юпина хоӈхас. Хунты ай апсии юх тай катсаллы, апсии ай апсиел ил кораптаслы. Нахман, ай апсии нёхамтас. Путы апсии ай апсиел элты ехатты веритас па ликмалты. Ай апсиел номасл, хата кепа пурась апсии ханемас.
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
В 9 классе, например, пишем творческий диктант на вставку слов по картине жителя Приуральского района, уникального художника Н.Лаптандер «Мой край». После рассмотрения картины, после анализа содержания, авторского замысла я читаю предложения, ребята ставят вопросы к словам, подыскивают прилагательные. Вот пример:
Н.А.Латандер –сит муӈ мувув художник. Сэӈк ар картинаят (овас, хорам) тахаят хансас. Муӈ мувув пущщи картина «Овас калаӈ» хансас. (Патам, тал) хатл. Лыл сув (патам, васты, сытам). Тормал палаӈ лы, васты аляпна ол. Картинайна най ант ныла, (нави-вурты, наяӈ), (вась,нави) сумат юхат хося, (кул, пелаӈ) наӈк юхат хося най ныла. Кутапна (вул,аӈтаӈ, хорам) калаӈ (лэпат, нави) лась хырман, (лэпат,вуртаӈ) нята касл. (Хорам, кул, аӈатлал) аӈатлал. Щи (вул) аӈатлал эвалт рахал мастаты, щи (ёраӈ, вул) калаӈ –щит хора. Муӈ (тосаӈ, каркам) художникув кутапна нэман щи (хорам, вул,аӈтаӈ) калаӈ хассаллы. Муӈ (маяӈ) нэӈхэт ат осьсат, мала хорпи (хорам, вул,ёраӈ) калаӈат тайлув. Овас мувна (ёраӈ,аӈтаӈ) калаӈат –мет мастытат.
Хувансак (кул, путы, юхаӈ) ор ныла.
Щи (хорам, ям) картина аса нэӈхэтна омщалала. Лув (ям, омась, волаӈ) номас тял.
Результат. Игровые технологии являются любимой формой работы учащихся на уроке. В процессе игровой деятельности мои ученики имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках, тем самым объясняя свою точку зрения и отстаивать её. (Примеры использования игровых технологий на уроке в приложении 1)
Проектная деятельность- одна из форм развития творческих способностей.
Она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.
Цель проектной деятельности на уроках хантыйского языка и литературы: - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
В современной методической литературе существует несколько видов проектов. В своей педагогической практике я использую такие виды проектов: информационный, который направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, описание части речи по хантыйскому языку биографические данные того или иного писателя или поэта, создание сборника или книжки-малышки.
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки про части речи по хантыйскому языку
В программе по хантыйскому языку с 1-9 классы созданы условия для организации проектной деятельности. Например, (4 класс,с.46) Проект «Ханты куртат»,(6 класс,с.23 ««Йиӈк нэмaт» («Речной бассейн»), (7 класс, с.73) проект «Муӈ ощты нэӈхылув», (8 класс, с.84 проект ««Лўӈ кутaп хaтл».
Результативность. Переходя от этапа к этапу, школьник учится работать с
первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формулировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста. (Примеры использования проектной деятельности в приложении 2)
Театральная деятельность. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение.
Для сохранения хантыйского языка и культуры народа для будущих поколений в МОУ Школа на протяжении многих лет веду кукольный кружок «Акание». Занятия построены на разнообразном речевом материале, который вызывает интерес к изучению как хантыйского языка, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребёнка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, повышают общую культуру ребят. В театральном кружке дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
Использованные формы приобщения детей к творчеству в итоге привели к небывалому всплеску творческой активности школьников.
В 2018-2019 учебном году «Акание» выступил с 7 постановками. В сентябре 2018 года выступили на муниципальном конкурсе «Этнофестиваль» с постановкой хантыйской легенды Р.Ругина «Малайи хотӈат навет» Автором является Вэненго Атрем, ученик 4 класса. В октябре выступили на школьной и муниципальной, региональной олимпиаде по родным языкам с постановкой сказок и легенд на хантыйском языке. «Хой там омы?», «Савар па охсар», «Малайи кущты вай ай», «Куккук», «Ворӈа».
Наиболее талантливые ребята-актёры выступают в творческих конкурсах, как в своей школе, так и на муниципальномм, региональном и всерооссийском уровнях. Неоднократно становились победителями и призёрами школьного конкурса «Лапцуевские чтения» Пандо Свветлана, Климова Виталина, Салиндер Богдан, Лаптандерр Всеволод В., Аджатаева Эмилия, Вэненго Артем, Тайшина Виктория, Кондыгина Марина, Выйчина Анна, Выйчинаа Мария.
В 2018учебном году победителями Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Литературная Россия» стали Аджатаева Эмилия и Лаптандер Всеволод В.
Многие дети очень красиво рисуют. Их успехи неоднократно были отмечены на конкурсах различного уровня. В муниципальном конкурсе «На Ямале мы живем» 1 место –Климов Кирилл, Салиндер Богдан.
Важнейшей задачей образования и современного учителя становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности. Ведь смо желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. В 2018 году III научно-практической конференции «Аксарковские чтения» мои ученики приняли участие и стали лауреатами (Пандо Светлана) и призерами (Аджатаева Эмилия).
В процессе работ над темами, учащимся удалось собрать и обработать значительный по содержанию материал из литературного наследия Ивана Истомина и показать уникальные особенности его сказочных персонажей.
На этом этапе возникло желание показать свои работы профессионалам, узнать их мнение. Приведу пример творческой встречи с Заслуженным работником культуры ЯНАО, главным редактором окружной газеты «Лух Авт», мастером фольклорного жанра, члена Союза писателей России Геннадием Павловичем Кельчиным. На занятии он не только читал свои произведения, но и дети подготовили для него своё выступление. Стихи ребят ему так понравились, что он посоветовал напечатать их в окружной газете «Лух Авт». (Приложение 3)
Результат. Использование приёмов театральной педагогики:
* Создает предпосылки для многостороннего развития личности ребенка.
* Развивает внимание, мышление, память, самостоятельность.
* Расширяет знания детей.
* Оттачивает их речь.
* Прививает любовь к литературе.
* Повышает общую культуру ребят.
*Порождает атмосферу ликующего творчества.
Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
Вывод. На основе анализа и обобщения моего личного опыта по развитию
творческих способностей школьников можно сделать выводы:
1. Продолжить работу над системой по воспитанию активной творческой
личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как ученика, так и учителя.
Используя подобные методы, я стараюсь, чтобы мои дети достигли определённых результатов:
1. Могли свободно и грамотно пользоваться родным словом при написании творческих работ.
2. Достигли положительной динамики в показателе грамотности и качестве знаний по хантыйскому языку.
3. Могли найти креативные подходы к решению проблем.
Заключение.
Мой личный опыт по развитию творческих способностей на уроках хантыйского языка и литературы убедительно доказывает его эффективность применения в практической деятельности. В настоящее время результаты изучения родного (ханты) языка и родной (ханты) литературы изменились.
Дети стали с большим интересом относиться к изучению родного хантыйского языка в последние годы, что радует не только меня, но и их родителей - носителей уникального хантыйского языка.
Разумеется, одной из причин повышения эффективности работы является: использование различных педагогических технологий на уроках хантыйского языка и литературы. Считаю, что именно эти технологии позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Приложение 1.
Там букваят эвалт ясӈат хансыла (Напиши слова, которые начинаются с указанных букв).
В_____________ ______________________ ______________________
К_____________ ______________________ ______________________
Л_____________ ______________________ ______________________
Н_____________ ______________________ ______________________
С_____________ ______________________ ______________________
Малтас ясаӈ ощаты ( Лишнее слово)
1.Амп, ол, кураӈ вай, калаӈ.
2.Наварл, эви, нёхамл, манл.
3.Няхал, саккараӈ, яс пат сэӈкал,янл.
4.Янл, пунаӈ, нави,нях хорпи.
5.Лар, халап, щариял,пон.
Ответы: ол,эви,саккараӈ,янл,щариял.
Букваят яха актыла, ваят ясӈат этлат..
(Собери буквы, получишь названия животных)
Вроӈа, лва, авсар, лакаӈ, ащипи, расох, ёнсах, молахл, алкӈи.
Ответы: ворӈа,лав, калаӈ,апщии,охсар, нёхас, лалмах,лаӈки.Молтас ясан оща (Найди лишнее слово)
1.Най-хасмаллалы, волиял, питл, хотлал.
2.Ёс-лаял, туллы, нёхамтал, манл.
3.Ват-палал, сытаман ол, ариял.
4.Щёс-хоял, лайлат, манлат.
5.Ерт-манл, сэӈканл, нёхамл.
6.Ёхан-нёхамтал, сосл, щатл.
Ответы: питл,лаял,сытаман ол,хоял,нёхвамл,сосл.
«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо. Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
А)Ма Роман Прокопьевич Ругин эвалт ощлам, лув…
Б) Муӈ ханты поэтув Микуль Шульгин ай тэлна…
В) Манэм сэӈк ям ос, хунты мастасэм Еремей Айпин….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.
Ясӈат кансыла! (Найди слова)
о в у к а л а ӈ к
л у к о с а я м и
х а п т а н а т н
с у с э в е т а с
к а м к а с н ё а
о м а р к и м а л
ё р а т у с о л ы
п о х а р э х о л
я с а ӈ к и щ н и
Кроссворд «Яснгат оща» («Угадай слова»)
Клеточкайна букваят пана, яснгат ат этлат.
К
К
К
Большой интерес детей проявляется к упражнениям на развитие логического мышления. Например, подбери родовое понятие к следующим словам:
а) Паннинг- ? Хол - ? Палты лыпат - ? тутанг хап - ? Ворнга - ? Р.П.Ругин-
б) Парта пелак яснгат оща: (Подбери противоположные понятия:)
вул - ? верты хастыт – сара -? хатл –?
алан –? хув –? энамты –? нави- ?
Приложение 2.
Урок хантыйского языка
Тема: Отат. Предметат. Существительной нэм.
Класс:-2
Учитель: Пандо Ольга Николаевна, учитель высшей квалификационной категории, МОУ Школа с.Аксарка
Цель: дать первоначальное представление об именах существительных (общее значение, вопросы).
1.Оргмомент.
2.Самоопределение к деятельности.
-Тамхатл, хунты ма асколайна йсам, мощатсэм ай…., ощлаты мола?
-Мунг мувувна ол, лув мунгев соматталы. Лапатлаллы, тотьиллы. Мостаслал щит мола?
-Калангие мунгев вахлаллы тащ тахайна яхты. Хой лытл,яслан нох алмалан. Щи тащ таха нэмал «Хой?» па «Мала?»
-Хой ощл малайи щиты нэматса «Хой?» па «Мала?»
-Там урокна мала онтаты питлув? (Яснгат-мала? па хой?)
-Щи тащна малайна яхта рахал? (Каланга )
-Калангал хойна вастаты питла? (Каланг нэнгхы)
-Хоты инщаслэв-мала вопрос понлэв?
Каланг-мала? Каланг нэнгхы-хой?
-Масайлув акатлаллув. Щи яснгат лунгталан па арталан кат тахайна.
Охал, нымал, паскан, амп, ныр, амы, ащи, эви, няврем
-Мала яснгат и охална панлалан?
-Малайи? Мала вопрос понлув?
-Кимет охална?
-Малайи? Мала вопрос понлув?
-Хой ощл там яснгат тамащ вопрос тайтытат «Хой?» па «Мала? Хоты альщилаят?
-Ханты ясангна па рущ ясангна щимащ яснгат альщилаят-Существительной нэм.
-Там урокна мала онтаты питлув?(Существительной нэм)
-Мала мосталув?
-Масайлув лэщатсалув, каланглув кирсув. Мансув. Вантаты мала хорпи нэпекна ёхтаптасаюв.
-Мала вопрос там яснгат хоща панлув?
-Щи яснгат мала нэм тайлат? (Существительной нэм)
3. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.(с.38)
Упр. 49.
-Лунгталан. Мала верты масл?
- Ванлэв, хой ямас верасаллы.
(Оценивание с помощью сигнальных карточек)
4. Физминутка.
-Ма нынан яснгат лаваллам. Ямас холантаты. Вопросанг тайты ясанг «Хой»-яспат сэнгкаты, вопрос «Мола?»-ил амаслаты.
-Нангк, ерт, ёхан, амп, няврем, амы, яем, апщем.
5.Первичное закрепление. Работа по учебнику.
-Еманг вай, най, акань, ручка, карандаш, лыптат.
-Елащ манлув. Хасмев эвалт щиты ватассы йис па, масайлув локки антат паллаят масл яха акатты.
-Там яснгат яха акталан, предложенийи ат йил.
Ащем напатты манас.
-Там предложенийна хой эвалт? (Ащи)
6. Работа в группе.
-Щи ёхатта питсув. Итта нын группайна ропитта питлаты, там хор ямас ванталан, па нэпекна хансалан, мала яснгат хата рахты питлат.
с.39. Упр.5.
-Малайи щи яснгат вуслан.
-Хоты инщаслув щи яснгат?
-Мала щи яснгат нэм тайлат?
-Щи яснгат нэматлаят-Существительной нэм) .
7. Рефлексия.
-Мунг урокув етсаты питас. Мала темаюв ос?
-Там урокна мала мастасув?
8. «Чум успеха» - самооценка деятельности (на доске прикреплён постер чума)
- Тамхатл ар ропата версув. Доскайна вантаты, ор хат ол. Хой мостаслы-вуяты-вурты стикер вуяты, хой еса ан мостас ки- восты, хой ан мостас-нави вурты.
V. Домашнее задание
По выбору учащихся:
1. Сочинить сказку об имени существительном (красный конверт).
2. Задание по карточке (желтый конверт).
3. Упражнение в учебнике (зеленый конверт).
Приложение 4
Ма омыем
Омем пилна оллув мунг.
Лув пилелна мунгев ям.
Йинта маса хасл лув,
Омев элты нятлув мунг
Литыт каварлув мунг яха.
Омем,омем, омем ма!
Пиланг нэнгхет осув мунг
Сэнк ма омщалалем омем
Омыем кинща ям нэнгхуй антам,
Щи ям олта хунты
Нанг хощненна омыен ол.
Тоболько Ольга, ученица 8 класса
Литература
1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М: Педагогический поиск, 1999.
2. Возелова Л.Г., Рачинская М.А., Миляхва Ю.Г. Хантыйский язык (шурышкарский диалект) 7 класс. С-П. Просвещение.2018 г.80с.
3. Винокурова Н.А.Развитие творческого потенциала. Завуч.2006, № 4 с.9-13
4. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001.
6. Выготский Л.С. М.Просвещение.1991-93 с.
7. Матюшечкина А.М. Развитие творческой активности школьников - М., 1991, 160с
8. Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие. Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572.
11. Шамардин В.Н., Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.
|