Сегодня: 05.07.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие ученика как личности через соединение задач обучения и воспитания на уроках физики

12.06.2020, 19:57
ДЗАУРОВА АМИНАТ ВИСАНГИРЕЕВНА
учитель физики, ГБОУ "СОШ - ДС № 1 с. п. Кантышево" Республики Ингушетия
РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА КАК ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ СОЕДИНЕНИЕ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
учитель физики ГБОУ «СОШ – ДС № 1
с. п. Кантышево» Республики Ингушетия
Дзаурова Аминат Висангиреевна,
учитель высшей категории,
Заслуженный учитель Республики Ингушетия,
Почётный работник общего образования РФ
Ещё в позапрошлом веке К. Д. Ушинский сказал, что школе никогда не сломать жизни, но жизнь легко опрокидывает любую школу.
Наши ученики живут сегодня в таком мире, где непрерывно идут столкновения мнений, борьба групп и группировок, проявляются противоречивые тенденции, сталкиваются разные интересы. Они, конечно, ощущают эту неспокойную атмосферу, но обычно не могут самостоятельно , без помощи взрослых ориентироваться в ней, ведут себя бездумно и часто попадают под влияние случайных людей.
Именно поэтому я, учитель физики, своё педагогическое кредо формулирую так: «РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА КАК ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ СОЕДИНЕНИЕ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ».
Я уверена, что воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитать, не передавая знания, равно как и обратное.
Сегодня в обучении физике, да и в образовании в целом, много проблем. Это – слабая материально-техническая база или полное её отсутствие, прежде всего, снижение авторитета образования, особенно на селе, и приоритета высшего образования. Я имею ввиду не образование ради денег, а ради знаний, истины.
Дабы преодолеть эти проблемы, я решаю следующие задачи:
- усвоение основ физики, развитие прикладных умений;
- формирование научного мировоззрения;
- развитие творческих способностей каждого ученика;
- формирование умений мыслить;
- развитие интереса к физике.
Как реально возможно решить, и решаются мною эти задачи в процессе обучения и воспитания на уроках физики?
Так вот, важнейшим направлением своей деятельности я считаю работу над содержанием физического образования в школе, которая заключается в построении наиболее логичной структуры изучения различных разделов физики. Я строю изучение любого раздела физики таким образом, чтобы фундаментальные понятия и всеобщие законы использовались в качестве стержневой идеи для объяснения сути явлений.
Не отступая от государственной программы по физике, я корректирую её содержание и последовательность изучения тем, чтобы обеспечить согласованность с программами других предметов (математики, химии, биологии, информатики).
В «погоне» за стандартом я пытаюсь не допускать формального заучивания определений и бессмысленного запоминания формул, чтобы у учащихся не вырабатывалась такая негативная привычка, с которой потом приходится бороться.
Особое внимание уделяю языку изложения материала. Главный критерий – доступность изложения, ибо через речь, словесное описание явления происходит осмысление его сущности.
На уроках всё время работаю над развитием физической речи учащихся. С этой целью использую словесные логические цепочки, в которых выстроены кратко сформулированные утверждения, факты, выводы, формулы.
Немаловажное значение, я считаю, играет вопрос осуществления непрерывности образования при обучении физике.
Обычно систему непрерывного образования представляют в виде «дошкольное образование – школа - ВУЗ». Я же считаю, что эта схема была бы более полной, если бы в ней присутствовали ещё две ячейки: «семья» и «улица». Ибо они, считаю я, также «участвуют» в процессе обучения.
Что я понимаю под непрерывностью физического образования?
Физика для учащихся 7-8 классов является новым предметом, в процессе изучения которого вводится много терминов.
Учащимся сложно сориентироваться в потоке новой информации: определений, физических величин, их единиц измерений, математических выражений, состоящих из этих величин. Они порой путают обозначения физических величин, а ещё чаще их единицы измерения.
Чтобы облегчить задачу знакомства с физическими величинами и их единицами измерения, я создаю с учащимися физический словарь ( создание описано в статье в рубрике «Нам пишут» журнала «Физика в школе» № 3 за 2006 г ). Он рисуется на последней странице рабочей тетради, которая, как правило, рассчитана на работу в 7 и 8 классах.
Физический словарь содержит несколько подсказок: как обозначается величина, единица её измерения, скалярная или векторная величина.
Положительным моментом создания такого словаря является то, что он всё время «под рукой» ученика. Заполняется словарь постепенно (в течении 7 и 8 классов). На уроке изучается физическая величина, и дети сами спешат «поселить» её в словарь.
Трудности здесь возникают следующего характера: дети порой забывают внести величину в словарь. Избежать этого можно, если время от времени проводить «ревизию» накопленных величин – У кого в словаре больше величин? А какой величины нет у тебя? А как ты занёс данные такой-то величины?
Для решения сложной проблемы непрерывного образования на этапе «школа - ВУЗ» я делаю следующее:
- «приближаю» терминологию, используемую в преподавании в школе, к вузовской;
- приучаю школьников к формам обучения, которые применяются в ВУЗах (семинары, конференции, коллоквиумы и др.);
- ориентирую учащихся на вузовские требования к рефератам и докладам, к проектам;
- унифицирую требования к проведению практикумов в школах и ВУЗах (постановка задачи, способ её решения, анализ полученного результата).
Важным считаю осуществление межпредметной связи при преподавании физики (с математикой, литературой, биологией, химией, информатикой). Эта связь позволяет показать общность и единство законов природы и путей её познания, помогает ученикам увидеть явление со всех сторон.
Наиболее эффективным в этом направлении, считаю я, являются интегрированные и бинарные уроки.
Один из важнейших принципов моей работы – это организовать обучение физике, широко используя демонстрационный эксперимент. Пусть это не всегда современные опыты. Главное – это показать так, чтобы убедить ребёнка.
Демонстрационный эксперимент» работает» на любом этапе учебной деятельности.
Демонстрационный эксперимент должен быть осознанным опытом, а не фокусом. Необходимо, чтобы он был наглядным, чётким, относительно несложным и сопровождался точным исчерпывающим объяснением.
Главное в эксперименте – поиск научной истины, т. е. верного с точки зрения физики решения рассматриваемой проблемы.
Большое значение уделяю домашнему заданию для учащихся.
Чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать интерес к ней, практикую различные творческие задания: составление физических задач, проведение наблюдений и опытов и пр.
Интерес у учащихся вызывает взаимный опрос. При этом искусство постановки вопроса оценивается также, как и умение правильно отвечать на него.
Какую бы форму проверки домашнего задания я не использовала, я никогда не обращаюсь к классу с вопросом «Кто готов к уроку?», ибо сам вопрос подразумевает, что к уроку можно быть и не готовым. Я говорю детям: «Кто желает выступить по такому-то вопросу?», «Вопрос такой-то осветит такой-то» и в этом роде.
Такое отношение располагает учащихся не только ко мне, н и к предмету. После такого официального и красивого обращения ребёнку сложно сказать традиционное «не готов». Но даже если «роковое» «не готов» и звучит, я не отчаиваюсь и не спешу ставить оценку «2». Поднимаю ребёнка позже и не раз. Но никогда не позволяю себе, раз посадив ребёнка, забыть о нём до конца урока.
Очень живо у меня проходят «уроки открытых мыслей» (термин Шаталова). Один из таких уроков я регулярно посвящаю Дню космонавтики. После рассмотрения основных вопросов мероприятия, предлагаю учащимся дискуссию по вопросам: А как бы повёл себя Ю. А. Гагарин, живи он сегодня? Ударился бы в политику? Ушёл бы в бизнес? … Сколько учеников в классе, столько и мнений. Такой ход дискуссии формирует культуру диалога.
На уроках физики сегодня не обходится без электронных образовательных ресурсов. Таких, как: «Открытая физика», «Живая физика» и др.
Альберт Эйнштейн говорил: «Где только возможно, изучение должно стать переживанием».
Я всегда ставлю пред детьми перспективу: ближнюю и дальнюю.
На уроках я часто рассказываю детям об учёных прошлых лет и современности. Творцы физической науки оставили не только открытия и законы, но и богатейший юмористический материал: шутки, розыгрыши, смешные истории.
Учащимся, которые видят физику строгой, официальной, состоящей из формул, законов, выводов, рассуждений, это очень импонирует. Умело использованный юмор способствует лучшему контакту с классом.
Опыт многих лет работы в школе подвёл меня к выводу, что наиболее эффективным в обучении физике в 10-11 классах является переход к блочно-модульной системе изучения физики. Выбор аргументирован тем, что на изучение физики в общеобразовательных школах (базовый класс) отводится только по 2 часа в 7-11 классах. Учащихся, выбирающих физику для сдачи ЕГЭ, бывает немало. К тому же, вследствие перегруженности, у детей снижен уровень подготовленности к восприятию нового материала. А блочно-модульная система основана на изложении учебного материала, необходимого для описания целого круга явлений, а не «дробление» его изучением отдельных параграфов учебника. Это позволяет выделить больше времени на решение заданий ЕГЭ.
В работе я постоянно вдохновляю учеников на поиск нового. В каком бы состоянии класс не пришёл ко мне (возбуждённый после урока физкультуры или утомлённый после контрольной), я пытаюсь установить с ними контакт, даю возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, мгновенно оценив ситуацию в классе и скорректировав как план урока, так и своё поведение. Другими словами, я режиссирую свой урок. Я «тку» его из эмоций, настроений, чувств и своих учеников.
Так или иначе, я пытаюсь на каждом уроке привить учащимся любовь к творчеству, интерес к знаниям и учёбе, воспитать желание дерзать и творить. Считаю важным, чтобы всем учащимся было интересно заниматься физикой на каждом уроке.
В заключение хочу сказать: я – учитель! Учу детей добывать знания, как и требует ФГОС. Делюсь с детьми своим мироощущением, пониманием человека, прививаю любовь к природе, труду.


Категория: Блоги | Добавил: aminat
Просмотров: 110 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.07.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог