Аннотация
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса для учащихся с ОВЗ – это принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ
Учащихся с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
- низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
- некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);
- речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием);
- интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая, запоминание механическое.
Дети с ЗПР характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
Учащиеся данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, с ОВЗ следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Цель программы - обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП НОО, преодоление психологических трудностей, мешающих восприятию и выработке познавательного интереса у учащихся с ОВЗ.
Задачи:
- Создать учащимся условия для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для развития познавательного интереса и своевременного психического развития;
- Обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;
- Организовать занятия по коррекции (исправление или послабление) негативных тенденций развития;
- Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной);
- Организовать профилактическую работу (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.
Содержание программы
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ЗПР.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.
Направления работы
Программа включает в себя направления , которые отражают её основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи;
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся;
Консультативнаяработа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Диагностическая работа
Предусматривает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Диагностической работа предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников.
№ п/п |
Диагностируемые
Параметры |
Диагностические методы Рекомендуемые методики
|
|
Социальная ситуация развития (проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье)
|
Социометрия
Проективная беседа «Мой круг общения»
Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля.
CMAS (модиф.А.М.Прихожан)
Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации», наблюдение по Стотту
Методика «Рисунок семьи»
«Кинестетический рисунок семьи»
Методика Д. Ореховой «Домики».
|
|
Ведущая деятельность (сформированность компонентов структуры учебной деятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов) |
Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности
Проективная проба «Рисунок школы»
Методика «Лесенка побуждений»
Методика «Составь расписание»
Методика «Конверты»
Методика Н.Г. Лускановой по мотивации |
|
Особенности познавательной деятельности
|
Прогрессивные матрицы Дж.Равена
Методика Выготского-Сахарова
Предметная классификация
Исключение предметов (4-ый лишний)
Кубики Кооса
Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)
Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени)
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). |
|
Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения внимания) |
Методика “Проставь значки”
Корректурная проба (тест Бурдона)
Методика В.М.Когана
Таблицы Шульте |
|
Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей). |
Методика “Долговременная память”
Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр.Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.)
Методика “Изучение логической памяти у младших школьников”
Пиктограммы |
|
Эмоционально-волевая сфера |
Цветовой тест Люшера
ЦТО Цветовой тест отношений
С.А.Т.-Н
Методика «СОМОР»
«Лесенка»
«Несуществующее животное»
«Дом. Дерево. Человек»
«Эмоциональные лица» и пр. |
Коррекционно-развивающая работа
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Что обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения, педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
Структура развивающих занятий
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков.
- Интелектуально – развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
- Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергитизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
- Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга.
- Графический диктант. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
- Пальчиковая гимнастика. Способствует развитиюпсихических функций, вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
- Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
.Коррекционно-развивающие занятия включают в себя следующие направления:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);
- развитие памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие личностной сферы.
- формирование учебной мотивации;
Консультативная работа
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
- ознакомление с психолого-педагогическими, физиологическими и возрастными особенностями обучающихся;
- психолого-педагогическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании;
- проведение лекций по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического развития.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
Ожидаемые результаты:
- Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, формирование умозаключений и т.д.) .
- Развитие произвольности внимания (концентрации, устойчивости, распределения, объем внимания и др.) и памяти.
- Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (темп деятельности, типа мыслительной деятельности, формирование адекватной саморефлексии и др.)
Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностями и на других занятиях.К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно- моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.
Описание места программы в учебном плане
Программа психологического сопровождения рассчитана на проведение занятий с детьми 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья . Объем программы составляет 85 часов в 1- 3 классе (по 2,5 часа в неделю), 34 часа 4 классах (по 1 часу в неделю).Программа может быть использована как целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны обучающемуся.
Формы работы. Основной формой являются групповые занятия с учащимися, которые являются основополагающими для проведения индивидуальной работы психолога.
Тематическое планирование
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР. Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР.
Полная информация во вложении.
|