Сегодня: 22.02.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие высших психических функций обучающихся с ЗПР в условиях начального общего образования

СКАЧАТЬ (56.1 Kb) 12.07.2023, 13:32
Козлова Юлия Валерьевна
педагог-психолог, МБОУ СШ №42 г.Ульяновск
Аннотация
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса для учащихся с ОВЗ – это принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ
Учащихся с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
- низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
- некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);
- речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием);
- интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая, запоминание механическое.
 Дети с ЗПР характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
Учащиеся данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, с ОВЗ следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

Цель программы - обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП НОО, преодоление психологических трудностей, мешающих восприятию и выработке познавательного интереса у учащихся с ОВЗ.

Задачи:
  1. Создать учащимся условия для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для развития познавательного интереса и своевременного психического развития;
  2. Обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;
  3. Организовать занятия по коррекции (исправление или послабление) негативных тенденций развития;
  4. Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной);
  5. Организовать профилактическую работу (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.


Содержание программы 
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ЗПР. 


Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.

Направления работы
Программа включает в себя направления , которые  отражают её основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи;

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся;

Консультативнаяработа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Диагностическая работа 
Предусматривает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
 Диагностической работа предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников.
№ п/п Диагностируемые
Параметры
Диагностические методы Рекомендуемые методики
 
  Социальная ситуация развития (проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье)
 
Социометрия
Проективная беседа «Мой круг общения»
Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля.
CMAS (модиф.А.М.Прихожан)
Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации», наблюдение по Стотту
Методика «Рисунок семьи»
«Кинестетический рисунок семьи»
Методика Д. Ореховой «Домики».

 
  Ведущая деятельность (сформированность компонентов структуры учебной деятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов) Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности
Проективная проба «Рисунок школы»
Методика «Лесенка побуждений»
Методика «Составь расписание»
Методика «Конверты»
Методика Н.Г. Лускановой по мотивации
  Особенности познавательной деятельности
 
Прогрессивные матрицы Дж.Равена
Методика Выготского-Сахарова
Предметная классификация
Исключение предметов (4-ый  лишний)
Кубики Кооса
Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)
Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени)
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС).
  Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения  внимания) Методика “Проставь значки”
Корректурная проба (тест Бурдона)
Методика В.М.Когана
Таблицы Шульте
  Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей). Методика “Долговременная память”
Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр.Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.)
Методика “Изучение логической памяти у младших школьников”
Пиктограммы
  Эмоционально-волевая сфера Цветовой тест Люшера
ЦТО Цветовой тест отношений
С.А.Т.-Н
Методика «СОМОР»
«Лесенка»
«Несуществующее животное»
«Дом. Дерево. Человек»
«Эмоциональные лица» и пр.

Коррекционно-развивающая работа
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Что обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения, педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
  • создание условий для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

Структура развивающих занятий
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков.
- Интелектуально – развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
- Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергитизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
- Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга.

- Графический диктант. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
- Пальчиковая гимнастика. Способствует развитиюпсихических функций, вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
- Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

.Коррекционно-развивающие занятия включают в себя следующие направления:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);
- развитие памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие личностной сферы.
- формирование учебной мотивации;

Консультативная работа
Цельповышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
- ознакомление с психолого-педагогическими,  физиологическими и возрастными особенностями обучающихся;
- психолого-педагогическая  помощь в решении трудностей в обучении и воспитании;
- проведение лекций по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического развития.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).

Ожидаемые результаты:
- Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, формирование умозаключений и т.д.) .
- Развитие произвольности внимания (концентрации, устойчивости, распределения, объем внимания и др.) и памяти.
- Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (темп деятельности, типа мыслительной деятельности, формирование адекватной саморефлексии и др.)
Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностями и на других занятиях.К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно- моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

Описание места программы в учебном плане
Программа психологического сопровождения рассчитана на проведение занятий с детьми 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья . Объем программы составляет 85 часов в 1- 3 классе (по 2,5 часа в неделю),  34 часа 4 классах (по 1 часу в неделю).Программа может быть использована как целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны обучающемуся.

Формы работы.  Основной формой являются групповые занятия с учащимися, которые являются основополагающими для проведения индивидуальной работы психолога. 

Тематическое планирование
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР. Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР.

 
Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: slavajlya
Просмотров: 107 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
VI Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
VII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
XX Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XV Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.02.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог