Сегодня: 31.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Реализация технологии Ю.Ф.Змановского "Здоровый дошкольник" с учётом этнокультурной ситуации развития детей

СКАЧАТЬ (38.0 Kb) 06.06.2022, 10:41
Ковалева Елена Евгеньевна
заведующий, МБДОУ ЦРР-детский сад №179 "Алиса"
Авторы:
Ковалева Елена Евгеньевна,
заведующий
Кошелева Татьяна Юрьевна
заместитель заведующего
по учебно-воспитательной работе
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
Центра развития ребёнка
– детского сада № 179 «Алиса»
города Ульяновска.
432049, город Ульяновск, ул. Артёма, 15
Тел./факс (8422) 40-87-36
Электронный адрес: detskiysad179@mail.ru

В ФГОС ДО одной из первостепенных задач является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выдающийся возрастной физиолог и психофизиолог, учёный, педиатр, педагог Ю.Ф.Змановский определял здорового дошкольника как «жизнерадостного, активного, любознательного, устойчивого к неблагоприятным внешним факторам, с высоким уровнем выносливости». Для укрепления физического и психического здоровья ребёнка в детском саду № 179 «Алиса» города Ульяновска выстроена система работы, основанная на взаимодействии педагогов, детей и родителей. За основу своей системы мы взяли идеи профессора Ю.Ф.Змановского, но включили региональный компонент: использование народных традиций сохранения здоровья и физического воспитания. В Поволжье, в городе Ульяновске живут люди многих национальностей: русские, мордва, марийцы, удмурты, чуваши, татары. Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины. Поэтому недооценивать это нельзя. Кроме этого, наш детский сад имеет многонациональный состав – 62% русские, 25% - татары, 7% - чуваши, 3% - мордва, 3% - другие. В коллективе педагогов тоже работают представители разных национальностей.

1. Свою работу по сохранению и укреплению здоровья детей мы начинаем с определения исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей. Это комплекс антропометрических измерений, тесты по характеристике двигательной подготовленности, психолого-педагогические диагностики и т.д. Такие исследования проходят два раза в год.

2. Для обеспечения рациональной организации двигательной активности
детей мы используем разнообразные формы работы, в том числе обращаемся к народным подвижным играм, которые обеспечивают комплексное взаимодействие на развитие личности ребёнка и его здоровье. Радость движения детей в народных играх сочетается с духовно-нравственным обогащением детей.

Первые участники игр малышей – родители. Народные игры в практике семейного воспитания просты и доступны в организации. В них можно играть во время прогулки, на пикнике, во время путешествия. Мы знакомим родителей с народными играми на заседаниях родительских клубов «Домашний очаг» и «Будь здоров!», организуем мастер-классы, проводим консультации «Народные игры в семье», «Играем с пользой для здоровья».

Параллельно организуем работу в детском саду. Народные игры включаются в образовательную деятельность по физическому развитию, проводятся на физминутках, на физкультурных досугах и праздниках, на прогулке. Часто игры сопровождаются песенными припевками, музыкальным сопровождением. Приглашение к игре происходит благодаря «зазывалкам». Игровые роли распределяются с помощью жеребьёвок, считалок, потешек. Они несут своё эстетическое значение и составляют игровой фольклор.

Большое значение отводим календарным играм. Они являются неотъемлемой частью календарных праздников. На «Рождественский сочельник» дети играют в «Масло», «С города долой!», на Масленицу - в «Горелки», «Горшки», «Пирог», на Пасху - в «Солнышко-вёдрышко», «Берёзу», на Троицу - в «Венок», «Водяного» и др.

Иногда вместо игр малой подвижности мы организуем игры-хороводы. Они тоже решают оздоровительные задачи: развивают речевое дыхание, учат согласовывать движение с речью, развивают мелкую моторику, формируют положительный эмоциональный настрой, привнося при этом в жизнь детей самобытный колорит русского пения. Особо полюбились детям хороводы «Хоровод водили», «Со вьюном я хожу», «Ходила младёшенька», «Берёзонька», «На горе-то калина».

Перед знакомством с новой народной игрой, мы рассказываем детям о жизни и традициях того народа, в чью игру детям предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываем фольклором.

В таких играх мы даём детям возможность отличиться, показать своё творчество и фантазию, а также можно показать свою силу, быстроту и ловкость – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью. Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры, зимние игры-забавы. Скок-перескок (Кучтем-куч), Займи место (Буш урын), Ловишки (Тотышуены), Тимербай, Мяч по кругу (Теенчекуены).

Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» ( Баба-яга), «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные) «Минлебай», « Курсэт эле, ускэнем»; подвижные игры «Унике таяклы» (Двеннадцать палочек), «Эбэк», «Качышлы»(Догонялки) и другие.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Такие игры как: «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Пчёлки и ласточка» и другие. Также русский народный праздник «Масленица», который нравится и детям, и взрослым. На празднике проводятся эстафеты, хороводные пляски и песни.

Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями. Такие игры как, «Котёл», «Раю-раю», «Круговой», «Салки» и другие.

В чувашских играх ярко отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Стрельба из лука», «Хищник в море», «Луна или солнце», «Рыбки». В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации. В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Тексты игр чаще всего мы используем в переводе на русский язык.

Все игры очень разнообразны и имеют отличительные особенности, но все они решают единые задачи: развитие ловкости, быстроты, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, формирование дружеских взаимоотношений.

Большое внимание уделяем культурно-досуговой деятельности, проводимой совместно с детьми, педагогами и родителями. Устраиваем творческие посиделки, ярмарки народных игр, дни семейного общения, где игры народов Поволжья являются ярким моментом таких вечеров.

3. Система эффективного закаливания в ДОО реализовывается таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции, плохо функционирующей в периодах раннего и дошкольного детства.

Система эффективного закаливания детей реализуется в соответствии с нормами САНПИН. Не все технологии закаливания, разработанные Ю.Ф.Змановским, представляется возможным реализовать в условиях ДОО. Но эта проблема решается за счет просвещения родителей воспитанников на родительских клубах. В ДОО функционирует родительский клуб «Будь здоров!», где родителям мы рассказываем о различных методиках закаливания и укрепления защитных функций организма ребёнка с целью оздоровления и закаливания детей в домашних условиях.

Мы же в свою очередь осуществляем закаливание детей за счёт правильной слойности одежды детей во время прогулки, соблюдения температурного режима и графика проветривания, циклических упражнений на открытом воздухе, а также хождения босиком по «дорожкам здоровья», имеющим массажный и оздоровительный эффект.

4. В ДОО хорошо налажена работа психологической службы.
Педагогом-психологом и воспитателями ДОО используется комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

Мы считаем, что эмоциональное благополучие ребёнка - это основа здоровья. Всю жизнь детского сада стараемся насыщать яркими моментами и событиями, организуя праздники, развлечения и досуги.

Педагог-психолог диагностирует индивидуальные особенности личности воспитанников, включая психоэмоциональное состояние. После выявления воспитанников с высокой тревожностью, психоэмоциональными нарушениями проводится коррекционно-развивающая работа.

Одной из задач работы педагога-психолога является задача подготовки детей к интеркультурной коммуникации, развитие этнокультурной компетентности, терпимости и такта. Используя программы «Радуга успеха» и «Планета друзей», педагог-психолог воспитывает и развивает у детей такие качества личности, как эмпатия, толерантность, любознательность к традициям, культуре другого народа, что создает предпосылки для становления нравственной и успешной личности.

Для развития толерантных и дружеских взаимоотношений, в своей работе педагог-психолог использует такие игры, как «Крепкая цепочка», «Сделаем по кругу подарок друг другу», «Доброе слово» и другие.

Заботясь об эмоциональном и нравственном здоровье детей воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание во все виды детской деятельности.

• организуют сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», в ходе которых у детей формируется заботливое отношение к людям и животным, чувство сострадания, взаимопомощи, ведь врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.

• проводят дидактические игры: «Передай хорошее настроение», где формируется доброжелательное отношение к близким людям, «Волшебные очки», игра помогает ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера, «Цветик – семицветик» - игра побуждает детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого, поощряет желание заботиться о других.

В беседах, рассуждениях воспитатели обогащают словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, послушание, стыд, совесть, трудолюбие, честь); побуждают детей к размышлению на проблемно-нравственные темы; сочиняют с детьми сказки, рассказы с нравственным содержанием;

Вместе с детьми, педагоги изготавливают подарки для родных и именинников, поделки к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений, чтобы проявить внимание и порадовать своих близких.

В музыкально-театрализованной деятельности особое внимание уделяют слушанию классических произведений, народной музыки. К праздникам разучивают песни, стихи, разыгрывают сценки на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим). Традиционно в детском саду проводятся народные праздники (Рождество, Пасха, Троица, Сабантуй, Акатуй, Çăварни (масленица), Праздник русской Берёзки, День семьи, любви и верности).

В ходе образовательной деятельности по физическому развитию, педагоги делают акцент на развитии не только физических, но и нравственных качеств, формируют у детей дружеские взаимоотношения посредством подвижных игр.

5. Немаловажная роль отводится обеспечению рационального питания детей.
В нашем детском саду организация питания осуществляется с применением механизма муниципально-частного партнерства. Примерное 10-дневное меню составляется высококвалифицированными специалистами-технологами с учётом национальных, территориальных особенностей питания, сезонности и состояния здоровья детей.

Педагоги формируют у детей представления о здоровом питании на занятиях, при проведении режимных моментов, в игровой деятельности. Особое внимание уделяется эстетике организации питания и осуществляется индивидуальный подход к детям во время приёма пищи.

На заседаниях родительского клуба «Будь здоров!» педагоги ДОУ и медработник пропагандируют основы здорового питания для сохранения здоровья семьи, родители делятся между собой рецептами здоровых национальных блюд. Очень часто проходят такие клубы с дегустацией блюд, что создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.

6. Работа с детьми по сохранению и укреплению здоровья начинается, в первую очередь, с обеспечения здорового ритма жизни и создания условий. Важное значение имеют гигиенические процедуры, чистота помещений, проветривание, правильная организация прогулки и её длительности, полноценное питание, физические упражнения.

Также эффективность физкультурно-оздоровительной работа возможна только при условии добросовестного исполнении своих обязанностей персоналом ДОО, а также в постоянном взаимодействии с родителями.

В нашем детском саду организуются методические мероприятия, направленные на повышение педагогической культуры и культуры здоровья, такие как: семинары-практикумы, педагогические советы, посвящённые теме оздоровления детей, педагог-психолог проводит тренинги с воспитателями на сплочение коллектива, на профилактику стрессовых состояний и др.

В нашем ДОУ работают 2 педагогических клуба, их работу можно отнести к одной из форм обучения педагогов:
• Клуб «Молодой педагог» предназначен для обучения молодых специалистов и педагогов, которые недавно пришли в дошкольное учреждение.
• Клуб «Изюминки» объединяет педагогов, которые имеют разносторонние интересы и делятся своими творческими находками с коллегами.

В детском саду разработана программа «Укрепление здоровья работников», в которой прописаны мероприятия по сохранению физического и психического здоровья сотрудников. В детском саду имеется паспорт «Здоровое предприятие», в котором дана оценка состояния здоровья сотрудников, раннее выявление начальных признаков профессиональных заболеваний, прописаны профилактические мероприятия и мероприятия для оздоровления сотрудников, такие как вакцинация и ведение здорового образа жизни.

Заключение
Результатом такой системной работы является показатель низкой заболеваемости среди воспитанников нашего учреждения. За последние два года уменьшилось количество инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, скарлатина, кишечные инфекции, не зафиксировано ни одного случая гриппа. Индекс здоровья за 2020 год - 20%, за 2021 год – 26,2%

Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни сегодня не представляется возможным без использования накопленных столетиями и проверенных многими поколениями народных традиций, обычаев и способов физического воспитания.

Таким образом, детский сад, используя национальный компонент в физическом развитии детей дошкольного возраста, обогащает содержание двигательной деятельности детей, формирует устойчивые потребности в ней, что способствует укреплению здоровья, расширяет знания о национальных особенностях культуры народов Поволжья.


Категория: Блоги | Добавил: detskiysad179
Просмотров: 144 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 31.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог