Сегодня в современной педагогике все актуальнее становится технология «Говорящая среда».
«Говорящая среда» - это мотивирующая образовательная среда, через которую происходит обучение, развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Образовательное пространство в детском саду должно способствовать развитию как творческих способностей ребенка, так и его самостоятельности, оно должно обеспечивать всестороннее развитие дошкольников, в том числе и речевое.
Через «Говорящую среду» ребенок может выражать свои эмоции и чувства, делиться достижениями, идеями, показывать свои приобретенные знания и умения в творческой, экспериментальной, игровой, образовательной и других видах деятельности.
Речь - это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Именно поэтому так важно организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы ребенок был непосредственным участником данного процесса, чтобы у него была возможность проявить инициативу, самостоятельность, активность. Задача же педагога - обеспечить необходимые ресурсы для получения информации, организации и осуществления выбранного вида деятельности. Благодаря этому создается комфортная для ребенка атмосфера, в которой он проявляет познавательную и речевую активность, учится работать в коллективе, делясь идеями, предложениями, устанавливая правила. Все это оказывает очень благоприятное влияние на речевое развитие детей.
Для того, чтобы группа «говорила» с детьми, все центры должны быть оснащены карточками - схемами, карточками - подсказками, «ключевыми словами» по теме проекта или недели, мнемотаблицами, картинками - напоминалками, алгоритмами. Опираясь на подсказки дети сами с удовольствием изготавливают подобный материал, который в дальнейшем обязательно используется при работе в центрах активности. Такая правильно организованная педагогом предметно - развивающая среда способствует приобретению детьми собственного опыта.
В нашей с детьми совместной деятельности мы активно пользуемся технологией «Говорящая среда». Так называемая «рука ребенка» отражена в каждом уголке группы.
В приемной дети украшают шкафчики картинками, на которых своей рукой рисуют первую букву имени и пишут слова, содержащие данную букву. Сами пишут свои достижения; оформляют газеты или открытки с информацией для родителей, в том числе и меню на день; изготавливают правила группы и экран приветствия.
В группе обозначения всех центров активности, паутинка и паспорт к проекту, названия выставок выполнены детской рукой.
Созданные в центре творчества работы дети подписывают сами.
С интересом работают с подготовленными заранее мною «ключевыми словами» по теме проекта в центре грамоты, разбирая их на слоги, анализируя звуки.
В центре математики и дидактической игры изготавливают схемы, игры - ходилки, в которые затем с удовольствием играют.
В центрах конструирования и экспериментирования зарисовывают схемы выполненных конструкций или проведенного опыта соответственно.
Говорящая среда в ДОУ - это особая методика, которая направлена не только на всестороннее развитие детей, но и на то, чтобы сделать пребывание дошкольников в саду интересным и комфортным.
Использованная литература:
1. Ю.Илюхина/Говорящая среда/Воспитатель года/Интервью.Инновации детям.
2. Бережная Р.Х. «Говорящая среда» как технология организации образовательного пространства в ДОУ
3. Лазуренко Т.С. «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в развивающей предметно-пространственной среде ДОО.
|