Речевое развитие – это одна из важнейших образовательных областей ФОГОС и ФОП ДОУ. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Однако, полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, распознавание различных жанров детской литературы
Дошкольный возраст – это период активного освоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Речь – это процесс общения, который возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Речь является одним из показателей развития ребенка. Она реализует несколько его потребностей: коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и федеральная образовательная программа (ФОП ДО) определяет, что речевое развитие должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности наряду с другими структурными единицами: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.
Если одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду – развитие речи, обучение родному языку, то она состоит из ряда частных задач: формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалогической и монологической), формирование элементарного осознания явлений языка и речи, воспитание интереса и любви к художественному слову.
Остановимся кратко на характеристике каждой задачи, которые также называют направлениями речевого развития.
1. Развитие словаря. Развитие словаря дошкольников в детском саду предполагает работу над словом, как единицей языка, в частности над многозначностью слова. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи. Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает педагог. Он помогает детям дошкольного возраста овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
3. Формирование грамматического строя речи. Эта задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В учреждении дошкольного образования создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
4. Развитие связной речи. Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух ее форм: диалогической и монологической речи.
Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалогическая речь. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.
Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. В уровне развития связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детям предлагают вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук» позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука.
6. Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову. В процессе ознакомления детей с художественной литературой педагог формирует у детей дошкольного возраста такие элементарные умения, как слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети овладевают умением пересказывать небольшие художественные тексты, запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. У дошкольников обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, формируются эстетические и нравственные понятия.
Таким образом, своевременное и полноценное формирование речи ребенка – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи. Она отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка. Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Поэтому развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагогического коллектива, которое обеспечивает своевременное развитие ребенка.
|