Технологическая карта урока
Класс: 5
Тема урока Речевые ошибки: лексические повторы, тавтология, неграмотное употребление местоимений.
Тип урока: развитие речи.
Цели
- Формировать речевую компетентность, навык редактирования; учить различать речевые ошибки, грамотно их исправлять.
- Развивать аналитичность мышления;
- Культивировать бережное отношение к языку.
Планируемый результат
Предметные умения
избегание в речи неоправданных повторов; навыки редактирования текста
Формировать УУД:
Личностные УУД
- Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей
Регулятивные УУД
- Способность уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом
Коммуникативные УУД
- Создавать текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
- Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
- Владение устной и письменной речью.
Познавательные УУД
- Способность перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Основные понятия: речевые ошибки: лексические повторы, тавтология
Межпредметные связи: литература, культура речи
Ресурсы: раздаточный материал, медицинский халат
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Орг. момент |
Проверка готовности к уроку. Объявление темы, целей и задач урока, обеспечение мотивации. |
Готовность к уроку, к активной деятельности. |
Самоопределение (Л), смыслообразование (Л) |
Создание проблемной ситуации |
- Недавно я подслушала 2 разговора мальчиков и записала их. Какой из диалогов вам понравится больше?
- Какой же диалог кажется вам более интересным и достойным подражания?
Почему? (Беседа)
- Я утверждаю, что этот мальчик болен, но не обычной болезнью, а речевой, таких больных очень много и чаще всего они даже не подозревают о своих болезнях. Например, некоторые ученики у меня даже в 9 классе до такой степени запустили свои речевые болезни, что они уже превратились в хронические, постоянные и излечению просто не поддаются. А любую болезнь надо лечить вовремя, в зародыше губить. А вы, ребята, болеете речевыми болезнями? Какими? Мало знаем о речевых заболеваниях. (Учитель надевает медицинский халат)
- Поэтому сегодня мы проведём урок в Медицинской академии, чтобы...
Итак, наша цель - узнать, какие речевые болезни существуют и научиться лечить их. Как это сделать?
- Поставить точный диагноз (Это очень важно, ведь представьте, что вместо того, чтоб лечить больной зуб, вам ампутируют ухо!).
- Назначить правильное лечение.
(Запись даты и темы.)
|
Читают по ролям диалоги.
1. Я встретил одного приятеля. Давно не виделся с ним!
- Как живёшь? - спрашиваю.
- Нормально, - отвечает.
- А с учёбой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю - нормально.
- Странно ты говоришь...
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь - нормально?
- Нормально.
«Да-а, - грустно подумал я, простившись с приятелем. - Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»
2. Я встретил приятеля, которого давно не видел.
- Привет!
- Добрый день! Давно не виделись. Как поживаешь?
- Великолепно! Отличное здоровье, занимаюсь спортом, добросовестно учусь, радую родителей! А как твои дела?
- Моя жизнь в полосочку: вчера «5» получил, а сегодня понадеялся, что не спросят, и не выучил правило по русскому. В результате «2».
- Да, брат, сочувствую. У меня как-то раз такая же ситуация была. С тех пор понял, что вместо того, чтобы дрожать каждый раз «спросят - не спросят», а потом маму и папу волновать, лучше всегда добросовестно уроки делать.
-Да, я с тобой согласен: когда всё, что задали, знаешь, даже уважать себя начинаешь.
- Ты извини, у меня через 5 минут тренировка начинается, я не должен опаздывать. Очень хотел бы продолжить нашу беседу.
- Я тоже буду рад встретиться. Жду тебя в выходной в гости.
Непременно приду.
|
Логические действия (П),
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П),
извлечение необходимой информации (П),
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),
подведение под понятие (П)
подведение под понятие (П),
постановка и решение проблем (П),
самоопределение (Л)
|
Самостоя-тельная работа учащихся |
Я хотела читать вам сегодня лекцию о речевых болезнях, но вы умницы и вполне можете мне во всём помочь. У меня рассыпались лекции, в которых под цифрами записаны диагнозы, а под буквами - примеры болезней. Вам предстоит их соединить, найти соответствия и записать, например 1б, 2а, 3в на доске и в тетради.
1. Неоправданные повторы слов |
В) На Данко смотрело множество глаз, и Данко поднял над собой сердце. Данко пошёл впереди всех. |
2. Тавтология (повтор одного и того же слова |
А) Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих. |
3. Неграмотное употребление местоимений. |
Б) И барыня на собачку так разозлилась, что она её чуть-чуть не укусила.
Ейный слуга, он выгнал дворнягу. |
Сейчас группы по очереди объяснят, почему они так решили, а 4-я группа будет исправлять, если заметит неточности.
-Диагноз мы поставили. А сейчас будем выяснять, как лечить болезни, т.е. исправлять ошибки. Я уверена, что и эту работу вы интуитивно сможете сделать, ведь для нас это родной язык.
|
Самостоятельная работа в группах, проверка, фиксирование способов лечения
Диагнозы записываются в тетрадь
|
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),
подведение под понятие (П),
постановка и решение проблем (П),
самоопределение (Л)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
игровой момент (К)
коррекция (Р) |
Физкульт-
минутка |
Чтоб нам не заболеть от перегрузок на уроке, к нам пришли доктора, чтоб полечить нас лекарством, которое называется «Оживлялки, прогонялки утомилок»:
Окулист советует нам вращать глазами по часовой стрелке и против, поднять глаза вверх-вниз, приближать и отдалять пальчик. Отоларинголог предлагает помассировать уши, при этом цокая языком, как лошадка, чтобы активизировать все активные точки и все наши органы активно заработают. Ещё он рекомендует сделать колечко языком, с усилием попытавшись достать горло.
Терапевт рекомендует потренировать затёкшие, уставшие мышцы на счёт I -2 на талию, 3-4 на плечи, 5-6 вверх, потянуться, 7-8 хлопаем в ладоши. |
Делают упражнения. |
|
Самостоя-тельная работа учащихся |
Ребята, чему мы уже научились с вами?
А сейчас я предлагаю вам попробовать самим, как настоящим докторам, вести приём больных, Справитесь? Попробуем. К вам на приём придут больные, а вы ставите диагноз и лечите, исправляете речь, всё это письменно в тетрадочке.
- больной: Мы приехали в Кисловодск, походили по местной местности.
- больной: В рассказе "Том Сойер" рассказывается про мальчика, у которого умерли родители, и его удочерила его тетя.
3 больной: Герой вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел.
|
Самостоятельная работа, проверка (исправленный вариант зачитывают все группы по очереди - обращают внимание на ошибки друг друга), выставление самооценок: 1) «5»-все 3 диагноза поставлены верно, 2) все остальные оценки ставим, вычитая из «5» количество ошибок, количество неправильно исправленных предложений |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),
подведение под понятие (П),
постановка и решение проблем (П),
самоопределение (Л)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
извлечение необходимой информации из текста (П)
выполнение действий по алгоритму (П)
коррекция (Р) |
Рефлексия |
Подведём итоги. Чему мы с вами научились?
Действительно ли опасны речевые болезни, ведь от них не умирают?
Что, вы считаете, нужно будет сделать дома, чтоб уж точно никогда больше не заболеть речевыми болезнями? |
Подведение итогов урока |
Адекватное понимание причин успеха и неуспеха (Л)
Самооценка (Л)
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов (П) |
Информация о домашнем задании. |
отредактировать предложенный текст (Птенец выпал из гнезда, собака бросилась к нему, а мать бросилась защищать его. Защита была удачной. Она отскочила.), б) взять собственную тетрадь для развития речи и исправить свои речевые болезни, в) составить и записать диалог «На приёме у врача», внимательно отредактировав его. |
Запись домашнего задания |
Дифференцированные задания (П, Л) |
|