Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудносовместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам, прежде всего, относится направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов. Оценка как была, так и осталась авторитарной. Ее роль сейчас, как и много лет назад, сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, абсолютизация роли «отметки», чувство неприязни к педагогу.
И, несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны:
- не решена проблема объективности школьных оценок;
- система оценивания не выполняет в должной мере функцию инструмента воздействия на ученика.
Для изучения особенностей отношения к школьной отметке учителей, учащихся 5-9 классов и их родителей, я решила в нашей школе провести анкету «Отметки глазами учеников, родителей и педагогов». В анкету вошли вопросы, позволяющие получит информацию о таких аспектах изучаемой проблемы, как:
Анкета «Отметки глазами учеников, родителей и педагогов»
Понимание необходимости школьной отметки
Отношение к современной отметочной системе:
позитивное
негативное
нейтральное
Отношение к отметке как объективной
Информированность о критериях выставления отметки
Предложения по изменению системы оценивания:
изменение баллов
изменение формы оценивания
изменения отношения в процессе выставления отметки
не надо менять
В анкете участвовали все ученики 5-9 классов (39 человек), 11 учителей и 52 родителя.
Полученные данные анализировались по отдельным вопросам, по группам опрашиваемых, по показателям отношения к школьной отметке.
Полученные результаты свидетельствуют о весьма различном отношении к школьной отметке всех участником образовательного процесса. Проанализировав, можно сказать, что большинство учащихся высказываются о необходимости школьной отметки при оценивании результатов учебной деятельности, более половины ответивших имеют информацию о критериев увеличивается. Заметим, так же, что многие из опрашиваемых, считали необходимым изменить форму оценивания.
Проанализировав анкеты опрошенных, я поняла, что нужно что-то поменять в изменениях формы оценивания.
И поставила перед собой цель: увеличение качества знаний и умений по своему предмету через рейтинговую систему оценивания обучающихся, повышение ответственности учеников за результаты своего обучения.
Задачи:
• развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
• уменьшить число отстающих учеников;
• обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.
Для реализации рейтинговой системы в 5-9 классах разработала подробную шкалу оценивания знаний учащихся и перевод ее в пятибалльную систему. С первого урока ознакомила ребят со шкалой оценивания и перевода в пятибалльную систему, а также раздала разработанные мной оценочно-рейтинговые листы для обучающихся по классам, конкретно по каждому блоку изученного материала.
Начиная с первого сентября, учащиеся набирают рейтинг по каждому блоку уроков. В рейтинг учитываются все достижения учащегося, начиная с простого посещения уроков, за каждый посещенный урок учащийся получает 1 балл, эта цифра позволяет контролировать и поведение учащегося на уроке и уменьшать количество баллов за опоздание, нарушение дисциплины и т.д. Устный ответ, подготовка письменных заданий, решение контрольных работ, подготовка сообщений, участие в олимпиадах и конкурсах, или просто дополнения на уроках по предмету учитываются в рейтинге учащегося. Заинтересованные в высоком рейтинге учащиеся могут готовить дополнительные задания к уроку, читать материал вперед, вступать на уроке в дискуссии с учителем и одноклассниками. Все полученные учащимися баллы учитель прописывает в специальном бланке.
К концу каждого блока уроков учитель суммирует рейтинг каждого учащегося, на уроке-зачете подводит итоги. Учащиеся набравшие низкий рейтинг сдают зачет, то есть из предложенных им вопросов к зачету, они должны ответить на два вопроса, заранее подготовленных учителем в виде билетов. Учащиеся, набравшие высокий рейтинг освобождаются от сдачи зачета и автоматически получают оценки «5». Те учащиеся, которые активно работали на всех занятиях, но в силу каких-то обстоятельств не добрали до высокого рейтинга, получают полуавтомат, то есть должны ответить на один вопрос из билета на выбор.
Использование рейтинговой системы помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе. Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, мероприятиях по предмету, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, игр, тестов и др.
Работа по рейтинговой системе оценивания можно быстро определить познавательный уровень учащихся. К тому же, такая система стимулирует и мотивирует всех участников образовательного процесса. Ведь каждый пытается выделиться. А при обычной системе оценивания явного преимущества кого-либо не сразу видно.
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
по обществознанию
ФИО______________________________________________________ Класс____6____
Посещение урока Активная работа на уроке Терминологический диктант Практикум Творческое задание Самостоятельная работа Зачет*
(зачет/незачет)
Итоговая контрольная работа за год** Подпись учителя
2б 3б 6,10,13б 3,4, 5б 5,6,
7б 10,15, 20б
ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (максимальный балл 50б)
Человек - личность
Человек познает мир
Человек и его деятельность
Потребности человека
На пути к жизненному успеху
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (максимальный балл 30б)
Межличностные отношения
Человек в группе
Общение
Конфликты в межличностных отношениях
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (максимальный балл 20б)
Человек славен добрыми делами
Будь смелым
Человек и человечность
ВСЕГО БАЛЛОВ:
Оценивание по каждому блоку:
100%-80%(набранных баллов) – «5»
79%-60%(набранных баллов) – «4»
40%-59%(набранных баллов) – «3»
ниже 39% (набранных баллов) – «2»
Годовая оценка по предмету ставиться по данной шкале перевода
5-балльная Обществознание*
5 4 3 2 1
ОТ 67 55 42 21 1
ДО 100 66 54 41 20
За участие в олимпиадах, проектной деятельности, игр, тестов вы получаете дополнительные баллы.
|