Летние уроки для будущего первоклашки
Интеллектуальное развитие
• развитие дифференцированного восприятия (выделение сходных и различных элементов различных объектов, т.е. осуществлять зрительный анализ);
• развитие зрительно-двигательных координаций (согласованность действий «рука-глаз», «глаз видит – рука делает»);
• развитие произвольного внимания и памяти(т.е. с помощью волевого усилия);
• развитие формирование умения различать пространственные отношения между объектами;
• развитие мелкой моторики (для формирования двигательного навыка письма);
• формирование умения анализировать и копировать образец;
• развитие речи формирование умения осуществлять звуковой анализ и синтез (выделять и различать звуки). (во избежание в будущем «зеркального» письма, неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счету);
Развиваем мыслительную деятельность.
• Необходимо учить ребенка: рассуждать, объяснять, сравнивать предметы (находить сходства и отличия), выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать предметы, исключать лишние предметы, учить находить причинно-следственные связи, умозаключать по аналогии, анализировать ситуации;
• Развиваем мыслительную деятельность :
• чтение
• загадки
• головоломки
• рисование
• кроссворды
• устные, речевые игры
• кубик-рубик
Развиваем мелкую моторику, зрительно-двигательные координации
Необходимо: учить раскрашивать и рисовать; срисовывать с образца; работать с пластилином; играть мелким конструктором; учить штриховать, перерисовывать и переписывать, глядя на образец.
Используйте: устные игры со словами «Назови слова на букву …»; скороговорки; пересказывайте сказки; учите вести диалог; составляйте рассказы по картинкам; рисуйте и сочиняйте комиксы. Развиваем речь.
Личностное развитие
• формирование внутренней позиции (социальной позиции школьника) ребенка, т.е.: выполнение требования учителя, умение работать по словесной инструкции;
• формирование умения контролировать свое поведение (произвольное поведение), подчинять свои действия определенным требованиям;
(во избежание в будущем «зеркального» письма, неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счету);
Учим контролировать своё поведение.
• Произвольность поведения развивается с применением: письменных заданий, требующие произвольности психических процессов;
• игр с правилами, требующие произвольности поведения для соблюдения правил игры;
• сюжетно-ролевые игры, настольные игры, подвижные игры, любые игры в которых есть правила.
Развитие коммуникативных навыков.
• Умение найти друзей среди сверстников, умение поддерживать дружеские взаимоотношения, умение решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности;
• по отношению к учителю проявление уважения, умение устанавливать контакты на уроке и вне его, т.е. осуществлять эффективное взаимодействие (во избежание в будущем «зеркального» письма, неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счету);
• проводите беседы о дружбе и нравственности;
• говорите с ребёнком о добре и зле;
• рассказывайте ребенку, как следует общаться с разными людьми в различных ситуациях, как решать конфликтные вопросы;
• разбирайте ситуации из личного опыта ребенка;
• читайте сказки, рассказы, смотрите мультфильмы, обсуждая различные ситуации общения и взаимодействия.
Формирование учебно-познавательной мотивации
• Формируйте желание идти в школу и желание учиться;
• поощряйте интерес к приобретению знаний;
• формируйте интерес к школьной деятельности;
• формируйте положительное эмоциональное отношение к школе и обучению в целом
Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
1.Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
2.Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
3.Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
4.Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
5.Конструирование.
6.Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
7.Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
8.Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
9.Всасывание пипеткой воды.
10.Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
11.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12.Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
13.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.
14.“Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
16.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.
Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
МАТЕМАТИКА Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
ЧТЕНИЕ К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка ни для вас.
|