ОГЭ и ЕГЭ давно стали реалиями нашего времени. Каждый год, волнуясь, мы ждем результатов, так как понимаем, что полученные баллы – важнейший показатель успеха школы, итог нашей совместной с учениками кропотливой работы и объективный показатель независимой внешней оценки. Результаты ГИА дают возможность подвести итог работы за учебный год, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании предмета математики. Но какие факторы могут повлиять на качество образования? Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.
Математика, особенно в своей базовой части кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений. Важным фактором успешности является качественные математические знания.
В базовой составляющей математики не может быть «пробелов», этот разрыв не позволяет двигаться дальше. Например, изучая творчество А.С. Пушкина, ученик мог вполне не прочитать «Капитанскую дочку» - и это будет его «пробел», но он вполне может изучать роман «Евгений Онегин».
В математике всё по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно.
Среди факторов, определяющих условия, есть такие, которые школа не может изменить, например, уровень образования родителей, а также разнообразие контингента обучающихся, которое ежегодно меняется, к сожалению, в худшую сторону.
При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.
Свою работу при подготовке к ГИА выстраиваю исходя из особенностей класса. К ВПР (у меня 8 класс) я готовилась только в учебное время, включая в урок темы из повторения или задания аналогичные заданиям из впр. ВПР не было в этом учебном году, но у нас в форме ВПР проведена административная контрольная работа, результаты в 8 классе не плохие, качество 46%, уровень обученности 96%. Подробней остановлюсь на подготовке к ОГЭ. В моем 9 классе 23 ученика, из них 2 человека учатся на «4» и «5» (такая успеваемость с 6 класса), остальные на «3» и «2», но сдавать экзамен всем! Я не буду останавливаться на том, какую работу проводила и провожу во время учебных занятий. Остановлюсь на работе в внеурочное время. Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 4 группы, разработала для каждой группы «дорожную карту», поставила свои задачи. 1 группа (плохо читают, не знают таблицы умножения, не владеют математическими терминами, не отличают формул), 2 группа (могут выполнять отдельные задания базовой части только с помощью учителя), 3группа (имеют слабые знания, но проявляют самостоятельность в решении заданий базовой части) 4 группа (мотивированные дети 2 человека).
Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:
- консультации для слабых учащихся (решение 1 части) каждую пятницу утром, на уроке физкультуры;
- индивидуальные консультации для учащихся первой группы в последнее время провожу на любом уроке (если у меня нет урока)
- консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, решаем несколько тестов (1 часть). При этом работаю над функциональной грамотностью, показываю, как правильно читать задания, выделяю ключевые слова, предлагаю несколько раз прочитать вопрос задания и понять его. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске. Благодаря такой работе, с первой группой научились решать задание №1,2,3 из 5 первых, задание №7,11. В начале подготовки при выполнении тестов набирали «0» баллов, сейчас 4,5,6,7, но до 8 не дотягивает первая группа. Настраиваю учащихся на позитивное восприятие предстоящего экзамена, советую для слабых учащихся выбрать 8- 9 заданий из базовой части по силам и отрабатывать их решение. Известно, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, и лучше всего помнят то, что объясняют другим, поэтому в группе решаем тест (базовую часть), сравнивают решения с ответами и между собой, объясняют друг другу, если задание понял. Делают работу над ошибками. Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки.
С учащимися 4 группы работаю только индивидуально, провожу индивидуальные консультации, подбираю задания дифференцированно с учетом допущенных ошибок. С февраля провожу 1-2 раза в 2 недели тестовые работы, отслеживаю результаты каждого, веду ведомости, в которых отражено каждое задание. Довожу до сведения о полученных баллах ученика, классного руководителя и родителей.
Особое внимание геометрии
Когда в апреле провели пробный экзамен, то обнаружила много работ, в которых практически масса неудовлетворительных отметок именно по геометрии. Подготовила справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». Затем выполняем набор задач по этим темам (брать задания из открытого банка). С группой 1 и 2 отрабатываем задания: №18, №19, не в каждом варианте получается им понять задания под № 15,17. В №19 на каждый вопрос предлагаю делать рисунок и ориентироваться, или обращаться к источнику информации- учебнику.
Учащиеся и родители осведомлены о сайтах, рекомендованных Министерством образования для подготовки к ГИА-9. Для них провела консультации по подготовке к ОГЭ с помощью интернет ресурсов. С учащимися, безответственно относящимися к подготовке к итоговой аттестации, несвоевременно выполняющих работы, проводится разъяснительная индивидуальная работа. Своевременно через классного руководителя ставятся в известность о недостатках подготовки к итоговой аттестации учащихся их родители.
Подготовка к ГИА начинается с начальной школы. Если говорить о ГИА по математике, то главное – умение считать! Без знания таблицы умножения, умения вычислять устно и в столбик невозможно сдать экзамен.
Желаю Всем выдержать экзамены!
|