Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Результаты комплексного анализа материально-технического обеспечения образовательных программ СПО современным оборудованием

СКАЧАТЬ (48.7 Kb) 01.12.2021, 14:51
Мухина Алина Александровна
старший специалист по работе с образовательными проектами, Обрсоюз
Базисом роста эффективности современного образовательного процесса являются: создание современной материально-технической базы образовательной среды; разработка рациональной научно обоснованной технологии применения современных материально-технических средств в образовательном процессе; совершенствование деятельности педагога и администратора образовательного заведения по применению этих материально-технических средств. Исходя из этого, для исследования были выбраны следующие критерии: обеспеченность образовательной организации помещениями (кабинетами, мастерскими, лабораториями), оборудованными современной материально-технической базой; обеспеченность образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик; обеспеченность образовательного процесса педагогическими кадрами, эффективно использующими современные образовательные технологии и современную материально-техническую базу в своей профессиональной деятельности; уровень финансовых расходов на закупку современного оборудования и материально-технической базы; обеспеченность образовательного процесса современным оборудованием и материально-технической базой, пригодной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

При анализе реализации мероприятий по оснащению организаций СПО современной материально-технической базой было выявлено, что на достаточно высоком уровне оснащены следующие профессиональные образовательные организации, которые можно привести в качестве примеров лучших практик образовательных учреждений по эффективному обеспечению учебных помещений (кабинетов, мастерских, лабораторий) материально-технической базой по дисциплинам профессионального цикла.

Наиболее совершенные мастерские представили ГПОУ «Прокопьевский строительный техникум», ГБПОУ РО «Ростовский строительно-художественный техникум». В ГБПОУ «Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж» кабинет основ технологии отделочных строительных работ и декоративно-художественных работ на 100% соответствует требованиям инфраструктурных листов. В ГБПОУ «Златоустовский техникум технологий и экономики» кабинет «Основы строительного черчения» также на 100% соответствует требованиям инфраструктурных листов. Лаборатория материаловедения в ГБПОУ КК «Краснодарский архитектурно-строительный техникум» соответствует требованиям инфраструктурных листов на 97%.

Столярно-плотницкая мастерская и участок для выполнения стекольных (паркетных) работ реализованы в ГБПОУ КК «Сочинский профессиональный техникум» и ГАПОУ ЧР «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий». Они соответствуют требованиям инфраструктурных листов на 95%. В ВТОГБПОУ «Строительный колледж» и ГАПОУ ЧР «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» оснащены мастерские «Спецтехнологии», на 94% соответствующие требованиям инфраструктурных листов; а также лаборатории строительной графики в ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия», на 100 % соответствующие требованиям инфраструктурных листов.

АУПО «Нефтеюганский политехнический колледж» представил 38 учебных лабораторий, кабинетов, мастерских, оборудованных современной материально-технической базой на 87%.

Нижневартовский строительный колледж имеет 34 помещения, оборудованных современной материально-технической базой, включая 5 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центра проведения демонстрационного экзамена, и 6 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), оснащенных в соответствии с утвержденными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия.

В ОБПОУ «Курский монтажный техникум» оснащено 35 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, использующихся для реализации учебной программы. Кабинеты оборудованы современной материально-технической базой в среднем на 88%. Также высокий уровень оснащённости учебных помещений отмечается в ГАПОУ «Оренбургский автотранспортный колледж».

В ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж» лаборатория «Программирование и базы данных» соответствует требованиям к материально-техническому оснащению на 100%. По циклу общеобразовательных дисциплин (иностранных языков, гуманитарных и социальных дисциплин, математики) помещения колледжа соответствуют требованиям на 100%.

В ВКГБПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» оснащены лаборатории «Электротехника и электротехнические измерения», «Микропроцессоры и микропроцессорные системы», «Цифровая схемотехника», «Сборка, монтаж и эксплуатация средств вычислительной техники», на 100% соответствующие требованиям инфраструктурных листов.

В ГАПОУ ЧР «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» лаборатория «Безопасность жизнедеятельности» на 94% соответствует требованиям инфраструктурных листов. В ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» лаборатория «Испытание строительных материалов и конструкций» на 94% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

В ГАПОУ КК «Лабинский аграрный техникум» оснащены 35 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, использующихся для реализации программы по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», которые на 85% соответствуют требованиям к современной материально-технической базе. Также там представлены 8 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена. В ГАПОУ СО «Тольяттинский социально-педагогический колледж» имеется 9 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), оснащенных в соответствии с утвержденными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия.

По специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» в ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж» оборудован материально-технической базой 51 учебный кабинет, включая лаборатории и мастерские, соответствующих в среднем 96% от требований. Максимальный средний уровень оснащённости учебных помещений для реализации программы по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» в 97% отмечается в ГБПОУ ВО «Владимирский политехнический колледж».

В ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж» кабинет «Материаловедение» на 93% соответствует требованиям инфраструктурных листов. В ГБПОУ «Озерский технический колледж», ОБПОУ «Рязанский политехнический колледж» и ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум» лаборатории «Программное управление станками с ЧПУ» соответствуют требованиям инфраструктурных листов на 57%.

В филиале ГОУ ВО МО ГГТУ «Ликино-Дулевский политехнический колледж» лаборатория «Процессы формообразования и инструменты» на 75% соответствует требованиям инфраструктурных листов. В ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж «Интеграл» лаборатория «Технологическое оборудование и оснастка» на 74% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

Наиболее совершенные мастерские профессионального цикла «Слесарная», «Механическая», «Участок станков с ЧПУ», соответствующие требованиям инфраструктурных листов на 84%, 89%, 80% соответственно, реализованы в ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум».

Первое место в рейтинге по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» ГАПОУ «Оренбургский автотранспортный колледж» получил, благодаря представлению 35 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, использующихся для реализации данной программы и оборудованных современной материально-технической базой в среднем на 96%.

Обеспечение учебных помещений материально-технической базой в ГБПОУ МО «Дмитровский техникум» и ГБПОУ МО «Щелковский колледж» реализовано на 100% за счет кабинета «Устройство автомобилей». Высоким показателям соответствует оснащение учебного помещения «Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей» в ГБПОУ МО «Дмитровский техникум».

Сварочные мастерские реализованы в ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум» и в ГПОУ «Березовский политехнический техникум».

По профессии «Портной» ГАПОУ ЧР «Цивильский аграрно-технологический техникум» получил высокие показатели, благодаря представлению 26 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, использующихся для реализации данной программы и оборудованных современной материально-технической базой в среднем на 82%.

93% соответствия требованиям по оснащению материально-технической базы отмечается в ГПОУ ЯО «Рыбинский колледж городской инфраструктуры». Здесь лаборатория «Технологии изготовления изделий» на 95% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

В ГБПОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» и ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж «Интеграл» кабинеты «Основы конструирования и моделирования одежды» на 94% соответствуют требованиям инфраструктурных листов.

Мастерская профессионального цикла «Мастерская швейная» реализована в ГПОУ ЯО «Рыбинский колледж городской инфраструктуры» и соответствует требованиям инфраструктурных листов на 96%.

По специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» ГАПОУ КК «Лабинский аграрный техникум» представил 33 учебных кабинета, использующихся для реализации данной программы. Здесь кабинеты, лаборатории и мастерские оборудованы современной материально-технической базой в среднем на 81%, а также оборудовано 8 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена, и 4 учебных кабинета.

В ГБПОУ «Златоустовский техникум технологий и экономики» лаборатория «Учебная бухгалтерия» на 100% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

По специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» ГБПОУ «Тверской колледж сервиса и туризма» представил 43 учебных кабинета, в том числе лаборатории и мастерские для реализации данной программы. Учебные помещения в этом колледже оборудованы современной материально-технической базой в среднем на 77%, а также имеют 6 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена, и 15 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), оснащенных в соответствии с утвержденными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия.

В ГБУ КО ПОО «Технологический колледж» и в ГПОУ «Березовский политехнический техникум» оснащен кабинет «Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена», на 94 % соответствующий требованиям инфраструктурных листов. В ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» и ОГБПОУ «Колпашевский социально-промышленный колледж» лаборатории «Учебный кондитерский цех» на 98% соответствуют требованиям инфраструктурных листов.

По специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» ГАПОУ «Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж» представил 47 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, оборудованных современной материально-технической базой в среднем на 86%, и 11 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена, и 11 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), оснащенных в соответствии с утвержденными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия. Уровень оснащённости учебных помещений для реализации данной программы 87% отмечается в КГБПОУ «Таймырский колледж».

В ГБПОУ «Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж» кабинет «Педагогика и психология» на 100% соответствует требованиям инфраструктурных листов. Здесь кабинет «Физиология, анатомия и гигиена» на 83% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

В ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» и ТО ГАПОУ «Педагогический колледж» кабинеты «Теоретические и методические основы дошкольного образования» на 100% соответствуют требованиям инфраструктурных листов. Также кабинет «Изобразительная деятельность и методика развития детского изобразительного творчества» в этом учебном заведении на 100% соответствует требованиям инфраструктурных листов, а кабинет «Музыка и методика музыкального воспитания» – на 100%.

В ГАПОУ ЧР «Чебоксарский профессиональный колледж» оснащен кабинет «Теория и методика физического воспитания», на 100% соответствующий требованиям инфраструктурных листов.

По специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» ГАПОУ ЧР «Чебоксарский профессиональный колледж» представил 41 учебный кабинет, оборудованный современной материально-технической базой в среднем на 88% и использующийся для реализации данной программы. В ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж» уровень оснащённости учебных помещений для реализации данной программы – 96%. Здесь кабинет детской литературы на 100 % соответствует требованиям.

В ГАПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж» и ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж» кабинет «Физиология, анатомия и гигиена» на 100% соответствует требованиям инфраструктурных листов, а в ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж» кабинет музыки и методики музыкального воспитания соответствует требованиям на 100%.

В ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж» оснащен материально-технической базой кабинет теории и методики физического воспитания, на 100% соответствующий требованиям инфраструктурных листов.

В ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж» и ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» лаборатория «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» на 100% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

По специальности 49.02.01 «Физическая культура» в ГАПОУ ЧР «Чебоксарский профессиональный колледж» оборудовано современной материально-технической базой в среднем на 87% 39 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, использующихся для реализации данной программы. При этом кабинет теории и истории физической культуры в ГАПОУ ЧР «Чебоксарский профессиональный колледж» отвечает требованиям инфраструктурных листов на 100%.

В ГПОАУ ЯО «Рыбинский профессионально-педагогический колледж» и ГБПОУ «Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж» кабинеты педагогики и психологии на 100% соответствуют требованиям инфраструктурных листов.

ГАПОУ «Агинский педагогический колледж» оборудовал кабинет методики физического воспитания в соответствии с требованиями на 100%.

В ГПОУ «Киселёвский педагогический колледж» кабинет лечебной физической культуры и врачебного контроля на 100% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

По профессии «Графический дизайнер» ГАПОУ ЧР «Чебоксарский профессиональный колледж» представил 38 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, использующихся для реализации данной программы и оборудованных современной материально-технической базой в среднем на 86%. Здесь лаборатория «Художественно-конструкторского проектирования» на 95% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

Наиболее совершенная мастерская профессионального цикла «Учебно-производственная мастерская (печатных процессов)», на 97% соответствующая требованиям инфраструктурных листов, реализована в ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж».

В ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж» материально-технической базой оснащены лаборатории «Материаловедение», «Живопись и дизайн», «Художественно-конструкторское проектирование», «Мультимедийные технологии», «Графические работы и макетирование», соответствующие требованиям инфраструктурных листов на 88–96%.

В ГБПОУ КК «Краснодарский архитектурно-строительный техникум» лаборатория «Макетирование и 3D-моделирование» на 90% соответствует требованиям инфраструктурных листов.

Представленные результаты комплексного анализа материально-технического обеспечения образовательных программ среднего профессионального образования современным оборудованием показывают, что уровень оснащенности многих образовательных заведений находится на высоком уровне и почти достигает максимальных показателей. Опыт реализации программ по материально-техническому оснащению приведенных выше учебных заведений среднего профессионального образования может быть использован теми учебными заведениями, где рекомендованный уровень оснащения все еще не достигнут. Материально-техническое обеспечение образовательных организаций требует постоянного обновления. Важным фактором поддержания уровня материально-технической базы на должном уровне, отвечающем современным критериям, является активная позиция самих образовательных организаций, поддержка государства, инвестиции и другие причины.
Чтобы способствовать повышению показателей эффективности обновления и использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, руководителям подобных организаций и специалистам Министерства просвещения Российской Федерации были разработаны некоторые предложения.

Основываясь на результатах комплексного анализа эффективности реализации мероприятий по оснащению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, современной материально-технической базой, наиболее значимым критерием является уровень обеспеченности образовательной организации помещениями (кабинетами, мастерскими, лабораториями), оборудованными современной материально-технической базой. Повышение эффективности обновления и использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, прежде всего лежит в плоскости обеспечения инфраструктурой и материально-техническим оснащением учебных кабинетов (лабораторий, мастерских) в соответствии с инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия по компетенциям и планам застройки мастерской, которые ежегодно актуализируются и размещаются на ресурсе «Единая система актуальных требований – ЕСАТ», расположенном по адресу esat.worldskills.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а в случае отсутствия соответствующих инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия по компетенции должны использоваться требования ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ.

Однако соответствие этих компонентов стандарту (инфраструктурным листам Ворлдскиллс Россия, требованиям ФГОС СПО или примерных основных образовательных программ) и даже многократное превышение стандарта еще не свидетельствуют о появлении качества образовательного процесса. В основу системы основных показателей оценки эффективности проведения мероприятий по обновлению материально-технической базы целесообразно положить принцип целевой ориентации, позволяющий выстроить иерархию целей и (при возможности) характеризующих их показателей. В рамках данного подхода при оценке целесообразности и эффективности обновления материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, следует опираться на детальное планирование хода обновления и использования материально-технической базы организаций (при необходимости – разработать программу модернизации материально-технической базы), регулярный мониторинг состояния материально-технической базы организаций и оценку:
1) необходимого объема обновляемых материально-технических средств;
2) соответствия современным техническим, технологическим условиям развития науки и производства;
3) затрат на материалы;
4) затрат на топливно-энергетические ресурсы;
5) надежности;
6) эргономичности;
7) показателей стандартизации и унификации;
8) транспортабельности;
9) безопасности;
10) качества сервисного обслуживания;
11) производительности.

Что касается обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которой участвуют работодатели, то следует отметить, что внедрение практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик предприятиями-работодателями является выгодным направлением сотрудничества предприятий и образовательных организаций, способствует перераспределению нагрузки на материально-техническую базу организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО. Сотрудничество с работодателями, их вовлечение в развитие ОО СПО имеет большой потенциал: начиная от знакомства студентов с используемыми материально-техническими средствами на современных предприятиях и заканчивая в перспективе трудоустройством обучающихся.

В качестве ориентиров для выстраивания отношений взаимовыгодного сотрудничества с руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, может быть использован наработанный опыт коллег из других регионов. Например, Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области «Ярославский градостроительный колледж» взаимодействует с обществом с ограниченной ответственностью «Кнауф» по внедрению в учебный процесс профессий в области отделочных строительных и декоративных работ, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Данный опыт сотрудничества с организацией-работодателем может быть полезен для других организаций. Также этой организацией при использовании материально-технической базы организовано взаимодействие с Ярославским государственным техническим университетом: на базе мастерской ООО «Кнауф» занимаются студенты ЯГТУ. Данный опыт совместной работы организаций среднего профессионального образования также может быть полезен другим организациям профессионального образования.

Успешный опыт сотрудничества с предприятиями, работодателями целесообразно транслировать профессиональному сообществу на семинарах, конференциях, мастер-классах, вебинарах.

Эффективность использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, напрямую зависит от квалификации педагогических кадров образовательной организации. С целью максимизации эффективности использования материально-технической базы необходимыми являются следующие мероприятия:
 увеличение количества преподавателей из числа действующих работников профильных предприятий, организаций, трудоустроенных в образовательной организации по совместительству;
 своевременное и систематическое повышение квалификации преподавателей по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе;
 своевременное и систематическое повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций на базе мастерских, занятых в их использовании и обслуживании, в том числе с использованием ДОТ, электронного обучения;
 своевременное и систематическое повышение квалификации преподавателей, обеспечивающее владение компетенцией на мировом уровне (уровень сертифицированного эксперта Ворлдскиллс);
 повышение квалификации преподавателей по программам, направленным на присвоение статуса эксперта демонстрационного экзамена;
 привлечение к преподавательской деятельности педагогов, имеющих опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.

Отдельным направлением повышения эффективности использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, является воспитательная, просветительская работа педагогического состава. В данном аспекте она должна вестись с упором на: формирование у студентов чувства ответственности за сохранение помещений и оборудования, материально-технических ценностей, санитарное состояние и чистоту в учебных помещениях, местах общественного пользования, на территории образовательной организации; укрепление учебной, трудовой и исполнительской дисциплины; обеспечение неукоснительного и своевременного выполнения учебных и плановых заданий; формирование профессионального сознания, интереса к выбранной специальности (учебные занятия, научно-практические конференции, конкурсы, воспитательные часы, экскурсии на предприятия, беседы со специалистами, круглые столы, профессиональные праздники и др.).

Также организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, необходимо предусмотреть возможности для доступа и соответствующие условия для реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием современного материально-технического оборудования обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Использование разработанных предложений при планировании и организации материально-технического обеспечения образовательных программ СПО современным оборудованием будет способствовать повышению эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов организаций.


Категория: Блоги | Добавил: linamukhina
Просмотров: 660 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог