Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник

СКАЧАТЬ (27.0 Kb) 05.02.2023, 20:12
Андреева Татьяна Станиславовна
инструктор по труду БУ "Реабилитационный центр для детей", г.Чебоксары Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так же средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей.

Очень помогает при обучении детей с расстройством аутистического спектра совместная работа — взрослый и ребенок. Только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности.

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы , разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Цель:
Помочь в социальной адаптации детей с РАС и аутизмом через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Задачи:
 - формирование привычки изобразительной деятельности
- формирование восприятия, сенсорное воспитание детей;
 - формирования представлений о предметах и явлениях;
- знакомство с окружающим миром;
- речевое развитие;
 - предоставить возможность выбора различных материалов;
- развитие мелкой моторики руки,  тактильного восприятия, зрительно – моторной координации;
- усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности;

Планируемые результаты:
- проявляет интерес к изобразительной деятельности;
- установление контакта между взрослым и ребёнком;
 - использует различные техники и способы создания изображения;
- обогащение представлений об окружающем.
Эти подходы помогают детям в развитии личностного потенциала, творческих способностей, мелкой моторики, самостоятельности.

Совместное рисование при аутизме
Процесс рисования не должен быть превращен в обучение (здесь ручки, ниже должны находиться ножки, солнышко на небе вот тут и т.д.)

Рисование с ребенком с РАС - это совместное творчество и важно, чтобы оно было действительно совместным. Лучше всего начинать с того, что мы рисуем какую-то красоту. И «каляки-маляки» – это тоже красота. Мы рисуем, мы смотрим и восторгаемся, обмениваемся положительными эмоциями и впечатлениями что у нас получилось. И вот это чувство, что я нарисовал, это нравится маме, чувство, что ребенок уверен и чувство радости намного важнее для ребенка с РАС, чем способность  рисовать для всей его жизни, а через рисование «каляки –маляки» это можно формировать.

Если ребенок на более продвинутом уровне, можно рисовать картинку по очереди, родитель что-то нарисовал, передает инструмент и рисунок ребенку.

Взаимозависимая  деятельность- это здорово, когда 1 кисть или карандаш и один участник действия зависит от другого.

Здорово, когда ребенок готов к параллельной работе. Параллельное рисование - это когда ребенок смотрит на то, что мы демонстрируем , а мы медленно ему показываем и он пытается повторить за нами.
Нужно помнить:
  1. Демонстрируем очень медленно
  2. Не используем речь и инструкции, потому что мы хотим, чтобы он сам научился, а не потому, что мы ему сказали
  3. Используем «переходы» (киваем - это сделали, это сделали, а теперь…)
В конце работы не забываем восхищаться творчеством. Например: у тебя какая красота и у меня какая красота… В работе используются основной принцип изотерапии: снятие оценочности .

Одним из видов самовыражения для детей с расстройством аутистического спектра является рисование под музыку. Предварительно дети могут многократно прослушать музыку и только после этого им можно предложить рисовать. Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.

Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с РАС
Рассмотрим основные из используемых нами техник рисования.
Всегда используем принцип работы «от простого к сложному»

Несколько слов о видах кистей и материалах в рисовании нетрадиционными и традиционными способами. Кисти бывают плоские и с округлым концом, разного размера. Существуют из натуральных  материалов (белка, пони, коза, собака) - данные кисти часто имеют длинный ворс и они мягкие, недолговечные, быстрее стираются ими трудно лепить форму ,они непрактичны при работе с гуашью. Кисти синтетика – долговечны, хороши при использовании акриловых красок и гуаши, упругие и ими прекрасно работать вязким материалом. Кисти щетина – подходят при работе с  гуашью, акриловыми красками и для создания определенных эффектов нетрадиционного рисования. Нужно уметь ухаживать за кистями.

Также в нетрадиционном рисовании  часто используются самые невероятные предметы для создания определенных эффектов, даже продукты (яблоки, капуста в создании оттисков, скомканная бумага, срез определенного необычного предмета и т.п.)

Еще раз напомню о примерной последовательности в рисовании в общем и рисовании нетрадиционными способами:
  1. Начинаем рисовать совместно с «каляк-маляк», создаем благоприятную атмосферу, вызываем и закрепляем правильную реакцию.
  2. Обозначаем образ изображения - продолжаем выходить за контур и  создавать благоприятную атмосферу, вызывать и закреплять правильную реакцию.
  3. Нарабатываем привычку регулярно рисовать.
  4. Начинаем конкретнее работать над образом изображения, увеличиваем требования
Изображение «Ягода-клубника» ( работаем над тем, чтобы ребенок начинал соблюдать контур) .Сначала лепим «колбаску» из пластилина и раскрашиваем пространство внутри, потом переходим на четкий толстый черный контур , далее , когда ребенок будет готов, на слабый серый тонкий вокруг изображения.
  1. Продолжаем работать над контуром и нарабатывать графические навыки рисования карандашом. Используем трафаретное рисование и пробуем различные материалы, разной мягкости( фломастер, восковой мелок, цветной карандаш, графитные карандаши разной мягкости). Используем простой трафарет «Круги» разных диаметров и играем с величиной от большего к меньшему, можно цветами ( темный-светлый, холодный-теплый, и разными оттенками), конечно постоянно проговаривая и после того, как ребенок выполнит заданное, не забываем о поощрении, предоставляем возможность расслабиться и нарисовать может быть совместно «каляки- маляки» ,подкрепить благоприятное впечатление от совместных  занятий.
Далее конкретнее поговорим о некоторых возможных способах нетрадиционного рисования.
  1. Тампование кусочком поролона ( можно  использовать в организации фона, облаков и т.д.)
  2. Рисование на «крафт-бумаге» сухими материалами простых сюжетов. Бумага рыхлая, позволяет растирать пальцами большие пространства.
  3. Использование фигурных  штампиков
  4. Рисование пальчиковыми красками, если позволит ребенок при отсутствии гиперчувствительности.
  5. Тампование скомканным кусочком бумаги+растирание фона поролоном
  6. Техника «Акварель + восковые мелки». Композиция «Дерево». Последовательность: имитируем восковыми мелками ствол  и рисуем ветви деревьев, по стволу наносим акварельную краску иного коричневого оттенка нежели были восковые мелки. Создаем композицию «по-сухому» рисуем траву и способом «тампование поролоном» рисуем крону
  7. Рисование «по-сухому» кистью-щетиной. Часто используется для имитации травы в композиции, шерсти животных, кроны деревьев.
  8. Оттиск ватными палочками
  9. Трафаретное рисование с образами животных, видами транспорта и т.д.
  10. «Тычок» кистью щетина. Часто ребенку бывает трудно заполнить изображение традиционным способом не выходя за контур . Способ «Тычка» помогает заполнить форму часто не выходя за контур.
  11. Смешанные техники « Тычок+трафаретное рисование+рисование по-сухому»
  12. Трафаретное рисование»Сказкотерапия» или сюжетная композиция
  13. Рисование на «крафт»  бумаге в смешанной технике « Масляная пастель+ сухая пастель»
  14. Силуэтное рисование
  15. Рисование «по-сырому» (Техника «А ля прима» (Алла прима, alla prima — «в один присест»)
  16. Рисование в смешанной технике»Акварель+восковые мелки+гуашь»
По мере погружения детей с РАС в коррекционно-развивающую среду с использованием элементов арт-терапии могут происходить некоторые изменения:
- дети активнее вступают в контакт;
- снижается уровень страхов, агрессивности, тревожности;
-повышается интерес к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность;
- расширяется диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика;
- постепенно снижается уровень поведенческих стереотипов;
- дети приобретают некоторые навыки элементарных правил поведения.
Занятия часто дают положительный эффект в работе с аутичными детьми.

Список использованной литературы:
  1. Быкова О.А., Кайзер Ю.В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Дошкольная педагогика. 2011. №5
  2. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Методическое пособие. 2004
  3. «Сказки, обучающие рисованию». Дошкольная педагогика. 2008. №2
  4. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования». 2011
  5. Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»
  6. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста»


Категория: Блоги | Добавил: Motev5
Просмотров: 2822 | Загрузок: 87 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог