Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник

СКАЧАТЬ (27.0 Kb) 05.02.2023, 20:12
Андреева Татьяна Станиславовна
инструктор по труду БУ "Реабилитационный центр для детей", г.Чебоксары Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так же средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей.

Очень помогает при обучении детей с расстройством аутистического спектра совместная работа — взрослый и ребенок. Только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности.

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы , разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Цель:
Помочь в социальной адаптации детей с РАС и аутизмом через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Задачи:
 - формирование привычки изобразительной деятельности
- формирование восприятия, сенсорное воспитание детей;
 - формирования представлений о предметах и явлениях;
- знакомство с окружающим миром;
- речевое развитие;
 - предоставить возможность выбора различных материалов;
- развитие мелкой моторики руки,  тактильного восприятия, зрительно – моторной координации;
- усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности;

Планируемые результаты:
- проявляет интерес к изобразительной деятельности;
- установление контакта между взрослым и ребёнком;
 - использует различные техники и способы создания изображения;
- обогащение представлений об окружающем.
Эти подходы помогают детям в развитии личностного потенциала, творческих способностей, мелкой моторики, самостоятельности.

Совместное рисование при аутизме
Процесс рисования не должен быть превращен в обучение (здесь ручки, ниже должны находиться ножки, солнышко на небе вот тут и т.д.)

Рисование с ребенком с РАС - это совместное творчество и важно, чтобы оно было действительно совместным. Лучше всего начинать с того, что мы рисуем какую-то красоту. И «каляки-маляки» – это тоже красота. Мы рисуем, мы смотрим и восторгаемся, обмениваемся положительными эмоциями и впечатлениями что у нас получилось. И вот это чувство, что я нарисовал, это нравится маме, чувство, что ребенок уверен и чувство радости намного важнее для ребенка с РАС, чем способность  рисовать для всей его жизни, а через рисование «каляки –маляки» это можно формировать.

Если ребенок на более продвинутом уровне, можно рисовать картинку по очереди, родитель что-то нарисовал, передает инструмент и рисунок ребенку.

Взаимозависимая  деятельность- это здорово, когда 1 кисть или карандаш и один участник действия зависит от другого.

Здорово, когда ребенок готов к параллельной работе. Параллельное рисование - это когда ребенок смотрит на то, что мы демонстрируем , а мы медленно ему показываем и он пытается повторить за нами.
Нужно помнить:
  1. Демонстрируем очень медленно
  2. Не используем речь и инструкции, потому что мы хотим, чтобы он сам научился, а не потому, что мы ему сказали
  3. Используем «переходы» (киваем - это сделали, это сделали, а теперь…)
В конце работы не забываем восхищаться творчеством. Например: у тебя какая красота и у меня какая красота… В работе используются основной принцип изотерапии: снятие оценочности .

Одним из видов самовыражения для детей с расстройством аутистического спектра является рисование под музыку. Предварительно дети могут многократно прослушать музыку и только после этого им можно предложить рисовать. Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.

Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с РАС
Рассмотрим основные из используемых нами техник рисования.
Всегда используем принцип работы «от простого к сложному»

Несколько слов о видах кистей и материалах в рисовании нетрадиционными и традиционными способами. Кисти бывают плоские и с округлым концом, разного размера. Существуют из натуральных  материалов (белка, пони, коза, собака) - данные кисти часто имеют длинный ворс и они мягкие, недолговечные, быстрее стираются ими трудно лепить форму ,они непрактичны при работе с гуашью. Кисти синтетика – долговечны, хороши при использовании акриловых красок и гуаши, упругие и ими прекрасно работать вязким материалом. Кисти щетина – подходят при работе с  гуашью, акриловыми красками и для создания определенных эффектов нетрадиционного рисования. Нужно уметь ухаживать за кистями.

Также в нетрадиционном рисовании  часто используются самые невероятные предметы для создания определенных эффектов, даже продукты (яблоки, капуста в создании оттисков, скомканная бумага, срез определенного необычного предмета и т.п.)

Еще раз напомню о примерной последовательности в рисовании в общем и рисовании нетрадиционными способами:
  1. Начинаем рисовать совместно с «каляк-маляк», создаем благоприятную атмосферу, вызываем и закрепляем правильную реакцию.
  2. Обозначаем образ изображения - продолжаем выходить за контур и  создавать благоприятную атмосферу, вызывать и закреплять правильную реакцию.
  3. Нарабатываем привычку регулярно рисовать.
  4. Начинаем конкретнее работать над образом изображения, увеличиваем требования
Изображение «Ягода-клубника» ( работаем над тем, чтобы ребенок начинал соблюдать контур) .Сначала лепим «колбаску» из пластилина и раскрашиваем пространство внутри, потом переходим на четкий толстый черный контур , далее , когда ребенок будет готов, на слабый серый тонкий вокруг изображения.
  1. Продолжаем работать над контуром и нарабатывать графические навыки рисования карандашом. Используем трафаретное рисование и пробуем различные материалы, разной мягкости( фломастер, восковой мелок, цветной карандаш, графитные карандаши разной мягкости). Используем простой трафарет «Круги» разных диаметров и играем с величиной от большего к меньшему, можно цветами ( темный-светлый, холодный-теплый, и разными оттенками), конечно постоянно проговаривая и после того, как ребенок выполнит заданное, не забываем о поощрении, предоставляем возможность расслабиться и нарисовать может быть совместно «каляки- маляки» ,подкрепить благоприятное впечатление от совместных  занятий.
Далее конкретнее поговорим о некоторых возможных способах нетрадиционного рисования.
  1. Тампование кусочком поролона ( можно  использовать в организации фона, облаков и т.д.)
  2. Рисование на «крафт-бумаге» сухими материалами простых сюжетов. Бумага рыхлая, позволяет растирать пальцами большие пространства.
  3. Использование фигурных  штампиков
  4. Рисование пальчиковыми красками, если позволит ребенок при отсутствии гиперчувствительности.
  5. Тампование скомканным кусочком бумаги+растирание фона поролоном
  6. Техника «Акварель + восковые мелки». Композиция «Дерево». Последовательность: имитируем восковыми мелками ствол  и рисуем ветви деревьев, по стволу наносим акварельную краску иного коричневого оттенка нежели были восковые мелки. Создаем композицию «по-сухому» рисуем траву и способом «тампование поролоном» рисуем крону
  7. Рисование «по-сухому» кистью-щетиной. Часто используется для имитации травы в композиции, шерсти животных, кроны деревьев.
  8. Оттиск ватными палочками
  9. Трафаретное рисование с образами животных, видами транспорта и т.д.
  10. «Тычок» кистью щетина. Часто ребенку бывает трудно заполнить изображение традиционным способом не выходя за контур . Способ «Тычка» помогает заполнить форму часто не выходя за контур.
  11. Смешанные техники « Тычок+трафаретное рисование+рисование по-сухому»
  12. Трафаретное рисование»Сказкотерапия» или сюжетная композиция
  13. Рисование на «крафт»  бумаге в смешанной технике « Масляная пастель+ сухая пастель»
  14. Силуэтное рисование
  15. Рисование «по-сырому» (Техника «А ля прима» (Алла прима, alla prima — «в один присест»)
  16. Рисование в смешанной технике»Акварель+восковые мелки+гуашь»
По мере погружения детей с РАС в коррекционно-развивающую среду с использованием элементов арт-терапии могут происходить некоторые изменения:
- дети активнее вступают в контакт;
- снижается уровень страхов, агрессивности, тревожности;
-повышается интерес к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность;
- расширяется диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика;
- постепенно снижается уровень поведенческих стереотипов;
- дети приобретают некоторые навыки элементарных правил поведения.
Занятия часто дают положительный эффект в работе с аутичными детьми.

Список использованной литературы:
  1. Быкова О.А., Кайзер Ю.В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Дошкольная педагогика. 2011. №5
  2. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Методическое пособие. 2004
  3. «Сказки, обучающие рисованию». Дошкольная педагогика. 2008. №2
  4. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования». 2011
  5. Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»
  6. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста»


Категория: Блоги | Добавил: Motev5
Просмотров: 2482 | Загрузок: 80 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог