Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так же средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей.
Очень помогает при обучении детей с расстройством аутистического спектра совместная работа — взрослый и ребенок. Только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности.
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы , разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.
Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.
Цель:
Помочь в социальной адаптации детей с РАС и аутизмом через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
Задачи:
- формирование привычки изобразительной деятельности
- формирование восприятия, сенсорное воспитание детей;
- формирования представлений о предметах и явлениях;
- знакомство с окружающим миром;
- речевое развитие;
- предоставить возможность выбора различных материалов;
- развитие мелкой моторики руки, тактильного восприятия, зрительно – моторной координации;
- усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности;
Планируемые результаты:
- проявляет интерес к изобразительной деятельности;
- установление контакта между взрослым и ребёнком;
- использует различные техники и способы создания изображения;
- обогащение представлений об окружающем.
Эти подходы помогают детям в развитии личностного потенциала, творческих способностей, мелкой моторики, самостоятельности.
Совместное рисование при аутизме
Процесс рисования не должен быть превращен в обучение (здесь ручки, ниже должны находиться ножки, солнышко на небе вот тут и т.д.)
Рисование с ребенком с РАС - это совместное творчество и важно, чтобы оно было действительно совместным. Лучше всего начинать с того, что мы рисуем какую-то красоту. И «каляки-маляки» – это тоже красота. Мы рисуем, мы смотрим и восторгаемся, обмениваемся положительными эмоциями и впечатлениями что у нас получилось. И вот это чувство, что я нарисовал, это нравится маме, чувство, что ребенок уверен и чувство радости намного важнее для ребенка с РАС, чем способность рисовать для всей его жизни, а через рисование «каляки –маляки» это можно формировать.
Если ребенок на более продвинутом уровне, можно рисовать картинку по очереди, родитель что-то нарисовал, передает инструмент и рисунок ребенку.
Взаимозависимая деятельность- это здорово, когда 1 кисть или карандаш и один участник действия зависит от другого.
Здорово, когда ребенок готов к параллельной работе. Параллельное рисование - это когда ребенок смотрит на то, что мы демонстрируем , а мы медленно ему показываем и он пытается повторить за нами.
Нужно помнить:
- Демонстрируем очень медленно
- Не используем речь и инструкции, потому что мы хотим, чтобы он сам научился, а не потому, что мы ему сказали
- Используем «переходы» (киваем - это сделали, это сделали, а теперь…)
В конце работы не забываем восхищаться творчеством. Например: у тебя какая красота и у меня какая красота… В работе используются основной принцип изотерапии: снятие оценочности .
Одним из видов самовыражения для детей с расстройством аутистического спектра является рисование под музыку. Предварительно дети могут многократно прослушать музыку и только после этого им можно предложить рисовать. Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.
Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с РАС
Рассмотрим основные из используемых нами техник рисования.
Всегда используем принцип работы «от простого к сложному»
Несколько слов о видах кистей и материалах в рисовании нетрадиционными и традиционными способами. Кисти бывают плоские и с округлым концом, разного размера. Существуют из натуральных материалов (белка, пони, коза, собака) - данные кисти часто имеют длинный ворс и они мягкие, недолговечные, быстрее стираются ими трудно лепить форму ,они непрактичны при работе с гуашью. Кисти синтетика – долговечны, хороши при использовании акриловых красок и гуаши, упругие и ими прекрасно работать вязким материалом. Кисти щетина – подходят при работе с гуашью, акриловыми красками и для создания определенных эффектов нетрадиционного рисования. Нужно уметь ухаживать за кистями.
Также в нетрадиционном рисовании часто используются самые невероятные предметы для создания определенных эффектов, даже продукты (яблоки, капуста в создании оттисков, скомканная бумага, срез определенного необычного предмета и т.п.)
Еще раз напомню о примерной последовательности в рисовании в общем и рисовании нетрадиционными способами:
- Начинаем рисовать совместно с «каляк-маляк», создаем благоприятную атмосферу, вызываем и закрепляем правильную реакцию.
- Обозначаем образ изображения - продолжаем выходить за контур и создавать благоприятную атмосферу, вызывать и закреплять правильную реакцию.
- Нарабатываем привычку регулярно рисовать.
- Начинаем конкретнее работать над образом изображения, увеличиваем требования
Изображение «Ягода-клубника» ( работаем над тем, чтобы ребенок начинал соблюдать контур) .Сначала лепим «колбаску» из пластилина и раскрашиваем пространство внутри, потом переходим на четкий толстый черный контур , далее , когда ребенок будет готов, на слабый серый тонкий вокруг изображения.
- Продолжаем работать над контуром и нарабатывать графические навыки рисования карандашом. Используем трафаретное рисование и пробуем различные материалы, разной мягкости( фломастер, восковой мелок, цветной карандаш, графитные карандаши разной мягкости). Используем простой трафарет «Круги» разных диаметров и играем с величиной от большего к меньшему, можно цветами ( темный-светлый, холодный-теплый, и разными оттенками), конечно постоянно проговаривая и после того, как ребенок выполнит заданное, не забываем о поощрении, предоставляем возможность расслабиться и нарисовать может быть совместно «каляки- маляки» ,подкрепить благоприятное впечатление от совместных занятий.
Далее конкретнее поговорим о некоторых возможных способах нетрадиционного рисования.
- Тампование кусочком поролона ( можно использовать в организации фона, облаков и т.д.)
- Рисование на «крафт-бумаге» сухими материалами простых сюжетов. Бумага рыхлая, позволяет растирать пальцами большие пространства.
- Использование фигурных штампиков
- Рисование пальчиковыми красками, если позволит ребенок при отсутствии гиперчувствительности.
- Тампование скомканным кусочком бумаги+растирание фона поролоном
- Техника «Акварель + восковые мелки». Композиция «Дерево». Последовательность: имитируем восковыми мелками ствол и рисуем ветви деревьев, по стволу наносим акварельную краску иного коричневого оттенка нежели были восковые мелки. Создаем композицию «по-сухому» рисуем траву и способом «тампование поролоном» рисуем крону
- Рисование «по-сухому» кистью-щетиной. Часто используется для имитации травы в композиции, шерсти животных, кроны деревьев.
- Оттиск ватными палочками
- Трафаретное рисование с образами животных, видами транспорта и т.д.
- «Тычок» кистью щетина. Часто ребенку бывает трудно заполнить изображение традиционным способом не выходя за контур . Способ «Тычка» помогает заполнить форму часто не выходя за контур.
- Смешанные техники « Тычок+трафаретное рисование+рисование по-сухому»
- Трафаретное рисование»Сказкотерапия» или сюжетная композиция
- Рисование на «крафт» бумаге в смешанной технике « Масляная пастель+ сухая пастель»
- Силуэтное рисование
- Рисование «по-сырому» (Техника «А ля прима» (Алла прима, alla prima — «в один присест»)
- Рисование в смешанной технике»Акварель+восковые мелки+гуашь»
По мере погружения детей с РАС в коррекционно-развивающую среду с использованием элементов арт-терапии могут происходить некоторые изменения:
- дети активнее вступают в контакт;
- снижается уровень страхов, агрессивности, тревожности;
-повышается интерес к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность;
- расширяется диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика;
- постепенно снижается уровень поведенческих стереотипов;
- дети приобретают некоторые навыки элементарных правил поведения.
Занятия часто дают положительный эффект в работе с аутичными детьми.
Список использованной литературы:
- Быкова О.А., Кайзер Ю.В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Дошкольная педагогика. 2011. №5
- Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Методическое пособие. 2004
- «Сказки, обучающие рисованию». Дошкольная педагогика. 2008. №2
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования». 2011
- Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»
- Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста»
|