Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Робототехника как эффективное средство профессиональной ориентации школьников

СКАЧАТЬ (560.1 Kb) 24.11.2023, 12:55
Обмок Елена Викторовна
методист, МБУ ДО ЦТТ "Интеграл" г.о.Самара
Образовательная робототехника
как эффективное средство профессиональной ориентации школьников

Авторы: педагог дополнительного образования Шишканов Андрей Андреевич, педагог дополнительного образования Гончаров Данила Алексеевич, методист Обмок Елена Викторовна МБУ ДО ЦТТ «Интеграл» г.о. Самара, e-mail: cttintegral@mail.ru.

Аннотация. В статье представлено описание образовательной практики по проблеме профессиональной ориентации школьников исходя из требований современного общества, уровня развития науки и экономической ситуации. Авторы описывают, как образовательная робототехника в школе может стать средством привлечения будущих молодых специалистов в отрасли информационных технологий, а также, какие формы работы и уровни реализации возможны в условиях образовательного учреждения.

Проблема: как обеспечить эффективное внедрение робототехники в образовательное пространство школы и практическое применение полученных знаний с целью профессиональной ориентации школьников.

Цель: определить место и роль робототехники в современном образовательном процессе для решения поставленной проблемы.

Решение проблемы (конечный практический результат): внедрение робототехники в образовательное пространство школы, разработка содержания и реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ с целью оказания профориентационной поддержки учащимся в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Осознанный и ответственный выбор своей будущей профессии сегодня делается учащимися уже в школе и обеспечивается социально-ориентированной и предметно-практической составляющими ее среды. Задача школы - помочь ребенку сделать этот выбор.
Сегодняшние школьники в ближайшие годы будут активно включены в непосредственное развитие инновационных сфер экономики страны, которая стремительно приобретает цифровой характер и содержание. Такую экономику невозможно представить без робототехники. Специалисты, обладающие знаниями в этой области, чрезвычайно востребованы. Согласно «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года» готовить таких специалистов, с учетом постоянного роста объемов информации, сегодня крайне необходимо.
Внедрение робототехники в современный образовательный процесс – это отличный способ подготовки детей к современной жизни. Знания в той области открывают перед подрастающим поколением массу возможностей и делают дальнейшее развитие технологий более стремительным.
Робототехника – мощный инструмент синтеза знаний и формирования системного мышления. Робототехника развивает учащихся в режиме опережающего развития, опираясь на информатику, математику, технологию, физику. Главная задача – создание инновационного образовательного продукта в виде системы формирования и развития у школьников инженерного мышления средствами робототехнических конструкторов нового поколения.

Образовательная робототехника – это, относительно, новое направление в обучении школьников, интегрирующее различные предметные области знаний и позволяющее вовлечь в научно-техническое творчество учащихся разного возраста.
Она направлена, прежде всего, на повышение престижа инженерных профессий, развитие у учащихся навыков практического решения актуальных политехнических задач и работы с техникой нового поколения. В данном контексте образовательная робототехника становится эффективным средством профессиональной ориентации учащихся, если она интегрирована в учебно-воспитательный процесс учреждения и стала его неотъемлемой частью.

Образовательная робототехника призвана решить следующие задачи:

-Осознание значения в современной жизни робототехнических систем как структурированной системы восприятия действительности, понимание функциональной важности знаний и умений в области робототехники в будущей профессиональной подготовке, формирование компетенций, необходимых при работе с электронными компонентами, устройствами и приборами.

-Формирование положительного отношения к робототехнике как способу формирования интеллектуальной культуры личности и средству современных технологических достижений.

-Развитие инженерных способностей, стимулирование познавательной активности учащихся, умения переносить полученные знания в реальную практическую жизнь.

-Формирование системы знаний об основных видах современного производства для выбора будущей профессии и производительного труда.

В МБУ ДО Центре технического творчества «Интеграл» городского округа Самара созданы сразу несколько детских объединений технической направленности, основой которых является образовательная робототехника. Обучение в них проходит по программам, развивающим у школьников универсальные способности и компетенции, формирующим изобретательское, креативное, критическое и продуктивное мышление. Практическая составляющая программ способствует более глубокому погружению в процесс создания роботов.


Образовательные программы по робототехнике и LEGO-конструированию, разработанные педагогами МБУ ДО ЦТТ «Интеграл» и способствующие профессиональной ориентации школьников, сегодня интегрированы в образовательный процесс МБУ СОШ №16, 54, 124 и 132. Они стали его неотъемлемой частью, способствуя изучению программирования и информатики, механики, физики, математики и черчения.
Мы уверены в том, что знакомство с особенностями современных востребованных профессий связанных с робототехникой, а также формирование необходимых компетенций необходимо начинать с младшего школьного возраста. Какими бы сложными не казались роботы, ребенок этого возраста в состоянии с ними разобраться. В это время он уже может составлять простейшие схемы, замечать и запоминать закономерности в явлениях, понимать абстракцию. Для детей более старшего возраста робототехника — это основы электроники, сборка, моделирование и программирование в визуальной среде. Именно поэтому, возраст учащихся по программам - от семи до семнадцати, срок реализации программ - от одного года до трех лет.
Использование инфраструктуры школ при функционировании объединений позволяет сформировать среду, вызывающую у обучающихся не только интерес к изучению робототехники, но и формирующую систему знаний, умений и навыков, необходимых для освоения многих школьных предметов. А экономика страны в недалеком будущем получит много высококвалифицированных специалистов в IT-областях.
В рамках реализуемых программ обучающиеся первого года обучения (LEGO) осваивают работу с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием, а также основы технической графики. Изучая устройство современных роботов, обучающиеся изготавливают их простейшие модели, учатся читать чертежи, выбирают возможные способы соединения деталей, анализируют устройство различных моделей с общими конструктивными схемами.

Каждый обучающийся второго и третьего годов обучения (РОБОТОМОДЕЛИРОВАНИЕ) работает над индивидуальной моделью робота.
Задача обучения – научить школьников проектировать и строить робототехнические модели совершенной конструкции. В процессе обучения идет активное формирование математического базиса, учащиеся погружаются в изучение механизмов и машин, осваивают основы моделирования и программирования различных технических устройств, электромеханических оснасток и многое другое.
Введение в образовательную робототехнику происходит на базе платформы Arduino (Ардуино). Это - аппаратная вычислительная платформа, которая может использоваться для создания автономных интерактивных объектов. Работа с Arduino подразумевает изучение электроники и схемотехники на языке С++, самом популярном языке программирования, широко используемом для разработки программного обеспечения нового поколения. Область его применения включает создание операционных систем, разнообразных прикладных программ, драйверов устройств, приложений для встраиваемых систем, высокопроизводительных серверов и компьютерных игр. И это - тоже выход на профессиональную ориентацию, ведь владение данным языком в будущем может помочь учащимся получить работу в передовых IT-компаниях, занимающихся разработкой соответствующих программных продуктов. Кроме того, полученные знания, умения и навыки в области создания и практического использования различных электронных устройств позволят сегодняшним школьникам работать в сферах разработки микропроцессорной техники и на производствах с системами числового программного управления.

Уникальность программы обучения на платформе Arduinо, в том, что это - прежде всего, практическая работа. Современная система среднего профессионального и высшего технического образования, в которую совсем скоро попадут сегодняшние школьники, слишком перегружена большим объемом теоретических знаний при, почти, полном отсутствии практики. Наши образовательные программы ориентированы на практическую деятельность и творческой подход к ней, позволяющий применять полученные знания в проектировании новых устройств и программных продуктов. Все это позволит будущим IT-специалистам легче внедряться в рабочие проекты в рамках своих будущих профессий.

Мы не можем не учитывать, что жизнь и досуг человека сегодня плавно перемещаются в цифровое пространство. Именно поэтому растет интерес к геймингу (увлечению компьютерными играми) который называют «новым цифровым хлебом».

По данным аналитических агентств, аудитория игрового рынка сегодня составляет 3,2 миллиарда человек, то есть, больше трети жителей Земли играют в компьютерные игры. Основным языком разработки таких игр также является С++. Хотим мы этого или не хотим, но уже через десять лет эта сфера деятельности даст огромное количество новых рабочих мест, а значит, будет остро нуждаться в соответствующих специалистах - разработчиках, программистах и геймдизайнерах, т.е. тех, кто связан не только с созданием концепта, но и со всеми процессами жизненного цикла игры. Хочется надеяться на то, что развитие у обучающихся логики, творческого мышления и воображения на занятиях робототехникой сможет помочь ребенку понять, что создавать игры гораздо интереснее, чем играть в них.

Мир стремительно меняется каждый день. То, что недавно казалось фантастикой, стало реальностью. Наши дети растут в новой действительности, открывая в ней всё больше возможностей. Подготовка школьников к осознанному профессиональному выбору становится сегодня жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен. Наша задача – предоставить ему возможность такого выбора, потому что, несмотря ни на что, свой путь он выберет сам.

Литература:
1.Бусова С.Ю. Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.

2.Власова О.С. Технологии образовательной робототехники как средство усвоения предметной области «Математика и информатика» // Начальная школа+. До и после. — 2013.

3.Ершов М.Г. Возможности использования образовательной робототехники в преподавании физики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV международной научной конференции (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013.

4.Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников: в условиях введения ФГОС: учебно-методическое пособие. / В.Н. Халамов и др.; ред. Никольская О.А. — Челябинск: Челябинский дом печати, 2012.

5.Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы». Консультант Плюс.

6.Пронин С.Г. Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы // Молодой ученый. — 2014. — №6.

7.Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р Консультант Плюс.

8.Робототехника в образовании / Халамов В.Н. — Всероссийский уч.-метод. центр образовательной робототехники, 2013.


Категория: Блоги | Добавил: eobmok
Просмотров: 134 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог