Предмет: Русский язык в 5Б, 6 Б классе.
Тема урока: Родительный падеж имен существительных 1-ого склонения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Познакомить с особенностями имён существительных в родительном падеже.
Задачи урока 1. Уточнить и расширить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги).
2. Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
Отрабатывать приём распознавания падежей.
Развивать внимание, память, речь.
Формировать умение работать в паре.
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Формируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий)
Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)
Прогнозируемые результаты
личностные:
• учиться проверять себя;
• учиться давать оценку своим действиям;
• учиться работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
• учиться анализировать и выделять общее;
предметные:
• вспомнить порядок разбора предложения по членам, грамматического разбора имени сущ.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями
Этап урока Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Организационные вопросы за экраном
- Что ты приготовил к уроку?
- Что у тебя лежит на парте? Организовывают рабочее место.
2. Актуализация знаний. - Какую тему мы изучаем?
- Посмотрите, на доске пока не записана тема урока. Запишите число, классную работу, а тему урока мы с вами сейчас выясним.
Для этого нужно выполнить разбор по членам двух предложений. Запишите.
Собака отошла от девочки. Миша принёс кружку воды.
Работу выполняем у доски.
- В каком падеже находятся имена существительные в предложениях? С каким падежом мы уже работали? А с каким ещё нет?
- Какая тема нашего урока?
Запишите: Существительные 1 скл., ед.ч. в Р
родительном падеже Оформляют записи в тетради.
Отвечают на поставленный вопрос.
У доски двое учеников разбирают предложения по членам.Комменируют свои действия.
По учебному материалу определяют тему урока.
Записывают тему в тетрадь
3. Постановка проблемного вопроса. - Посмотрите на имена существительное в родительном падеже в первом и втором предложении. Какие грамматические признаки общие для родительного падежа можно определить?
- Что нужно записать подробнее? Где неполная информация?
- Дополните запись в схеме. Откройте «Справочник», найдите недостающую информацию в таблице. Называют грамматические признаки р.п.
Выходят к доске , записывают в виде схемы сведения о родительном падеже существительных 1 скл
Родительный падеж
1.Отвечает на вопросы кого? Чего
2.Употребляется с предлогом
3.Имеет окончания и, ы
4.Второстепенный член предложения.
5.Связан с глаголом или другим существительным.
Дополняют запись перечислением предлогов
ОТ, ДО, ПОСЛЕ, ИЗ, ОКОЛО, ДЛЯ, У, ИЗ-ИЗ, ПОД, БЕЗ, С.
4.Поиск решения (открытие нового знания) В карточке подчеркните имена существительные 1 скл. ед.ч. в р.п., Предлоги обозначьте. Выпишите словосочетание «гл. + предлог+ сущ р.п.» или «сущ.+ предлог+ сущ. Р.п»
Проверьте по «СПРАВОЧНИКУ», верно ли вы записали правило о р.п? Работа в паре. Читают текст вслух.Подчеркивают в карточке имена сущ 1 скл. ед.ч в р.п., Задают вопросы от гл. или других сущ. Называют предлоги.
Оформляют запись в тетрадь.
Сверяются со «СПРАВОЧНИКОМ».
Дополняют запись о предлогах на доске.
5. Формулирование темы (работа с определением) Какие грамматические признаки имени существительного 1 склонения единственного числа в р.п вы знаете?
Кто готов рассказать правило? Записывают правило-схему.
Рассказывают правило в парах.
Оценивают правильность ответа (по записям на доске)
Отвечает один ученик у доски ( не глядя на записи)
6. Развитие умения по применению нового знания. Теперь вы вооружены знаниями о р.псущ 1 склед ч. И это можно показать в выполнении грамматического разбора №2 имени сущ.
Разбирают одно словосочетание( из записей по карточке) на доске, используя «СПРАВОЧНИК».
7. Подведение итогов работы. Рефлексия. -Что вы сегодня узнали нового?
- Какие разборы делали?
Отвечают на вопросы, опираясь на план урока и рабочие записи на доске и в тетради.
8. Домашнее задание. Выполнить грамматический разбор имен существительных из выписанных из карточки словосочетаний
Карточка с домашним заданием
Как хорошо было летом в деревне! От садовой тропинки до полевой дороги мальчишки бегали наперегонки. Бегали купаться, после воды было прохладно. Из деревни ребятишки далеко не уходили, играли около дома старухи Петровны. У кривой берёзы галдела шумная ребятня. Для игры в прятки собирались под вечер. Из- за дальней избы выглядывал водящий, смотрел из- под ладошки: Куда все попрятались? Без дворовой собаки Жучки не проходил ни один вечер. С речки тянулся прохладный туман.
|