Сегодня: 09.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Родительское собрание будущих первоклассников педагогический лекторий "Как помочь ребёнку быть успешным в 1-го дня 1-го класса"

СКАЧАТЬ (27.6 Kb) 03.07.2024, 15:02
Кравцова Наталья Александровна
учитель начальных классов, МБОУ "МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1 ГОРОДА ДОНЕЦКА"
Уважаемые мамы и папы! Сколько бы ни было в вашей взрослой жизни сентябрей, безусловно, самый памятный для каждого тот, когда ваш ребёнок переступил порог школы и стал учеником.
Начало обучения в школе – важная веха в жизни ребёнка. Меняется весь уклад его жизни, расширяется круг обязанностей, изменяется общественное положение. Даже тем, ребятам, которые приходят в школу после детского сада, бывает нелегко.
Первый год обучения в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ваш ребёнок в дальнейшем.
Осознавая всё это, у родителей, естественно, возникает вопрос, готов ли их ребёнок к обучению в школе, как семья может помочь маленькому школьнику, чтобы его школьные годы стали радостными и счастливыми.
Главное – чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, главное – чтобы ваш ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
Что же значит подготовка ребёнка к школе?

Выделяют подготовку специальную и общую.
К общей подготовке относится физическое и психическое развитие ребёнка. К специальной – формирование определённых знаний, умений и навыков. И в первой, и во второй подготовке большая роль отводится родителям. Учёными доказано, что всё начинается в семье. Часто – густо школьные неудачи наших детей, их нежелание и неумение учиться – следствие родительских просчётов и ошибок, тех отношений, которые имеются в семье.
Рассмотрим вначале физическую подготовку детей к школе, так как это фундамент, на котором основывается вся подготовка к школе, в глобальном смысле.

Дети, которые начинают учиться в школе, должны быть физически развитыми, чтобы переход от дошкольного детства к школьному, к новой деятельности, проходил безболезненно. Даже при хорошем физическом развитии первоклассник, особенно в первой четверти, нередко чувствует усталость к концу дня. Родители пугаются, им кажется, что нагрузка для малыша очень большая. Однако, дело совсем не в нагрузке, а в смене режима дня, к которому ребёнок ещё не привык. Необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок мог хорошо отдохнуть днём: поиграть с друзьями, обязательно побывать на свежем воздухе.
Большое значение имеет осанка ребёнка. Правильная осанка благоприятно влияет на функционирование как двигательного аппарата, так и всего организма. Нарушение осанки отрицательно влияет на работу сердца, лёгких, желудочно – кишечного тракта. Повышается утомляемость ребёнка. Ребёнок становится вялым, избегает подбегает подвижных игр и т.д. для избежание этого следует постоянно следить, чтобы дети в любой своей деятельности выбирали правильную позу.

Немаловажным условием подготовки к школе является развитие познавательных способностей детей.
С психологической точки зрения, готовность к школьному обучению означает достижение определённого (соответственно с возрастом) уровня развития познавательных возможностей, особенных свойств, общественно – значимых потребностей, интересов, мотивов, черт характера.

В дошкольном возрасте необходимо учить ребёнка рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Все эти виды деятельности открывают перед нами возможность научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их форму, цвет, величину, соотношение частей, их пространственное расположение. Одновременно это даёт возможность последовательно планировать свои действия, сравнивать результат с тем, что задано, задумано. И все этиумения окажутся чрезвычайно важными в школе. В дошкольном возрасте очень важно научить ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и осязать, т.е. обогащать чувственный опыт. Очень часто бывает так, что то, что видит ребёнок ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, может оказаться «неувиденным» - незафиксированным в сознании, неосознанным. Богатейший материал для развития познавательных процессов ребёнка находится в природе. Надо наблюдать природные явления вместе с детьми, учить задумываться почему так происходит, сравнивать, анализировать, сопоставлять. Для таких наблюдений отлично подойдут совместные прогулки. Нужно стремиться к тому, что ребёнок, увидев то или иное явление природы, заинтересовался, почему так происходит. Если же малыш равнодушно будет смотреть на всё то, что его окружает, если у него не возникнут вопросы об окружающих предметах и явлениях, то, значит, он не воспринял увиденное. Поэтому нужно направлять внимание ребёнка, заставлять задуматься над увиденным. Нужно задавать детям вопросы следующего содержания: «Почему идёт дождь?», «Почему появляется пар, когда вода кипит?», «Почему появляется вода, когда тает снег?» и др. здоровый ребёнок от природы любознательный. Недаром, дошкольников называют «почемучками». И от того, как взрослые отвечают на их бесконечные вопросы, зависит развивается или гаснет любознательность малыша.

Особое значение в психологическом развитии будущего первоклассника приобретает воспитание чувств, умение ориентировать своё поведение в присутствии других людей. Важная роль в этом отводится взрослым.
Несдержанность взрослых, их окрики вызывают у детей не только чувство обиды, но и состояние неуверенности в себе, нервозность. Со временем дети не только привыкают, но и начинают копировать грубый бестактный тон общения. Нужно приучать детей дарить людям радость, общаться позитивно. Такой стиль общения помогает преодолеть конфликт между «хочу» и «нужно», требует от ребёнка определённых волевых усилий, что так необходимо в школьной жизни. Чтобы правильно оценить своего ребёнка, важно наблюдать за ним не только в семье, но и в других жизненных ситуациях.

К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются привычки, связанные с культурой общения с окружающими. Ребёнок должен уметь выражать свои просьбы в спокойном и вежливом тоне, употреблять в речи слова «спасибо», «пожалуйста», не перебивать говорящего, соблюдать элементарные правила этикета.
Взаимоотношения, которые складываются у ребёнка со сверстниками, во многом будут определять его отношения к предстоящей школьной жизни. Как ребёнок сможет войти в новый для него коллектив, найти себе товарищей, быть верно понятым, не поднятым на смех – всё это волнует и будущего школьника, и его родителей. Чтобы у ребёнка складывались доброжелательные, ровные, устойчивые отношения с товарищами, необходимо ещё в дошкольном возрасте познакомить чадо с правилами, регулирующими поведение в коллективе:
• Умей договариваться
• Уступи
• Помоги товарищу
• Будь справедливым и честным.

Те родители, которые считают вопросы воспитания культуры поведения не заслуживающими серьёзного внимания, сталкиваются с таким явлением, когда ребёнок вступает в конфликт и с классом, и с учителем. Чтобы этого не допустить, нужно ещё до школы работать над воспитанием у ребёнка привычки правильно вести себя в обществе.
Одним из условий успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Я. Корчак писал, что воспитатели «должны знать, что самая высокая радость – преодолённой трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…» можно сказать, что весть процесс познания – это упорный труд, поиск выхода их тех трудностей, которые возникают перед человеком в проблемной ситуации. Значит, и умственное развитие ребёнка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать.

Если малыш ограждается от всех трудностей, если всё за него делают родители, бабушки и дедушки, то ему будет нелегко справиться и с учением. Когда ребёнок не готов к трудностям, это приводит к неуверенности в себе, к появлению заниженной самооценки или к негативному отношению к учёбе. Конечно, нужно знать и учитывать возможности ребёнка, постепенно учить его преодолевать всё большие трудности. До школы у родителей ещё есть время начать учить ребёнка преодолевать посильные трудности самостоятельно, выполняя посильные ребёнку задания. Если упустить время, то это затруднит учёбу ребёнка, вызовет отрицательное отношение к учебному труду.

Хотелось бы ещё заострить ваше внимание на том, что у ребёнка нужно вырабатывать правильную самооценку.
Учение – это серьёзная работа, которая будет оцениваться взрослым не так, как игра или задания по дому. Пока ребёнок был маленьким, его часто хвалили за то, что он быстро и хорошо поел, убрал игрушки, самостоятельно оделся. Большинство родителей не скупятся на такую похвалу. Но всегда ли похвала, которую вы так щедро расточаете, заслужена вашим ребёнком. Когда ребёнок выполняет какое-то задание, внимательно рассмотрите работу, выделите недостатки, помогите их исправить. Это учит ребёнка критически подходить к работе. Если же этого не делать, то ребёнок и школьные задания будет выполнять наспех, без особого усердия. Тогда вы будете сердиться на него, требовать переделать работу, чтобы все было сделано правильно, аккуратно и красиво. Ребёнок же, не умеющий критически оценивать результаты своей работы, привыкший получать похвалу взрослого за всё, чтобы он не сделал, будет недоумевать, раздражаться, у него может появиться неприязнь к учению. Взрослый сердится, ребёнок замыкается. Возникает конфликтная ситуация. И вот уже нет того взаимопонимания между ребёнком и взрослым, которое является залогом правильного воспитания. Похвала оказывает неоценимое воздействие на маленького человека, когда она справедливо заслужена, когда она заработана путём большого усердия, когда одержана победа над собой, преодолены трудности, когда результат усилий может порадовать и самого ребёнка и окружающий.

Одной из основных задач подготовки детей к школе является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет зависеть от того, на сколько ребёнок приучен к труду. Трудовое воспитание также начинается в семье. Примером для подражания становятся для ребёнка конкретные трудовые действия близких ему людей. Раньше всего ребёнок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Если близкие ребёнку люди, берутся за дело охотно, делают всё радостно и задорно, малыша привлекают такие занятия, он стремится принять в них участие.
Однако, трудовое воспитание должно сочетаться с обучением. Прежде всего – это показ. Показ сопровождается объяснением. Нужно дать ребёнку возможность поупражняться, обязательно нужно приободрять ребёнка, хвалить за достижения. По мере надобности снова прибегаем к показу, тренируем ребёнка в выполнении отдельных операций, но как только действие усвоено, нужно отработать его целиком.

Привычка к труду, впрочем, как и каждая привычка, вырабатывается постоянным, систематическим упражнением. Если ребёнок привлекается к труду эпизодически, то есть, взрослые иногда просят что-то сделать ребёнка самостоятельно, чаще выполняют за ребёнка нужное действие сами, то при таком подходе, хорошая привычка у ребёнка сформироваться не может.

Какой же уровень знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок перед школой?
Поступая в школу ребёнок должен:
• иметь достаточно большой запас слов,
• уметь рассказывать об увиденном,
• пересказывать небольшой текст,
• составить рассказ по картинке,
• правильно поставить вопрос
• дать ответ полным предложением.

В домашних условиях, во время прогулок, игр необходимо как можно больше разговаривать с ребёнком, следить за своей речью, т.к. именно речь взрослого, который находится рядом с ребёнком, является примером для подражания. Не следует сводить разговор с ребёнком к поучениям. Необходимо расспрашивать, что видел ребёнок, что делал, как играл, обязательно нужно терпеливо выслушать, не перебивать после того, как вы выслушали ребёнка, не обижая его, не надсмехаясь, можно исправить ошибки, допущенные в рассказе. Старайтесь больше читать и рассказывать ребёнку, рассматривайте вместе картинки в книгах, комментируйте их.

Основа обучения грамоте – развитие фонематического слуха (умение слышать все звуки речи). Играйте с ребёнком в различные дидактические игры: «Кто больше придумает слов на букву «К», «Придумай слово на 3-й звук в слове», «Назови овощи, в названии которых есть звук /к/, «Придумай слово на последний слог моего слова» и т.д. все эти и другие фонетические игры способствуют формированию грамотного письма ребёнка. Формирование чуткого фонетического слуха у ребёнка – это отличная профилактика дисграфии.

Несколько слов о чтении. Практика показывает, что, чем раньше ребёнок научится свободно читать, тем лучше он развивается умственно, тем лучше успеваемость в школе. Отставание в младших классах объясняется прежде всего неумением хорошо читать. И тут многое зависит от родителей. Нужно терпеливо работать с ребёнком, вызывать интерес к чтению. Очень хорошо, если ребёнок будет видеть перед глазами живой пример – родителей, читающих книги. Также формированию у ребёнка живого интереса к чтению способствует совместное чтение всей семьёй книг по вечерам. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка читать насильно. Это отбивает у детей охоту к учёбе.

В конце дошкольного периода у ребёнка формируются элементарные математические представления. Немного пользы в том, что ребёнок быстро считает от 1 до 100. Намного важнее сформировать умение ориентироваться в количественной стороне деятельности: сопоставлять предметы по количеству (больше, меньше, равно), выделять отдельные предметы с множества, считать их и называть общее количество, знать состав чисел в пределах 10. На основе этих представлений дети овладевают простейшими математическими операциями – сложением и вычитанием. Дошкольники должны уметь сопоставлять предметы по величине, форме, пространственным отношениям. Очен6ь хорошо, если ребёнок овладеет до школы умением выполнять измерения при помощи условной мерки – верёвочки, полоски бумаги, стакана. Также немаловажным является умение ориентироваться во времени: вчера, сегодня, завтра.

Обобщая вышесказанное, можно выделить основные знания, умения и навыки по математике, которые должен усвоить ребёнок до школы:
• знание прямого счёта и счёта в обратном порядке в пределах 10. Умение отвечать на вопрос «сколько?» (количественный счёт) и «какой по счёту?» (порядковый счёт);
• умение назвать соседей числа (предыдущее и последующее);
• знание состава чисел от 1 до 5;
• знание таблицы сложения и вычитания чисел от 1 до 5;
• умение разделить предметы на 2 или 4 равные части;
• понимание того, что целое больше его части, а часть меньше целого;
• умение решить простую задачу на сложение и вычитание в пределах 5;
• умение придумать простую задачу на сложение и вычитание в пределах 5;
• умение измерить длину, высоту, ширину, объём при помощи условной мерки: палочки, верёвочки, проволочки и т.д, ложки, стакана, кружки;
• умение сравнить предметы по длине, высоте, ширине, объёму;
• умение назвать и изобразить треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, круг, а также составить эти фигуры из готовых частей. Узнавать овал, шар, куб, цилиндр
• умение расположить предметы, фигуры по признакам: между, ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа ,сзади, впереди, над, под, за, перед.

Этот объём знаний обеспечит ребёнку успешное усвоение программы по математике в 1 классе.
Как же учить ребёнка неформальному счёту? Один из приёмов работы по обучению счёту – пересчёт предметов. Такая работа не требует специального времени. Этим можно заниматься по пути в детский сад, вечером, на прогулке, когда ребёнок убирает свои игрушки. Назовите число, а малышу предложите отгадать те предметы, которые вы только что сосчитали. Очень много способов упражнений в счёте в быту. Например, можно попросить малыша помочь накрыть на стол обед: положить на стол 3 ложки и столько же вилок. Такие задания помогают закрепить счёт и сформировать понятие «столько же». Можно играть в игру «Считай дальше!». Взрослый доходит до определённого числа, а дальше просит продолжить ребёнка. Можно играть в игру «Добавь до…». Взрослый кладёт на стол определённое количество предметов и просит ребёнка добавить столько, чтобы получилось какое-то число.

Очень хорошо, если ребёнок в повседневной жизни научится использовать слова «больше, меньше, столько же». Во время игры можно предложить ребёнку уравнивать количество предметов двумя способами: добавить или убрать какое-то число предметов, чтобы стало поровну. Или попросить ребёнка сделать так, чтобы количество предметов стало меньше (больше).
Для знакомства с составом числа хорошо помогут монеты. Можно просить ребёнка взять столько монет, чтобы получилось определённое число. Например, 5.
Для дошкольника важно и нужно проводить работу по измерению предметов. При сравнении разных предметов полезно научить ребёнка самостоятельно выбирать те свойства, по которым такое сравнение можно провести. Например, две книги можно сравнить по высоте, ширине, толщине. И меру нужно выбрать подходящую. Для того, чтобы проверить, понимает ли ребёнок разницу в измерении протяжённости и вместимости, можно предложить ему простые задания:
• Выделить одинаковые свойства двух предметов – банки и коробки.
• Выбрать меру для измерения высоты
• Подобрать меру для сравнения вместимости.

Упражнения в измерении полезно чередовать с упражнениями на развитие глазомера. Сравнить вначале 2 величины на глаз. Ребёнок особенно охотно и точно выполняет измерения для того, чтобы доказать свою правоту.
Дети 6-7 лет обычно интересуются, кто кого старше. Используйте этот интерес, если он проявился у вашего ребёнка. Можно задавать вопросы ребёнку:
• Кто из братьев старший?
• На сколько лет?
• Кто раньше родился?
• Сколько было тебе лет, когда родился брат?

В быту можно с детьми составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Развитие пространственных представлений. Что же это такое? Нужны ли такие представления дошкольнику и какое отношение имеют они к изучению математика по программе 1 класса? Самое непосредственное. Если мы посмотрим в учебник по математике для 1-го класса, то увидим, что многие задачи содержат слова: длиннее, больше, короче, выше, ниже, старше, моложе, дороже, дешевле. Может ли разобраться в содержании подобных задач ребёнок, который не осознал этой терминологии? Проверить, владеет ли ребёнок этими понятиями, очень просто. Нужно задать ему вопросы, предусматривающие понимание этих слов. Отрабатывать терминологию очень легко. Нужно тренироваться в повседневной жизни. Например, обращаться к ребёнку со следующими просьбами:
- Оторви мне нитку короче, чем эта.
- Достань 2 гвоздя: один – такой же , как этот, а другой – немного длиннее.
Все эти понятия должны закрепляться в практической деятельности.

У большинства первоклассников плохо развита мелкая мускулатура руки. Только начинается письмо палочек, кружочков, как возникают первые трудности. Причина простая – слабая кисть. Чтобы избежать этой проблемы, нужно вместе с ребёнком заниматься вырезанием картинок, кругов, квадратов. Вырезать можно из специального альбома-самоделки. Очень помогает в развитии мелкой моторики раскрашивание картинок цветными карандашами. При выполнении таких заданий, нужно следить за тем, чтобы ребёнок накладывал штрихи карандашом в одну сторону, не выходил за контур рисунка и не оставлял пробелов. Работа с карандашами и красками полезна не только для рук, но и для развития глазомера, аккуратности, эстетического вкуса. Необходимо обязательно следить, чтобы любую работу ребёнок доводил до конца. Очень помогает в развитии мелкой мускулатуры руки выполнение различных видов штриховки геометрических фигур. Развитию мелкой моторики помогает также работа с пластилином, занятия шнуровками, мозаикой, пазлами.

Всё, о чем было сказано, нужно делать с ребёнком постепенно, не принуждая, в игровой форме. Если что-то не получается, проявите терпение, потрудитесь объяснить ещё раз, помогите справиться с заданием. За год до школы вполне реально помочь ребёнку освоить все вышеперечисленные навыки. И тогда, безусловно, ваш малыш не столкнётся с трудностями в первые же дни. Учёба будет приносить ребёнку радость и удовольствие, потому что у него будет всё хорошо получаться.


Категория: Блоги | Добавил: NataliyaSerg777
Просмотров: 92 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог